Маркетинговое иследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:27, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговое исследование - это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей маркетинговых решений. Другими словами, это любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей. Следовательно, основной целью маркетингового исследования можно считать уменьшение неопределенности и в процессе принятия управленческих решений, а также, следить за процессом реализации маркетинговых задач.

Содержание работы

Введение
1. Цели, задачи, направления маркетинговых исследований
2. Информационное обеспечение маркетинговых исследований
3. Обзор российского рынка плиточного шоколада
4. Методика проведения исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

227422.docx

— 96.17 Кб (Скачать файл)

Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием «вилки».

Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиваться 10-15 вопросами), т.к., чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

После разработки анкеты важно провести её опробование в реальных условиях, т.е. провести анкетирование с её помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, её опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести её доработку, т.е. лучше адаптировать её к подлежащей опросу аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

Организация и проведение сбора информации представляет собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос.

Ответственность обусловлена, прежде всего, опасностью получения в результате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:

труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой категории опрашиваемых;

отказы опрашиваемых участвовать в опросе;

неискренность или пристрастность опрашиваемых;

неискренность или пристрастность опрашивающего. Степень негативного влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от организации сбора информации и контроля над ними.

 

3. Обзор российского  рынка плиточного шоколада

 

Исследования компании «Бизнес Аналитика»

Статья основана на данных аудита розничной торговли, проводившегося компанией «Бизнес Аналитика» по общенациональной репрезентативной выборке в 2008-2009 годах в городах с населением более 100 тысяч жителей. Также использовались данные вторичных источников: прессы, интервью с отраслевыми экспертами, официальной статистики Росстата и ГТК.

Общая характеристика рынка

Рынок кондитерских шоколадных изделий включает несколько основных сегментов: упакованные и развесные конфеты, шоколадные батончики, шоколадные плитки, а также другие виды продукции, в том числе драже в шоколаде, шоколадные яйца и фигурный шоколад. Сегмент шоколадных плиток является самым крупным на рынке – в настоящее время на него приходится более трети всех продаж кондитерских шоколадных изделий в стоимостном выражении (рис. 1).

 

 

В 2009 году объем продаж шоколадных плиток составил 34,7 млрд. рублей, увеличившись на 16% по сравнению с предыдущим годом. Однако в натуральном выражении продажи упали на 6%. Рост денежного оборота при падающем потреблении происходит благодаря росту цен, а также в связи со структурными изменениями на рынке, а именно, опережающим сокращением потребления шоколада нижних ценовых сегментов. Потребление дешевой продукции падает быстрее, чем дорогой. Одна из причин этого заключается в разной мотивации покупок: дорогие шоколадные плитки нередко приобретают в качестве подарка, в то время как дешевый шоколад обычно берут для себя. В период кризиса российский потребитель в первую очередь стал сокращать траты за счет именно таких покупок.

Уровень цен на шоколадные плитки определяется ситуацией на рынке сырья: какао-бобов, сахара, молока. С учетом того, что изменение цен на какао определяет конечную цену шоколада на 40% – то есть рост цен какао-бобов на 1 рубль автоматически увеличивает цену шоколадных изделий на 40 копеек, – а отечественный рынок полностью зависит в этом продукте от мирового, то цены на готовый шоколад должны изменяться пропорционально сырьевым. В течение 2008 года был зафиксирован рост мировых цен на какао в размере 76%. По оценкам маркетингового агентства группы «ИнФорум»*, если прогнозы ICCO (International Cocoa Organization) относительно роста цен на какао-бобы сбудутся, то сладости с содержанием какао 20-30% поднимутся в цене еще на 7-10%, а горький шоколад с содержанием какао 60-70% может подорожать на 25-30%.

В настоящее время неблагополучная ситуация наблюдается и на рынке сахара – второго по значению сырьевого компонента для производства шоколадных изделий. Из-за погодных условий в Индии и Бразилии в 2008-2009 годах мировой рынок два года подряд ощущал дефицит сахара, и только за 2009 год мировые цены на сахар удвоились.

