Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление особенностей функционирования маркетинга в культурно-досуговых учреждениях. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
-изучить комплекс маркетинга;
-выявить основополагающие функции маркетинга;
-показать влияние маркетинга на культурно-досуговые учреждения.
Объектом исследования является маркетинг культурно-досуговых учреждений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы маркетинга 6
1.1 Понятие маркетинга 6
1.2 Функции маркетинга 9
Глава 2. Культурно-досуговые учреждения и особенности развития маркетинга и рыночных отношений в них 17
2.1. Культурно – досуговые учреждения 17
2.2 Научно – методические основы организации деятельности культурно – досуговых учреждений по законам рыночной экономики и маркетинга 26
Заключение 32
Список литературы 34
В сферу культуры маркетинг пришел значительно позднее, нежели на предприятия и в организации производственных отраслей. Обусловлено это рядом обстоятельств.
Во-первых, основным товаром в сфере культуры являются услуги, а последние получили свое повсеместное распространение на платной основе только с развитием рыночных методов хозяйствования.
Во-вторых, в сфере культуры, а в культурно – досуговой деятельности в особенности, почти родовой чертой являлось, да и теперь еще дает о себе знать, досуговая деятельность населения – художественная, научная, техническая, организаторская. Это затрудняло и затрудняет перевод традиционно бесплатных форм досуговых занятий детей и взрослых в разряд платных, коммерческих.
В-третьих, социально – культурная сфера в нашей стране никогда не являлась способом получения значительных прибылей или хотя бы сколько – ни будь ощутимых доходов. Реальная стоимость создаваемых с сфере культуры услуг почти всегда была выше их продажной цены. Известно, что большая часть затрат КДУ покрывалась за счет государственных ассигнований и субсидий. Маркетинг в сфере культуры никому не представлялся в виде панацеи, могущей спасти от бесчисленных проблем.
В-четвертых, все сколько – ни будь значительные инновации, а уж маркетинговые технологии тем более, приводились в жизнь квалифицированными специалистами, которых в нашей отрасли всегда хронически не хватало. Тем не мене, в сфере культуры начали набирать обороты маркетинговые процессы. Работники различных организаций отрасли изучают спрос населения на услуги культуры, ищут и предлагают новые организационно – методические формы досуговых занятий, ведут информационно – рекламную деятельность, «доставляют услуги» на место работы или проживания потребителей, устанавливают связи с партнерами и заказчиками, изучают опыт конкурентов. Все более заметной становится деятельность профессиональных организаторов досуга по формированию спроса различных слоев и групп населения на теперь уже достаточно широкий ассортимент товаров. Налицо инновационная деятельность КДУ, обещающая в перспективе укрепление материально – технической базы, усиление позитивного влияния на культуру досуга, рост имиджа учреждений культуры в глазах реальных и потенциальных потребителей.
Таким образом, размышляя о маркетинге в учреждениях культуры и центрах досуга, я имею в виду различные стороны их функционирования, а не только «чисто» коммерческую деятельность. Не случайно многие зарубежные публикации по данной проблеме уточняют, что речь идет о «поп – prоbit» - неприбыльном маркетинге. В то же время отрицать за культурно - досуговыми учреждениями право зарабатывать деньги, получать небольшой доход – в современных условиях было бы, по меньшей мере, неразумно. Когда эта деятельность направлена во благо пользователей: расширяет ассортимент услуг, улучшает материально-техническое оснащение, обеспечивает более высокий профессионализм – тогда становится очевидной ее необходимость. Маркетинговая концепция – и это нужно выделить особо – предусматривает обучение работников культуры умению зарабатывать деньги, не запуская руку в кошельки тех, ради кого она существует.
Использование экономических выводов, методов требует особой осторожности. В противном случае, опосредованно воздействуя на социальные процессы, которые не поддаются, прямому количественному изменению КДУ, рискуют стать учреждениями сферы сбыта, утратить авторитет у населения.
