Маркетинговое исследование рынка банковских услуг для физических лиц в г.Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:58, лабораторная работа

Описание работы

Современный этап развития российской банковской системы характеризуется ростом спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц, последовательно расширяющимся перечнем услуг, которые банки оказывают или готовятся оказывать своим клиентам, поисками наиболее эффективных способов оказания таких услуг, все более усиливающейся конкуренцией по большинству направлений банковского бизнеса. В основном все банки могут предложить своим клиентам стандартные пакеты банковских услуг. Но чтобы сделать шаг к более высокому уровню работы и к развитию банковской системы, актуальным становится формирование достаточно надежных научно-методических подходов к структурному и количественному прогнозированию развития системы банковских услуг с учетом необходимости минимизации рисков, неизбежно связанных с банковской деятельностью.

Содержание работы

Общее состояние рынка банковских услуг для физ.лиц на 2013 год1
Лидеры рынка2
Кредиты3
Депозиты5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Subbotko_FM2-5_bankovskie_uslugi.docx

— 424.77 Кб (Скачать файл)

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет  при Правительстве 

Российской  Федерации»

 

Кафедра «Маркетинг и логистика»

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА

 

на  тему: Маркетинговое исследование рынка банковских услуг для физических лиц в г.Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ФМ2-5

Субботко А.В.

 

Научный руководитель: 

к.э.ф. доц. каф. «Маркетинг и логистика»

  Артемьева О.А.

 

 

 

Москва 2013 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Общее состояние рынка банковских услуг для физ.лиц на 2013 год1

Лидеры рынка2

Кредиты3

Депозиты5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение  1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Современный этап развития российской банковской системы характеризуется ростом спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц, последовательно расширяющимся перечнем услуг, которые банки оказывают или готовятся оказывать своим клиентам, поисками наиболее эффективных способов оказания таких услуг, все более усиливающейся конкуренцией по большинству направлений банковского бизнеса. В основном все банки могут предложить своим клиентам стандартные пакеты банковских услуг. Но чтобы сделать шаг к более высокому уровню работы и к развитию банковской системы, актуальным становится формирование достаточно надежных научно-методических подходов к структурному и количественному прогнозированию развития системы банковских услуг с учетом необходимости минимизации рисков, неизбежно связанных с банковской деятельностью.

 

Наметившаяся в настоящее время  тенденция увеличения спроса на банковские услуги, в том числе со стороны  физических лиц, делает необходимым  для банков увеличение объемов своих  розничных услуг, совершенствование  качества обслуживания и расширения поля банковских услуг.

  

  Целью  данной работы является исследование  потребительских предпочтений в  сегменте банковских услуг для  физических лиц и выявление основных тенденций данного рынка.

 

 

 

 

 Общее состояние рынка банковских услуг для физ.лиц на 2013 год.

 

        До середины 60-х гг. рекламе и маркетингу банковских услуг уделялось небольшое внимание. Лишь в конце 60-х гг. в ряде стран были организованы широкомасштабные кампании с целью привлечения внимания потенциальных клиентов к банковским услугам. Некоторые крупнейшие банки приступили к разработке долгосрочных программ, направленных на пересмотр роли коммерческих банков в рыночной экономике. В 70-е гг. началось проведение рекламных кампаний по представлению отдельных банков. Именно в эти годы банки приступили к маркетинговому анализу своих взаимоотношений с уже существующими (реальными) и будущими (потенциальными) клиентами. В этот период коммерческие банки США, Великобритании, ФРГ и других стран организовали у себя отделы рекламы и маркетинга, функции которых заключались прежде всего в определении перспективных направлений политики банка по отношению к реальным и потенциальным клиентам, привлечении новых клиентов, создании и совершенствовании предлагаемых им услуг, повышении доходности банковских операций. Примерно с начала 70-х гг. банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленной, так и частной. По сути это было начало нового этапа развития рынка банковских услуг. В плане взаимодействия с клиентами он включил два основных направления деятельности банков. Первое направление было связано с качественным совершенствованием уже существовавших видов операций и услуг.1

     Центральной современной тенденцией является то, что все больше игроков банковского рынка России стали менять свою бизнес-стратегию с универсальной модели, когда все банковские услуги развиваются примерно одинаково, на специализацию в целевых нишах. Решив, что успешно развиваться в рамках универсальной модели наряду с крупнейшими российскими банками не представляется возможным, российские частные банки стали находить свои сегменты рынка, в которых у них есть возможность стать локальными лидерами.

    Наиболее сильная конкуренция в 2012 году развернулась на розничном банковском рынке. Именно он рос наиболее бурными темпами в 2012 году, в то время как нефинансовый сектор переживал не лучшие времена. Кредитные карты, ипотека, автокредитование, необеспеченные потребительские кредиты – все эти сегменты в 2012 году продемонстрировали очень высокие показатели прироста и

Позволили работающим в них банкам показывать  лучшую динамику по

сектору.