Структура рынка. Тенденции развития

Структура рынка шоколадных плиток по ценовым сегментам включает четыре сегмента, в двух из которых – экономичном и среднеценовом – сосредоточено соответственно 33 и 43% всех разновидностей шоколадных плиток, встречающихся на отечественном рынке. При этом в 2009 году в продажах доля среднеценового сегмента составляла 80%, а экономичного – лишь 9% (табл. 1).

 

 

 

В прошедшем году, по сравнению с 2008-м, экономичный ценовой сегмент потерял 15% в натуральных объемах продаж. Также сократились продажи в остальных сегментах – среднеценовом, премиальном и суперпремиальном – на 5% в каждом. Из-за более высоких темпов падения продаж в экономичном сегменте его доля снизилась на 1 п.п.

В настоящее время на рынке представлен достаточно широкий ассортимент шоколадных плиток: темный и белый шоколад, пористый шоколад, плитки с наполнителями – начиная от орехов и изюма и заканчивая йогуртными начинками, – плитки различных размеров. Несмотря на кризис и падение продаж в количественном выражении, рынок шоколада продолжил свое развитие и в 2009 году: появились новые упаковки типа «карманная» – например, ТМ Alpen Gold Express (ООО «Крафт Фудс Россия», Москва), новые вкусы и формы – шоколадные шарики, плитки квадратной формы, марки с нишевым позиционированием – шоколад для мужчин. Только в премиальном сегменте общий ассортимент немного снизился, что связано в основном с уходом с рынка продукции компании Swiss Delice (Швейцария). Стоит отметить следующую особенность отечественного рынка шоколадных плиток: почти полное отсутствие продукции отечественных компаний в высоких ценовых сегментах – единственным достаточно крупным российским производителем в супер-премиальном ценовом сегменте является ООО «Кондитерская фабрика «Верность качеству» (Москва).

Наиболее быстро развивающимся сегментом рынка на данный момент остаются шоколадные плитки для детей, к которым, например, относятся ТМ «Аленка» (концерн «Объединенные кондитеры»), Kinder (ЗАО «Ферреро Руссия», Москва), Nesquik (ООО «Нестле Россия», Москва), «Мишка на Севере» (ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», Санкт-Петербург). В 2009 году, по отношению к 2008-му, темпы роста сегмента детских плиток в натуральном выражении составили 12%. В стоимостном выражении продажи в этом сегменте увеличились на 42%. В основном плитки для детей представлены в среднем ценовом сегменте, их средняя цена в пересчете на килограмм составляет около 410 рублей.

В структуре рынка шоколадных плиток по массе упаковки более 80% приходится на долю изделий массой 90-119 граммов (табл. 2).

 

 

Стоит отметить, что в 2009 году снизилась доля крупных упаковок – 120 граммов и более. Наблюдаемая тенденция связана со стремлением потребителя сэкономить на единовременной покупке. Производители уловили этот тренд и запускают на рынок разновидности в упаковках даже меньше стандартной – например, Alpen Gold Express объемом 45 граммов. Эти новинки оказались весьма востребованными.

Исторически сложилось, что в России всегда были сильны традиции производства именно темного шоколада, а в Европе и США, наоборот, большей популярностью пользуется молочный шоколад. В настоящее время эта дифференциация, продолжавшаяся довольно долго, сглаживается. Так, в течение прошлого года доля молочного шоколада в продажах шоколадных плиток росла в стоимостном выражении, в среднем составив около 60%. Половина продаж молочного шоколада приходится на плитки с добавками – c изюмом, орехами и другими. Однако основной рост сегмента молочного шоколада обеспечивают простые плитки без добавок и наполнителей – лидерами роста являются ТМ «Аленка», Alpen Gold, Kinder.

На рынке появились «миксы» темного, молочного и белого шоколада – например, плитка «домино». «Миксы» выпускаются под такими марками, как Wispa (ООО «Дирол Кэдбери», Москва) – белый пористый шоколад, покрытый темным шоколадом, Milka Happy Cows (ООО «Крафт Фудс Россия», Москва) и Nestle (ООО «Нестле Россия», Москва) – молочный и белый шоколад, Aero (ООО «Нестле Россия», Москва) – молочный и белый пористый шоколад, Ritter Sport Schoko-Duo (ООО «Риттер спорт шоколад», Москва) – молочный и белый шоколад.

