Маркетинг в культурно – досуговых учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявление особенностей функционирования маркетинга в культурно-досуговых учреждениях. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
-изучить комплекс маркетинга;
-выявить основополагающие функции маркетинга;
-показать влияние маркетинга на культурно-досуговые учреждения.
Объектом исследования является маркетинг культурно-досуговых учреждений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы маркетинга 6
1.1 Понятие маркетинга 6
1.2 Функции маркетинга 9
Глава 2. Культурно-досуговые учреждения и особенности развития маркетинга и рыночных отношений в них 17
2.1. Культурно – досуговые учреждения 17
2.2 Научно – методические основы организации деятельности культурно – досуговых учреждений по законам рыночной экономики и маркетинга 26
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по СКД НХТ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам.

Новый вид составляют хозрасчетные библиотеки, получившие в последние годы широкое развитие. Они создаются в местах, где нет поблизости государственных библиотек. Открываются такие библиотеки при наличии небольшого количества книг. Открытие платной библиотеки оформляется соответствующими документами.

К специальным  библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских  академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения.

 

Музеи

Важное место  в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.

Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости  от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты  порой пользуются мировой известностью.

Пока в тяжелом  положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты  рассказывают о славной истории  предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи.

Следует назвать  и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

 

Кинотеатры

Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр – учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение – зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат.

Кинотеатры  располагают портативной кинопроекционной установкой в основном для демонстрации узкопленочных (16 мм) кинофильмов.

Кинотеатры  проводят широкую культурно-досуговую  деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д.

В последнее  время на базе кинотеатров стали  организовываться киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости.

 

Центры досуга

Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. Официальные  документы не дают достаточно полного представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о залах игровых автоматов и аттракционных комплексах на электронной основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом культурной среды обслуживания населения, вписаться в её структуру.

Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень  в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к  такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей  центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более  широкого предоставления населению  платных культурно-оздоровительных  услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.

Студентам следует  не только теоретически усвоить назначение, специфику работы центров досуга, но и приобрести необходимый практический опыт для работы в этом новом образовании.

Теоретическое образование и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции досуга, принципы организации которого во все большей степени ориентируются на удовлетворение разнообразных потребностей различных слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют более узкие задачи по организации досуга, центры предназначаются для многопрофильного обслуживания населения.

Перед центрами досуга ставится задача как можно  более широко предоставлять населению  высококачественные платные услуги – в том числе культурно-оздоровительного плана, которые пользуются наибольшим спросом и популярностью у самых разных слоев населения.

Согласно временному положению центры досуга выполняют  следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие.

Чтобы выполнить  эти функции, центр досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием.

В основу организации  центров досуга положено три принципа: коллективного самоуправления, полной самоокупаемости и индивидуального членства. Население участвует в создании центра досуга, а затем принимает участие в его работе на основе широкой самостоятельности и индивидуального членства.

 

Молодежные центры досуга и кафе

Современная организация  рационального использования досуга привела к созданию молодежных центров досуга и кафе.

Появление новых  типов учреждений культуры находится  в неразрывной связи с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность. Так появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую культурно-досуговую деятельность в специфических условиях.

Молодежные  центры досуга функционируют по принципу центров досуга.

Механизм образования денежных средств молодежного центра досуга, расходуемых на оплату труда его работников, идентичен формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование.

Доход молодежного  центра досуга образуется за счет выручки от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах, рассчитанных в соответствии с методическими рекомендациями по расчету цен на платные услуги и другими соответствующими ценами. Доход молодежного центра досуга является источником производственного и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно.

Следует отметить, что имеется несколько вариантов  нормативов распределения дохода, в  которых учитываются практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности молодежных центров дохода.

Недостаток  собственных оборотных средств  может компенсироваться хозрасчетным доходом, а их пополнение осуществляется за счет собственных ресурсов.

Сейчас в  Российской Федерации меняются правовые основы деятельности предприятий и учреждений. Молодежный центр досуга имеет право продавать, передавать, обменивать технические средства, оборудование, различные материальные ценности, инструменты, списывать их с баланса, если они морально устарели, сдавать в аренду или использовать для взаимовыгодного обмена, а также передавать в бесплатное пользование сооружения, оборудование, помещения, мастерские и так далее.