Улучшить тяжелое финансовое положение учреждений культуры и центров досуга, предотвратить их закрытие невозможно лишь путем взимания поборов пользователей за традиционно бесплатные виды услуг. Преодолеть кризис поможет решение главного вопроса, связанного с выбором содержательных приоритетов, выявлением и удовлетворением реально значимых для населения потребностей. Такое отслеживание составляет сердцевину маркетинга. Оно требует расширять влияние, гибко и динамично развивать технологию, организационную структуру. По сути дела маркетинг выступает инструментом постоянного обновления культурно - досуговых учреждений.
Заключение
Маркетинг нужно
рассматривать как систему
Базовой основой маркетинговой деятельности является удовлетворение человеческих нужд и потребностей. В рамках этой концепции определяется одно из направлений деятельности в рамках маркетинга – потребитель. Это основной объект, на который должны быть устремлены цели маркетолога.
Культура в России входит и в сферу услуг и одновременно является важным составным элементом социальной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование общественного бытия человека.
В настоящее время на рынке продукции сферы культуры представлены организации разных организационно-правовых форм, конкурирующие друг с другом, а также создаются новые негосударственные структуры в этой сфере (культурно-информационные комплексы, театры, музеи, продюсерские центры, центры досуга, издательства, теле- и радиокомпании, киностудии).
В заключении можно остановиться на некоторых выводах:
В условиях несбалансированности, дефицита государственного бюджета представляется сомнительным существенное увеличение средств, направляемых в эту сферу. Выходом из сложившегося положения, вероятно, является значительное расширение сферы платных услуг.
В ходе поиска практических развязок, изначально не следует расчленять проблему услуг на платные и предоставляемые безвозмездно, а рассмотреть проблему услугу учреждений культуры как таковую.
Затем, выявив услуги, которые входят в число социальных гарантий, определить те виды деятельности учреждений культуры, которые при некоторых условиях могут быть преобразованы в платные (или льготные), и те, которые при любых обстоятельствах должны быть предоставлены безвозмездно.
Безусловно, расширение сферы платных услуг будет усиливать дифференциацию уровня жизни отдельных группа населения, т.к. значительная его часть окажется не в состоянии пользоваться этими услугами в виду низких доходов. Выходом из такого положения является повышения уровня заработной платы низкооплачиваемой категорий работников, с одной стороны, и введение социальных категорий работников, с одной стороны, и введение социальных гарантий общества – с другой.
Новая структура платной деятельности еще не сформировалась. В значительной степени окончательная модель ее зависит от компетентности самих организаторов расширения платных услуг, правильного учета или социально-культурных целей своей работы и выбора наиболее адекватных экономических способов их достижения.
В основе концепции услуг учреждений культуры должно изначально лежать требование максимизации времени контактов населения с этими учреждениями. Это требование должно проявляться особенно жестко, если речь идет о собственно клубных услугах.
Отличительными признаками платных услуг являются обязательный денежный эквивалент стоимости, сервисная ориентация, мобильность рекламируемого перечня в соответствии с конъюнктурой спроса.
Список литературы
1. Андреев, С.Н.
Маркетинг некоммерческих
2. Волкова, М. К вопросу истории теории маркетинга/ М. Волкова // Маркетинг.-2001.-№4
3. Голубков, Е.П..
Современные тенденции
4. Голубков, Е.П.
Современные тенденции
5. Голубков, Е.П.
«Процесс маркетинговых
6. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Перевод с английского./Ф.Котлер -М.: «Росинтер», 1996. -704 с.
7. Новаторов,
В.Е. Маркетинг в социально-
8. Новаторов,
В.Е. Маркетинг культурных
11. Пучкова, Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства/Е.И. Пучкова //Маркетинг в России и за рубежом -1998.-№1
12. Пучкова, Е.И.
Принципы и условия применения
маркетинговой информации
13. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры./Г.Л. Тульчинский// – Санкт-Петербург- государственный университет культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382
16. Шекова, Е.Л.
Особенности маркетинга в
17. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебное пособие/Е.Л. Шекова// - Санкт-Петербург -2003,с. 278.
18. Шекова, Е.
Л. К вопросу о классификации
продукта сферы культуры
19. Шишкин, С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. Монография / По заказу НИИ культуры. — М., 1992. -188 с.
20. Эванс, Дж.Р.,
Берман Б. Маркетинг/Дж.Р.
Информация о работе Маркетинг в культурно – досуговых учреждениях