Основные игроки

Рынок шоколадных плиток в достаточной степени консолидирован – продажи пяти крупнейших компаний составляют почти три четверти объема рынка, а на долю десяти крупнейших игроков приходится 87% рынка в стоимостном выражении.

Безусловный лидер рынка – компания «Крафт Фудс Россия», выпускающая шоколад под такими брендами, как Alpen Gold, Cote d’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» (табл. 3).

 

 

На втором месте располагается ОАО «Кондитерское объединение «Россия» (г. Самара), принадлежащее Nestle, с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка». Стоит отметить, что практически вся продукция этих компаний относится к среднеценовому сегменту. Третью и четвертую позиции в рейтинге занимают крупнейшие отечественные производители: ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» (Москва) и ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», входящие в состав концерна «Объединенные кондитеры» (ТМ «Аленка», «Бабаевский», «Вдохновение», «Слава»). Продукция этих кондитерских фабрик присутствует во всех ценовых сегментах, кроме супер-премиального.

В рейтинге холдингов, где просуммированы продажи всех аффилированных компаний–производителей шоколадных плиток, концерн «Объединенные кондитеры» занимает третье место, следуя за «Крафт Фудс» и ходингом Nestle – с входящими в его структуру КФ «Россия», компанией «Нестле Россия» и другими.

Среди новостей рынка стоит отметить недавнее поглощение компанией «Крафт Фудс» компании «Кэдбери». В результате слияния «Крафт Фудс» будет все также лидировать на российском рынке шоколадных плиток с большим отрывом от своих основных конкурентов, а оборот компании увеличится на 10%.

 

 

В конце 2008 года российский рынок шоколадных плиток продемонстрировал резкое сокращение, и на протяжении большей части 2009-го он также показывал отрицательную динамику продаж. Однако с конца прошлого года на рынке наблюдается стабилизация, которая отмечалась и в начале 2010 года – продажи шоколадных плиток в январе-феврале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го даже слегка выросли. Восстановление рынка в большой степени зависит от цен на сырье – какао-бобы, сахар, молоко – и будет сдерживаться при их существенном росте.

* Объединение  фирм, специализирующихся на поставке  ингредиентов для российской  кондитерской промышленности.

 

4. Методика  проведения исследования

 

Для проведения личных исследований на рынке плиточного шоколада я использовала метод – опрос с помощью анкет. Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос. Анкета обеспечивает хорошие условия для статистического анализа полученных данных. (Вариант анкеты можно изучить в Приложении № 1)

Результат анкетирования.

В ходе анкетирования было опрошено 20 человек. Проанализировав ответы на вопросы анкеты можно сделать следующие выводы:

В качестве объекта исследования выступали розничные покупатели плиточного шоколада, а именно жители г. Санкт-Петербурга старше 18 лет.

Наиболее частыми покупателями плиточного шоколада являются респонденты в возрасте от 18 до 30 лет со средним специальным или высшим образованием. Чаще всего респонденты покупают шоколад раз в неделю около 55%. Таким образом, можно предположить, что плиточный шоколад является товаром повседневного спроса.

 

 

Таблица 5

Вариант ответа

Кол-во ответивших

1. каждый день

1

2. раз в неделю

11

3. раз в две недели

4

4.раз в месяц

2

5.Затрудняюсь ответить

2


 

При выборе шоколада потребители принимают во внимание также наличие или отсутствие дополнительных ингредиентов в его составе. Структура ответов респондентов на вопрос о том, какие начинки они чаще всего приобретают, представлена в Таблице № 6. Участники опроса могли выбрать несколько вариантов, поэтому сумма долей различных вариантов ответа превышает 100%.

 

Таблица 6

Вариант ответа

Кол-во ответивших

1. фундук

10 (50%)

2.без начинки

4 (20%)

3.арахис

2 (10%)

4.миндаль

1 (5%)

5.изюм

2 (10%)

6.орехи + изюм

3 (15%)

7.воздушный рис

3 (15%)

8.кокосовая стружка

0

9.печенье

4 (20%)

10.вафли

3 (15%)

Иные мотивы

0

Информация о работе Маркетинговое иследование