Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования - анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в РБ.
Обострилась конкуренция между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных студентов. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности учебных заведений не вызывает сомнений. Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг
Содержание 2
Введение 3
1. Основные понятия маркетинга образовательных услуг 4
2. Проведение маркетингового исследования. 8
2.1. Анкетный опрос 8
ПРИЛОЖЕНИЕ А 16
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Управление инновациями»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Маркетинг инновационного предприятия»
на тему: «Маркетинговое исследование на рынке образовательных услуг»
Группа УИ 301
Студент _________________ _______________ Исламова Л.Р.
(подпись)
Консультант _________________ _______________ Фатхуллина Л.З.
(подпись)
Рецензент _________________ _______________ Кузнецова Н.П.
(подпись)
Уфа
2009г.
Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом предопределяется её системой образования. Образованность, компетентность и профессионализм выступают ключевыми факторами общественного развития. Это всемирно признанный факт. В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Ушло в прошлое централизованное распределение выпускников. Объем государственного финансирования учебных заведений снизился до критической точки. Значительно выросла их самостоятельность.
Объект исследования - маркетинговая деятельность высших учебных заведений.
Предмет исследования - современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в РБ.
Цель исследования - анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в РБ.
Обострилась конкуренция между образовательными
учреждениями за привлечение потенциальных
студентов. В таких условиях необходимость
поиска путей повышения конкурентоспособности
учебных заведений не вызывает сомнений.
Исходя из этого, можно говорить о внедрении
маркетингового подхода к формированию
рынка образовательных услуг. Т.е. требует
разработки эффективных стратегий маркетинга.
1.
Основные понятия маркетинга образовательных
услуг
Маркетинг образовательных услуг, как и маркетинг любого другого товара, имеет свои особенности только в сфере приложения, а все основные теоретические выкладки в нем ничем не отличаются от маркетинга на любом другом товарном рынке.
В качестве основных понятий маркетинга выделяет следующие: нужды, потребности, запросы, товар, обмен и рынок1. Рассмотрим их по порядку, применительно к предмету нашего исследования.
Нужда - чувство ощущаемой человеком
нехватки чего-либо. В первобытном
обществе у человека практически
отсутствует нужда в повышении
образования, т. к. всю необходимую
для обеспечения жизнедеятельно
В современном обществе у человека уже появляются нужды в повышении своего образования, т. к., как правило, люди, имеющие более высокий образовательный уровень, имеют более высокие доходы и, соответственно, более высокий уровень жизни, к чему стремится любой большинство людей. Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения.
В настоящее время в России в
связи с трудностями
Следующая категория маркетинга - это потребность.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В нашем случае потребность - это объективный и понимаемый человеком, т. е. субъектом, недостаток знаний, умений и навыков его в какой-либо области. Потребности в повышении образования различны у разных людей, у некоторых они отсутствуют, но в связи с развитием рыночных отношений и одним из основных требований рынка о постоянном совершенствовании человека, такие потребности неуклонно возрастают во всем мире, ибо совершенствование невозможно без повышения образовательного и культурного уровня.
Проявлением потребности в образовании является желание человека получить вполне конкретный уровень образования или получить какую-либо дополнительную квалификацию, в которой данный человек объективно или субъективно нуждается.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары (услуги), которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
В случае с образовательными услугами можно выделить две группы издержек которые обычно несет потребитель образовательных услуг:
Финансовые издержки, обусловленные, во-первых, необходимостью оплаты получаемого образования, а во-вторых - связанные с необходимостью расходов на обеспечение своей жизни во время получения образования.
Временные издержки, связанные с продолжительным характером практически любого вида обучения.
Финансовые издержки в разных странах проявляют себя по-разному, но в целом можно утверждать, что затраты времени и расходы на жизнеобеспечение обучающегося есть везде, а вот плата за обучение взимается не всегда. В местах, в которых образование бесплатное, главным критерием при выборе между получением образования и началом трудовой деятельности является желание или нежелание человека тратить несколько лет на образование и, по большей части, сидеть у родителей на шее в это время.
Понятие запроса неразрывно связано с понятием товара, как средства, удовлетворяющего запрос.
Товар - все, что может удовлетворить
потребность или нужду и
Товаром на рынке образовательных услуг являются знания и навыки, предлагаемыми различными частными учителями, репетиторами, курсами, училищами, колледжами, вузами и т. п.
