Маркетинг образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность - рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также особенности продвижения образовательных услуг на рынке. Цель данной работы выявить и определить сущность, классификацию и особенности продвижения маркетинга образовательных услуг в период развития современной экономики. Основные задачи курсовой работы: - создание комплексного представления об особенностях маркетинговой деятельности образовательного учреждения; - формирование навыков анализа ситуации на рынке образовательных услуг различных ступеней образования; - формирование умений принятия решений с учетом состояния окружающей маркетинговой среды образовательного учреждения;

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

          К преимуществам печатной рекламы  относятся:

-  широкий охват в  сочетании с высокими избирательными  возможностями специализированных  и локальных изданий;

-  длительность существования  и использования;

-  высокая степень доверия  к напечатанной информации;

-  творческая гибкость;

-  возможность прочитать  сообщение в любой момент времени,  нужное количество раз, проанализировать, передать другому лицу.

          Кроме того, печатная реклама  является активным средством  информации: читатели перелистывают  страницы, закладывают, вырезают, отмечают  объявления, делают отметки на  полях, выбирая интересующую их  информацию. Все это проделывают  и потенциальные клиенты образовательных  услуг: они, как правило, тщательно  и обстоятельно подходят выбору  учебного заведения, изучают различные  предложения, анализируют и сопоставляют  их и т.д.

          Не стоит также забывать и  о таком, достаточно дешевом,  но действенном типе рекламной  информации, как стационарные наружные  носители (стены, щиты и т.п.). Кроме  того, весьма эффективны такие  рекламные мероприятия, как:

-  дни открытых дверей;

-  презентации;

-  участие в специализированных  выставках и ярмарках;

-  юбилеи или памятные  даты учреждения и его сотрудников;

-  встречи выпускников;

-  учреждение ассоциаций  выпускников, клубов почетных  докторов;

-  проводимые вузом  конференции и симпозиумы.

          Рекламные обращения образовательных  учреждений, как правило, стандартны. В них содержится информация  о предлагаемых образовательных  программах, наличии лицензии, сроках  обучения, сотрудничестве с  15иностранными учебными заведениями и др. Однако оптимальным вариантом рекламного объявления, на мой взгляд, является то, которое сочетает содержательную информацию и неординарное творческое решение.

          Чрезвычайно важно иметь в  виду, что на рынке образовательных  услуг негативный эффект от  некачественной рекламы приобретает  особенно большие масштабы. Рекламное  обращение, выполненное непрофессионально,  юридически небезупречно, не отвечающее  принципам добросовестной конкуренции,  будет свидетельствовать о низком  образовательном и культурном  уровне рекламодателя, его некомпетентности, непрофессионализме, вызовет к нему  недоверие и может послужить  весомой причиной отказа от  приобретения данной образовательной  услуги.

          Кроме того, в рекламе образовательной  услуги весьма важно учитывать  региональные, национальные, религиозные,  культурные особенности и проблемы. Достаточно серьезно воспринимается  лишь такая реклама образовательных  услуг, которая убедительна с  точки зрения возможностей региональной  адаптации, понимания специфики  региона, запросов местных властей  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Использование маркетинга на  рынке образовательных услуг,  давно являющееся само собой  разумеющимся в странах с развитой  рыночной экономикой, уже никем  не оспаривается и повсеместно  внедряется и в нашей стране. Честно говоря, маркетинговые средства  использовались у нас с очень  давних пор, в том числе и  в советское время, ведь различные  объявления о приеме в вуз,  поездки представителей вузов  по городам и весям, разнообразные  подготовительные курсы - это  все элементы маркетинга.

          Основными итогами данной работы  можно считать следующее:

1. Обоснована необходимость  и перспективность реализации  потенциала маркетинга в сфере  образования, применительно как  к коммерческим, так и к бюджетным  (государственным) образовательным  учреждениям, в связи с переменами, происходящими в российском обществе. Формирование эффективной, современной  рыночной экономики возможно  только благодаря масштабным  усилиям в сфере образования.  Отечественному образованию, в  условиях жесткого дефицита государственных  ассигнований, необходим цивилизованный, эффективно работающий образовательный  рынок, нужно многообразие организационных  форм и рыночных стратегий  образовательных учреждений, необходимы  содействующие им и потребителям  их услуг элементы и связи  рыночной инфраструктуры, важен  маркетинговый подход, ориентированный  на успешное удовлетворение образовательных  запросов личностей, фирм, социальных  институтов и групп, всего общества.