    Во многом столь значительный рост рынка банковских услуг для населения стал возможен благодаря изменившемуся поведению физических лиц, которые стали предпочитать тратить, а не сберегать. Впервые в современной российской истории физические лица больше занимали денежных средств у банков, чем приносили им. Таким образом, на протяжении 11 месяцев 2012 года население являлось нетто-заемщиком.

     В 2012 году продолжилась тенденция сокращения числа действующих кредитных организаций. За 2012 год их количество уменьшилось на 22 единицы. При этом количество банков уменьшилось на 25 единиц. Таким образом, несколько банков было перепрофилировано в небанковские кредитные организации. Сокращение числа банков происходит по причине роста конкуренции на рынке, а также ужесточения контроля со стороны Центробанка РФ. По прогнозу экспертов РИА Рейтинг, тенденция сокращения действующих кредитных организаций на рынке продолжится и даже несколько ускорится. Причинами этого послужат непростая экономическая ситуация. Банки, не имеющие возможность работать с прибылью или получать поддержку со стороны своих учредителей, будут вынуждены прекращать свою деятельность. Положительным моментом является то, что банки продолжают избавляться от непрофильных активов, и сосредоточивают свое основное внимание на банковском бизнесе. 2

 

Лидеры  рынка

 

Таблица 1

 

 

 

Как можно  увидеть из таблицы3, абсолютным лидером среди банков является Сбербанк, на что есть свои причины (высшая надежность, доступность, масштаб организации), активы которого на много превышают активы других банков, что касается соседних позиций, ОАО ВТБ, Газпромбанк и Россельхоз остались на своих местах, по сравнению с 2012 годом. По итогам прошедшего года в первой десятке крупнейших банков наивысшие темпы роста наблюдаются именно у частных банков с российским капиталом. За 2012 года активы АЛЬФА Банка, занимающего седьмое место в рейтинге, выросли на 38% до 1.39 трлн руб. на 1 января 2013 года, что заметно больше чем у ближайших банков-конкурентов. Аналогичные темпы роста продемонстрировал НОМОС-БАНК, что позволило ему в 2012 году продемонстрировать неплохой прогресс в рейтинге и занять на 1 января 2013 года 11 место в России по объему активов. Банк Русский Стандарт продемонстрировал рост активов в 2012 году на уровне 55%. Два других заметных игрока рынка потребительского кредитования: Связной Банк и Банк Тинькофф Кредитные Системы, и вовсе продемонстрировали темпы роста более 100% по итогам 2012 года, поднявшись в рейтинге по итогам года на 23 и 32 места соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кредитование (активы банков).

 

Положительная динамика банковского кредитования имела место быть в 2013 году. Рынок займов населению рос феноменальными темпами, увеличившись за год на 39.4% или на 2.19 трлн руб. до 7.74 трлн руб. Причем заметный рост наблюдался во всех сегментах кредитования населения. Наиболее высокие темпы развития показали такие сегменты, как кредитные карты – более 80% прироста, необеспеченные потребительские кредиты – более 50%, ипотечное кредитование – более 40%.(график темпы роста кред порт)В целом снижение склонности к сбережению населения является позитивным фактором для развития розничного кредитования. Однако существуют опасения недооценки кредитных рисков банками в условиях очень быстрого роста таких видов кредитования. По мнению экспертов РИА Рейтинг, потенциал развития рынков ссуд населению еще далеко не исчерпан. Так, на конец 2012 года соотношение задолженности физических лиц перед банковским сектором к годовым денежным доходам составило 23%, в то время как в еврозоне – 98.4%.Скорее всего, в среднесрочной перспективе этот показатель будет расти. Однако невысокие денежные доходы населения России и очень большие ставки по некоторым кредитным программам выступают существенным ограничителем для развития. В то же время, в 20ё3 году рынок потреб. кредитования встретился с некоторыми ограничениями со стороны Центробанка. Во-первых, была увеличена норма резервирования на возможные потери по необеспеченным судам. Во-вторых, с 1 июля 2013 года был введен ряд повышенных коэффициентов риска по ссудам, выданным по эффективной ставке свыше 25%.4

 

 

Таблица 2

 

Как можно  увидеть из таблицы5, в два и более раза увеличили свои ссудные портфели такие розничные банки из сотни крупнейших, как: КБ "БНП Париба Восток" ООО, ТКС Банк (ЗАО), Связной Банк (ЗАО), ООО "ХКФ Банк". Все эти банки существенно улучшили свои позиции в рейтинге, например, ООО "ХКФБанк" на 1 января 2013 года поднялся на 3 место по объему выданных кредитов населению. По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2013 году в пятерку лидеров этого сектора уже вошли такие кредитные организации, как ЗАО "Банк Русский Стандарт" и ОАО КБ "Восточный". Из положительных тенденций развития банковского кредитования в 2012 году необходимо отметить нормализацию ситуации с просроченной задолженностью. Заметно улучшили качество кредитного портфеля в 2012 году ОАО "Сбербанк России", ОАО "АЛЬФА-БАНК" и ОАО АКБ "РОСБАНК".(проср зад физ лиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Депозиты (пассивы банков).