Сделки между предъявителями спроса на образовательные услуги и лицами или организациями, их предлагающими, осуществляются посредством обмена.
Обмен - акт получения от кого-либо
желаемого объекта с
Как совершенно очевидно, в настоящее время единственной формой сделок на рынке образовательных услуг являются следующие: продавец такой услуги обучает чему-либо своего клиента и подкрепляет полученное образование каким-либо дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, или за него это делает кто-либо еще, например, государство.
Сделки осуществляются на рынке следующим образом:
Рынок - совокупность существующих и
потенциальных покупателей
Для данной темы рынок раскроется так: рынок образовательных услуг - совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень.
Для совершения сделок на образовательном рынке необходимо выполнение нескольких условий: наличие человека, который желает получить образование и имеет для этого возможности, и лица (физического или юридического), которое может и хочет ему это образование предоставить. Если с предъявляемым спросом все более или менее понятно, он существует практически всегда, то место где его можно удовлетворить имеется далеко не всегда. Хотя бывает и наоборот. Когда есть, выражаясь рыночными терминами, "продавец" образовательных услуг, а "покупателей" на его услуги нет.
Возможно, такие перекосы могут быть просто следствием неинформированности покупателей и продавцов друг о друге, как и на любом другом рынке, что приводит к необходимости использования маркетинга, который и призван устранять такую неинформированность. Причем, если для товарных рынков характерно стремление производителей получать информацию о нуждах потребителей, то для образовательного рынка более характерна обратная черта: стремление клиентов получить как можно больше информации о продавцах образовательных услуг. Все эти стремления можно объединить общим термином - "маркетинговые коммуникации".
Для сбора первичной информации был составлена анкета и среди респондентов (N=25) выступили потенциальные абитуриенты – школьники 11 класса (анкета и результаты опроса представлены в Приложении).
Из них 60% составили девушки (15 человек) и 40% - юноши (10 человек), в возрасте:
респонденты в возрасте 16 лет – 44% (11 человек);
респонденты в возрасте 17 лет – 44% (11 человек);
респонденты в возрасте 18 лет – 12% (3 человека).
В ходе анализа результатов опроса респондентов, были получены результаты:
1. 56% респондентов относят себя к категории «хорошист», 24% - к категории «отличник», 20% - к категории «троечник».
Рисунок 1 - Самоидентификация респондентов в зависимости от учебной успеваемости
2. 56% респондентов считают свой уровень дохода «средним», 28% - «низким», 16% -«высоким». На рисунке 2 графически представлена оценка респондентами уровня собственного дохода.
Рисунок 2 - Уровень дохода респондентов
3. У 25 опрошенных полные семьи, состоящие из четырех человек, что соответствует 56% выборки. 28% респондентов имеют семьи из трех человек, 16% - из пяти человек.
Рисунок 3 - Процентное распределение респондентов в зависимости от численности членов семьи
В 72% семей опрошенных работает по два человека, в 12% семей работает один человек, 16 % - три человека.
Рисунок 4 - Процентное распределение респондентов в зависимости от численности работающих членов семьи
4. На вопрос: «Какую специальность вы хотите приобрести в вузе?» респонденты ответили следующим образом:
Данные опроса показывают, что большее число абитуриентов склоняются к специальностям экономического направления.
5. 8% респондентов намереваются поступить в БГАУ, по 4% - в БГУ, БГПУ, ПВИ ВВ МВД РФ, 20% - БГУ, 16% - УГНТУ, 44% - УГАТУ.
Рисунок 5 - Вузы как возможные варианты для поступления опрошенных абитуриентов
6. Существует несколько
1.выбор направления подготовки
(экономическое,
2. выбор вуза, который осуществляет подготовку по данному направлению;
3. выбор конкретной
Второй алгоритм базируется на реализации этапов в следующем порядке:
1. выбор конкретного высшего учебного заведения;
2. выбор направления подготовки;
3. выбор конкретной
Третий алгоритм профессионального выбора предполагает:
1. выбор конкретной
2. выбор конкретного вуза, в котором ведется подготовка по данной специальности.
Соответственно алгоритм профессионального
выбора потенциальных
1. первый – абитуриенты,
2. второй – абитуриенты,
3. третий – абитуриенты,
Информация о работе Маркетинговое исследование на рынке образовательных услуг