2. Разработана концепция  маркетинга в сфере образования,  в т.ч. определены его миссия, сфера действия, предмет, роль, объекты,  структура задач, состав и функции  участников, содержание и направленность маркетинговых отношений, основные принципы и методы маркетинговой деятельности с учетом выявленных принципиальных особенностей этой сферы, а также особенностей существующей в России окружающей маркетинговой среды трансформационного периода.

          В числе особенностей, определяющих  специфику маркетинга в сфере  образования как таковой, выделены  прежде всего следующие:

-  активная роль конечного  потребителя образовательных услуг  - личности  в образовательном  процессе в корне меняет содержание  и характер маркетинговой деятельности, задает ей особые требования  и предоставляет новые возможности;

- отсроченный характер  проявления результатов образования,  в т. ч. дифференцированного  в зависимости от степени фундаментальности  и прикладной ориентации знаний  существенно изменяет динамику  спроса и диктует особенности  ценовой, коммуникационной политики, а также политики в отношении  ассортимента услуг и его обновления;

- сущность маркетинга  образовательных услуг как маркетинга  систем, открытых для информационного  и другого обмена задает приоритет  сотрудничества и ограничивает  эффективность конкуренции производителей  образовательных услуг;

-  сохраняющаяся высокая  значимость и необходимость участия  государства (в лице федеральных  и региональных органов управления) в развитии образования диктует  целесообразность тесного взаимодействия  коммерческих и некоммерческих  ориентаций в маркетинге образовательных  услуг.

3. Выработаны рекомендации, раскрывающие направления, последовательность  и содержание работ по становлению  и поддержке маркетинга, по организации  работы маркетинговой службы  и управления ее деятельностью  в образовательном учреждении. Также  определены возможности и направления  содействия маркетингу ОУП со  стороны федеральных, региональных  органов управления и общественных  организаций.

          Практический опыт маркетинговой  деятельности в этой сфере  как в России, так и в мире  крайне фрагментарен. Новый опыт  еще предстоит накапливать, осмысливать  и осваивать. Но делать это  надо без промедления и использовать  при этом то, что уже сейчас  может дать для сферы образования  современная теория маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Годин А. М. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 728 с.
  2. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 560 с.
  3. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ Омега-Л,             2007. - 356 с.
  4. Баранник М.А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия», 2009 г.- 189с.
  5. Пищулин С. В. «Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы», 2007 г. - 345с.
  6. Владимиров В. П. Государственный ВУЗ в рыночной экономике // Высшее образование в России. - 2007. - №4. -  С. 6-13
  7. Панкрухин А. П.  Реклама образовательных услуг // Альма Матер, 2009. -  № 8. - С. 25-27
  8. Владимиров В. Платное образование: социальный контекст // Высшее

         образование  в России. - 2010. - №1. - С. 41-42

  1. Голдобин Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. - 2009. - №1.- С. 12-15
  2. Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.: Экономика, 2008. - 263с.
  3. Зиннуров У. Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. - Уфа, 2007. - 189с.
  4. Зернов В.А.,  Бархатова Т. Н. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. - 2010. - №4. - С. 10-13
  5. Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. - № 4. - 2006. – С. 24-31
  6. Гуммессон Э. Маркетинг услуг // Теория маркетинга / Под ред. М.Бейкера. - СПб.: Питер, № 5, 2009. - С. 37-41
  7. Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования на рынке образования // Высшее образование в России. - 2010. -  С.32-34

1 Годин А. М. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 728 с.

2 Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 560 с.

3 Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ Омега-Л, 2007. - 356 с.

4 Баранник М.А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия», 2009 г.- 189с.

5 Пищулин С. В. «Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы», 2007 г. - 345с.

6 Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования на рынке образования // Высшее образование в России. - 2010. -  С.32-34

7 Гуммессон Э. Маркетинг услуг // Теория маркетинга / Под ред. М.Бейкера. - СПб.: Питер, № 5, 2009. - С. 37-41

8 Владимиров В. П. Государственный ВУЗ в рыночной экономике // Высшее образование в России. - 2007. - №4. -  С. 6-13

9 Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. - № 4. - 2006. – С. 24-31

10 Зернов В.А.,  Бархатова Т. Н. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. - 2010. - №4. - С. 10-13

11 Панкрухин А. П.  Реклама образовательных услуг // Альма Матер, 2009. -  № 8. - С. 25-27

12 Зиннуров У. Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. - Уфа, 2007. - 189с

13 Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.: Экономика, 2008. - 263с.

14 Голдобин Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. - 2009. - №1.- С. 12-15

15 Владимиров В. Платное образование: социальный контекст // Высшее образование в России. - 2010. - №1. - С. 41-42


Информация о работе Маркетинг образовательных услуг