К преимуществам печатной рекламы
относятся:
- широкий охват в
сочетании с высокими избирательными
возможностями специализированных
и локальных изданий;
- длительность существования
и использования;
- высокая степень доверия
к напечатанной информации;
- творческая гибкость;
- возможность прочитать
сообщение в любой момент времени,
нужное количество раз, проанализировать,
передать другому лицу.
Кроме того, печатная реклама
является активным средством
информации: читатели перелистывают
страницы, закладывают, вырезают, отмечают
объявления, делают отметки на
полях, выбирая интересующую их
информацию. Все это проделывают
и потенциальные клиенты образовательных
услуг: они, как правило, тщательно
и обстоятельно подходят выбору
учебного заведения, изучают различные
предложения, анализируют и сопоставляют
их и т.д.
Не стоит также забывать и
о таком, достаточно дешевом,
но действенном типе рекламной
информации, как стационарные наружные
носители (стены, щиты и т.п.). Кроме
того, весьма эффективны такие
рекламные мероприятия, как:
- дни открытых дверей;
- презентации;
- участие в специализированных
выставках и ярмарках;
- юбилеи или памятные
даты учреждения и его сотрудников;
- встречи выпускников;
- учреждение ассоциаций
выпускников, клубов почетных
докторов;
- проводимые вузом
конференции и симпозиумы.
Рекламные обращения образовательных
учреждений, как правило, стандартны.
В них содержится информация
о предлагаемых образовательных
программах, наличии лицензии, сроках
обучения, сотрудничестве с
15иностранными учебными заведениями
и др. Однако оптимальным вариантом рекламного
объявления, на мой взгляд, является то,
которое сочетает содержательную информацию
и неординарное творческое решение.
Чрезвычайно важно иметь в
виду, что на рынке образовательных
услуг негативный эффект от
некачественной рекламы приобретает
особенно большие масштабы. Рекламное
обращение, выполненное непрофессионально,
юридически небезупречно, не отвечающее
принципам добросовестной конкуренции,
будет свидетельствовать о низком
образовательном и культурном
уровне рекламодателя, его некомпетентности,
непрофессионализме, вызовет к нему
недоверие и может послужить
весомой причиной отказа от
приобретения данной образовательной
услуги.
Кроме того, в рекламе образовательной
услуги весьма важно учитывать
региональные, национальные, религиозные,
культурные особенности и проблемы.
Достаточно серьезно воспринимается
лишь такая реклама образовательных
услуг, которая убедительна с
точки зрения возможностей региональной
адаптации, понимания специфики
региона, запросов местных властей
и т.п.
Заключение
Использование маркетинга на
рынке образовательных услуг,
давно являющееся само собой
разумеющимся в странах с развитой
рыночной экономикой, уже никем
не оспаривается и повсеместно
внедряется и в нашей стране.
Честно говоря, маркетинговые средства
использовались у нас с очень
давних пор, в том числе и
в советское время, ведь различные
объявления о приеме в вуз,
поездки представителей вузов
по городам и весям, разнообразные
подготовительные курсы - это
все элементы маркетинга.
Основными итогами данной работы
можно считать следующее:
1. Обоснована необходимость
и перспективность реализации
потенциала маркетинга в сфере
образования, применительно как
к коммерческим, так и к бюджетным
(государственным) образовательным
учреждениям, в связи с переменами,
происходящими в российском обществе.
Формирование эффективной, современной
рыночной экономики возможно
только благодаря масштабным
усилиям в сфере образования.
Отечественному образованию, в
условиях жесткого дефицита государственных
ассигнований, необходим цивилизованный,
эффективно работающий образовательный
рынок, нужно многообразие организационных
форм и рыночных стратегий
образовательных учреждений, необходимы
содействующие им и потребителям
их услуг элементы и связи
рыночной инфраструктуры, важен
маркетинговый подход, ориентированный
на успешное удовлетворение образовательных
запросов личностей, фирм, социальных
институтов и групп, всего общества.
2. Разработана концепция
маркетинга в сфере образования,
в т.ч. определены его миссия,
сфера действия, предмет, роль, объекты,
структура задач, состав и функции
участников, содержание и направленность
маркетинговых отношений, основные принципы
и методы маркетинговой деятельности
с учетом выявленных принципиальных особенностей
этой сферы, а также особенностей существующей
в России окружающей маркетинговой среды
трансформационного периода.
В числе особенностей, определяющих
специфику маркетинга в сфере
образования как таковой, выделены
прежде всего следующие:
- активная роль конечного
потребителя образовательных услуг
- личности в образовательном
процессе в корне меняет содержание
и характер маркетинговой деятельности,
задает ей особые требования
и предоставляет новые возможности;
- отсроченный характер
проявления результатов образования,
в т. ч. дифференцированного
в зависимости от степени фундаментальности
и прикладной ориентации знаний
существенно изменяет динамику
спроса и диктует особенности
ценовой, коммуникационной политики,
а также политики в отношении
ассортимента услуг и его обновления;
- сущность маркетинга
образовательных услуг как маркетинга
систем, открытых для информационного
и другого обмена задает приоритет
сотрудничества и ограничивает
эффективность конкуренции производителей
образовательных услуг;
- сохраняющаяся высокая
значимость и необходимость участия
государства (в лице федеральных
и региональных органов управления)
в развитии образования диктует
целесообразность тесного взаимодействия
коммерческих и некоммерческих
ориентаций в маркетинге образовательных
услуг.
