Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 08:22, контрольная работа
Цель исследования – изучить особенности маркетинга региона.
Задачи исследования:
определить особенности региональной политики и типы региональных проблем.
проанализировать понятие образ, имидж, бренд и репутация региона.
рассмотреть маркетинговые методы в региональной политике.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Региональный маркетинг
1.1 Региональная политика и типы региональных проблем
1.2 Образ, имидж, бренд и репутация региона
Глава 2. Маркетинговые методы в региональной политике
2.1 Разработка стратегии маркетинга региона
2.2 Маркетинг имиджа и инфраструктуры региона
2.3 Методы регионального маркетинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «Региональная экономика и управление»
Маркетинг территорий
Контрольная работа
на тему: «Маркетинг региона»
Выполнил: ст.ГЗП 3Гильманова А.Р.
Уфа-2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Региональный маркетинг
1.1 Региональная политика и типы региональных проблем
1.2 Образ, имидж, бренд и репутация региона
Глава 2. Маркетинговые методы в региональной политике
2.1 Разработка стратегии маркетинга региона
2.2 Маркетинг имиджа и инфраструктуры региона
2.3 Методы регионального маркетинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Региональный и муниципальный маркетинг - это система мер по привлечению в регион или город новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Он может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального и муниципального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе или городе, целенаправленные визиты руководителей администрации, встречи с руководителями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизнеса; кампании, проводимые совместно с торгово-промышленной палатой и пр. Региональный и муниципальный маркетинг представляет собой действенный инструмент социально-экономического развития региона и города.
В настоящее время перед
большинством субъектов РФ стоит
проблема повышения имиджа и инвестиционной
привлекательности региона. Несмотря
на увеличивающиеся расходы
Актуальность и необходимость работы над маркетингом регионов вызвана, прежде всего, обострившейся конкурентной борьбой между регионами страны за квалифицированную рабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение инвестиций в регион и т.д.
Цель исследования – изучить особенности маркетинга региона.
Задачи исследования:
Объект исследования – основополагающие характеристики маркетинга территорий.
Предмет исследования – особенности маркетинга региона.
Глава 1. Региональный маркетинг
1.1 Региональная политика и типы региональных проблем
Одна из сфер, где может
применяться и успешно
Под региональной политикой понимают систему мер, принимаемых государственными (центральными, региональными, местными) органами по сглаживанию региональных проблем, возникающих как результат противоречий между интересами различных сил, участвующих в социальных процессах на территории.
К числу этих сил относятся:
Существуют главным образом
в развитых странах, регионы относительно
благополучные, где экономика развивается
стабильно, уровень безработицы
низок, структура занятости
Чаще всего каждый конкретный регион в соответствии со своим географическим положением и исторически сложившимся потенциалом сталкивается с различными проблемами, в число которых могут входить:
социально-экономическая
отсталость, экономика доиндустриального
типа, отсутствие современной промышленности
и инфраструктуры, перенаселенность
сельской местности (где небольшие
земельные наделы при традиционно
экстенсивном ведении хозяйства
не в состоянии прокормить крестьян),
низкий культурно-образовательный
уровень большей части
депрессивная экономика на территориях, где в свое время процветала промышленность, но теперь либо истощились природные ресурсы, либо просто изменилась структура экономики (например, упал спрос на уголь в связи с современными тенденциями топливно-энергетического баланса); высокий уровень безработицы;
гипертрофированное развитие, перенаселенность, экологическое неблагополучие в крупнейших мегаполисах, куда высокоразвитая инфраструктура продолжает привлекать промышленность, а относительно хорошие социальные условия — мигрантов; при этом наблюдается дефицит неквалифицированных трудовых ресурсов, и именно эта категория преобладает в составе мигрантов, что порождает нередко особую проблему — культурной несовместимости (это явление давно известно в нашей стране как проблема "лимитчиков", с трудом вписывающихся в население больших городов; в последние годы "лимитчики" сменились мигрантами из бывших союзных республик и отчасти из республик Северного Кавказа, что имеет больше аналогий с мировым опытом и порождает более острые проблемы).
Любая из названных проблем
является прежде всего проблемой
местного населения. Но она является
также проблемой местных
Все эти проблемы в огромной степени связаны с размещением производства (инвестиций): в одних случаях региону необходимы новые рабочие места, в других — отток промышленности. Противоречие связано с тем, что собственники средств производства в этом как раз не заинтересованы: все факторы размещения работают на консервацию или обострение сложившейся ситуации.
Однако не всегда и не все можно свести к инвестициям. Есть по меньшей мере две категории, стоящие с ними в одном ряду. Это, во-первых, туристы, обеспечивающие спрос на продукцию региона и тем самым способствующие — по-иному — его развитию. Во-вторых, в некоторых ситуациях положение может быть несколько выправлено благодаря миграционному притоку определенных категорий, способных гармонизировать структуру населения и трудовых ресурсов (женщины или, наоборот, мужчины, квалифицированные кадры, молодежь, лица той или иной национальности и т.д.).
Иной характер носят этнические проблемы. Конфликты между различными этническими группами, компактно представленными на одной территории, возникают, когда одна из них считает, что ее права в чем-то нарушаются (интересно, что считать так могут одновременно разные группы: одни недовольны, что на их "исконной" земле "пришельцы" играют слишком заметную роль в экономике, оттесняя "хозяев", и требуют, чтобы власти "навели порядок"; другие же сами подобные требования рассматривают как ущемление прав). Именно как межэтническая проявляется очень часто упомянутая проблема культурной несовместимости.
На первый взгляд эти проблемы
не имеют никакого отношения к
размещению производства, инвестициям
и вообще к экономике. На самом
деле они чаще всего складываются
на фоне одной из вышеупомянутых проблем,
которые обостряют
Упомянем еще одну специфическую проблему — освоение слабозаселенных территорий с экстремальными природными условиями. Такие территории нередко бывают богаты ценными природными ресурсами, в освоении которых заинтересованы крупные корпорации, но у последних может не оказаться средств, так как в этой ситуации требуются огромные первоначальные инвестиции в инфраструктуру. С другой стороны, в том же бывает заинтересовано и государство — по соображениям как макроэкономическим (освоение ресурсов означает рост национальной экономики), так и военно-стратегическим.
Наконец известно множество
вариантов сочетания и
Для решения данных проблем, а точнее, для их сглаживания (поскольку полностью решить проблемы практически невозможно), и проводится региональная политика.
Региональная политика связана с определенной системой социально-экономических отношений в стране: она предполагает, с одной стороны, широкое развитие рыночных отношений, самостоятельность собственников средств производства, а с другой — активное участие государства в экономике.
1.2 Образ, имидж, бренд и репутация региона
В России уже наступило
время, когда регионам приходится конкурировать
буквально за все: за инвестиции, информационные,
транспортные и туристические потоки,
экологические, экономические, социальные
и культурные проекты, креативные эксклюзивные
идеи и, конечно же, за специалистов,
способных всем этим управлять. Причем
в дальнейшем межрегиональная конкуренция
все жестче, и при этом, в выигрышном
положении окажутся те из регионов,
кто не только обладает востребованными
региональными ресурсами, но и сумеет
с выгодой для своего развития
воспользоваться ими. В условиях
жесткой межрегиональной
Цель регионального
Позиционировать регион, сделать
его узнаваемым можно только путем
продвижения его локальных