Доход от реализации имущества направляется в фонд развития, а убытки, которые могут быть при передаче, продаже или списании имущества, покрываются за счет соответствующих отчислений из фондов молодежного центра досуга.

В молодежном кафе может осуществляться культурно-досуговая  деятельность.

Администрация молодежного кафе обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации отдыха молодежи. Прежде всего речь идет об оснащении кафе удобной мебелью, необходимым оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечении культинвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительной работы.

Вся культурно-досуговая  деятельность в молодежном кафе проводится на принципе самоокупаемости.

Смета расходов на проведение культурно-досуговых  программ в молодежном кафе рассматривается  и утверждается в соответствии с Положением о любительском объединении, клубе по интересам.

 

 

 

2.2 Научно – методические основы организации деятельности культурно – досуговых учреждений по законам рыночной экономики и маркетинга

 

Одним из реальных путей качественного обновления деятельности КДУ на научной основе является совершенствование управления их деятельностью в новых социально – экономических условиях. Новые требования к содержанию, введение платных услуг, изучение интересов и потребностей пользователей делают сегодня актуальным обращением к маркетингу. В сложном сегодняшнем мире все мы должны разбираться в маркетинге. Что же стоит за этим понятием?

Большинство ошибочно отожествляет маркетинг со сбытом и  стимулированием. Поэтому многие удивляются, узнав, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт – всего лишь верхушка маркетингового айсберга. Сбыт – всего лишь одна из многих его функций, причем зачастую не самая существенная.

Понятие «маркетинг»  родилось в США. В 30-х годах перед  местными фермерами встала проблема сбыта своей продукции. Речь шла о завладении рынком – «market getting». Позже произошла контаминация этих двух слов и образовалось одно - «маркетинг». С течением времени значение этого слова расширилось, в него вкладывались новые понятия. Определения маркетинга, количество которых превысило 2000, отражают, с одной стороны, сложность и многоаспектность понятия маркетинга, а с другой – наличие многих школ, подходов, мнений о маркетинге тех или иных групп бизнеса, общественности. Однако при всех различиях в формулировании определений маркетинга общим моментом для большинства из них являются:

  • ориентация маркетинга на потребности конкретных групп покупателей,
  • комплексность подхода к решению рыночных задач,
  • деятельность, направленную на удовлетворение потребностей посредством обмена,
  • творческую управленческую деятельность, имеющую целью, расширение производства и сбыта на основе всестороннего изучения потребностей покупателей и целенаправленного воздействия на них, и ряд других общих положений.

Суть их состоит  в том, что потребитель и сфера  потребления в целом являются областью главных интересов фирмы  – товаропроизводителя, и вся  ее деятельность должна быть сформирована таким образом, чтобы в условиях конкуренции опережать своих  соперников по качеству работы, направленной на удовлетворение нужд потребителя.

Приведем еще несколько определений маркетинга:

  • маркетинг - это деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или пользователю;
  • маркетинг есть деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории в нужном месте, в нужное время по подходящей цене при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта;
  • маркетинг – это создание и поддерживание обеспеченности уровня жизни;
  • можно отметить, что определения близки друг другу, хотя при внимательном рассмотрении заметны некоторые расхождения и неточности.

Теперь остановимся на наиболее удачном, с моей точки зрения, определении:

  • маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд потребителей, на улучшение жизненного уровня трудящихся, на благоденствие общества.

Все это так, но это одна сторона медали. Вторая сторона вполне очевидна, но не называется. Она просто имеется в виду и является решающей во всех последующих действиях производителей и в принятии тех или иных управленческих решений. Это извлечение прибыли. Никто не будет производить, и продавать только для удовлетворения чьих-то потребностей. Маркетинг является средством извлечения прибыли и одновременно способствует решению социальных задач.

Главное в маркетинге – это целевая ориентация на потребителя  и комплексность решения рыночных задач, при которой вся деятельность товаропроизводителя сливается  в единый «технологический» процесс. Маркетинг как система, включающая определенный набор взаимообусловленных элементов – это своего рода «управленческий алфавит». Для наиболее полного раскрытия возможностей маркетинга необходимо выполнение следующих требований:

Информация о работе Маркетинг в культурно – досуговых учреждениях