3. Выработаны рекомендации,
раскрывающие направления, последовательность
и содержание работ по становлению
и поддержке маркетинга, по организации
работы маркетинговой службы
и управления ее деятельностью
в образовательном учреждении. Также
определены возможности и направления
содействия маркетингу ОУП со
стороны федеральных, региональных
органов управления и общественных
организаций.
Практический опыт маркетинговой
деятельности в этой сфере
как в России, так и в мире
крайне фрагментарен. Новый опыт
еще предстоит накапливать, осмысливать
и осваивать. Но делать это
надо без промедления и использовать
при этом то, что уже сейчас
может дать для сферы образования
современная теория маркетинга.
Список использованной литературы
- Годин А.
М. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 728
с.
- Маркетинг:
Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А.Красильников
и др.; Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 2009. – 560 с.
- Панкрухин
А. П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ Омега-Л,
2007. - 356 с.
- Баранник
М.А. «Маркетинг образовательных услуг:
базовые понятия», 2009 г.- 189с.
- Пищулин
С. В. «Современные методы маркетинга в
области образования: динамика, перспективы»,
2007 г. - 345с.
- Владимиров
В. П. Государственный ВУЗ в рыночной экономике
// Высшее образование в России. - 2007. - №4.
- С. 6-13
- Панкрухин
А. П. Реклама образовательных услуг
// Альма Матер, 2009. - № 8. - С. 25-27
- Владимиров
В. Платное образование: социальный контекст
// Высшее
образование
в России. - 2010. - №1. - С. 41-42
- Голдобин
Н. Особенности маркетинга в организации
дистанционного обучения // Дистанционное
образование. - 2009. - №1.- С. 12-15
- Браверман
А. Маркетинг в российской экономике переходного
периода. М.: Экономика, 2008. - 263с.
- Зиннуров
У. Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория
и методы решения. - Уфа, 2007. - 189с.
- Зернов
В.А., Бархатова Т. Н. Негосударственные
вузы России // Высшее образование в России.
- 2010. - №4. - С. 10-13
- Шевченко
Д.А. Маркетинговые исследования рынка
образовательных услуг в России // Маркетинг
в России и за рубежом. - № 4. - 2006. – С. 24-31
- Гуммессон
Э. Маркетинг услуг // Теория маркетинга
/ Под ред. М.Бейкера. - СПб.: Питер, № 5, 2009.
- С. 37-41
- Шевченко
Д.А. Маркетинговые исследования на рынке
образования // Высшее образование в России.
- 2010. - С.32-34
1 Годин А. М. Маркетинг: Учебник.
- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 728 с.
2 Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов,
Ю. Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под
ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
2009. – 560 с.
3 Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник.
- М.: ИКФ Омега-Л, 2007. - 356 с.
4 Баранник М.А. «Маркетинг образовательных
услуг: базовые понятия», 2009 г.- 189с.
5 Пищулин С. В. «Современные методы
маркетинга в области образования: динамика,
перспективы», 2007 г. - 345с.
6 Шевченко Д.А. Маркетинговые
исследования на рынке образования // Высшее
образование в России. - 2010. - С.32-34
7 Гуммессон Э. Маркетинг услуг
// Теория маркетинга / Под ред. М.Бейкера.
- СПб.: Питер, № 5, 2009. - С. 37-41
8 Владимиров В. П. Государственный
ВУЗ в рыночной экономике // Высшее образование
в России. - 2007. - №4. - С. 6-13
9 Шевченко Д.А. Маркетинговые
исследования рынка образовательных услуг
в России // Маркетинг в России и за рубежом.
- № 4. - 2006. – С. 24-31
10 Зернов В.А., Бархатова Т.
Н. Негосударственные вузы России // Высшее
образование в России. - 2010. - №4. - С. 10-13
11 Панкрухин А. П. Реклама образовательных
услуг // Альма Матер, 2009. - № 8. - С. 25-27
12 Зиннуров У. Г. Маркетинг в деятельности
вузов: теория и методы решения. - Уфа, 2007.
- 189с
13 Браверман А. Маркетинг в российской
экономике переходного периода. М.: Экономика,
2008. - 263с.
14 Голдобин Н. Особенности маркетинга
в организации дистанционного обучения
// Дистанционное образование. - 2009. - №1.-
С. 12-15
15 Владимиров В. Платное образование:
социальный контекст // Высшее образование
в России. - 2010. - №1. - С. 41-42