В 2012 году пассивы банковской системы России увеличились на 7.88 трлн руб. в денежном эквиваленте. При этом темпы роста собственного капитала оказались ниже, чем у обязательств. Собственные средства банковской отрасли выросли на 16.6%, обязательства – на 19.3%. Локомотивами увеличения обязательств выступили в 2012 году

средства, полученные от Банка России, выпущенные долговые ценные

бумаги и вклады физических лиц. Прирост банковских вкладов физических лиц в 2013 году остался примерно на уровне 2012 года и равен 15-19%. В диаграмме6 ниже приведена структура пассивов банков на 1 янв. 2013 г.

 

Рисунок 2

 

 

 

Таблица 3

 

Наиболее  активно в 2012 году увеличивали объем  депозитов

Частные российские банки, показавшие темпы прироста в районе 25%.

В то же время государственные банки выглядели чуть слабее – прирост

всего лишь на 18%. Примерами самых успешных частных российских банков первой сотни могут послужить ЗАО КБ "Росинтербанк", ТКС Банк(ЗАО), Связной Банк (ЗАО), ОАО БАНК "РОСТ", ЗАО Банк "Советский", каждый из которых в 2012 году увеличил объем средств

населения в своих пассивах в два и более раза. Среди десяти крупнейших банков по объему привлеченных депозитов произошли заметные перестановки. Благодаря увеличению объема депозитов на 58.9% до 157.5 млрд руб, Банк Русский Стандарт поднялся на девятую строчку на 1 января 2013 года с тринадцатой позиции на 1 января 2012 года. В самом конце 2012 года, благодаря феноменальному росту объема средств населения, в десятку ворвался БанкХоумКредит, нарастивший за 2012 год объем средств населения в два с половиной раза.

Список литературы

 

  1. Основы организации деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие / Е. В. Иода, И. Р. Унанян. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
  2. Экономический анализ менеджмента качества коммерческого банка: Учебное пособие / Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005
  3. Государственное информационно-аналитическое агентство Российской Федерации (http://riarating.ru/)
  4. "Banki.ru" - информационный портал (http://www.banki.ru/)
  5. "Росбизнесконсалтинг"-информационное агентство(http://www.rbc.ru/reviews/bank-service/chapter2-transfer.shtml)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

План  проведения маркетингового исследования.

 

Цель исследования: исследование потребительских предпочтений в сегменте банковских услуг для физических лиц и выявление основных тенденций данного рынка.

 

Задачи исследования: 1) оценить общее состояние рынка банковских услуг на данном  этапе 2) выявить потребительские предпочтения, касающиеся услуг коммерческих банков 3) определить осведомленность потребителей о новых слугах банков и узнать их мнение о них 4) определить критерии предпочтения физ. лиц при выборе банка для обслуживания 5) дать общие рекомендации по эффективному предложению банковских услуг

 

Метод сбора информации: опрос в форме анкетирования, устный опрос коллег из группы ФМ2-5.

 

Характеристика основных источников вторичной информации: в качестве вторичных источников в основном использовался экспертный анализ и рейтинги государственного информационно-аналитического агентства Российской Федерации РИА, а также сайт Банки.ру.

 

Организация сбора первичной информации: составление плана анкеты, выбор интерфейса он-лайн опроса, составление очередности вопросов, размещение он-лайн опроса в социальных сетях.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Основные  производители товара:

1)Сбербанк России, Москва и обл , основной показатель в тыс. рублей: 15 275 194 094

2)ВТБ , Санкт-Петербург и обл. основной показатель в тыс. рублей: 5 095 384 036

3)Газпромбанк , Москва и обл. . основной показатель в тыс. рублей: 3 388 825 207

 

Емкость рынка  – всего 4.7. трлн рублей в том числе :

1)Сбербанк России – 2,606 трлн. руб.

2)ЗАО ВТБ 24 – 854,899 млрд. руб

3)ООО ХКФ Банк – 259,573 млрд. руб

 

Динамика выпуска продукции (услуг) за последние 3 года:

1)Сбербанк России с 2010-2013 Рост 7%

2)ВТБ с  2010-2013 Рост 12%

3)Газпромбанк 2010-2013 Рост 5 %

 

Имидж банков:

1)Сбербанк - надежность, распространенность в регионах, огромный охват населения РФ.

2)ВТБ - Быстродействие, низкие цены, инновационность

3)Альфа-Банк - лояльность к клиенту, низкие ставки кредитования, надежность.

 

Характеристика  цен:

1)Сбербанк - низкие цены контролируемые гос-вом.

2)ОТП Банк - самые низкие ставки кредитования физ лиц, высокий процент по вкладам.

3) МТС Банк - самые дешевые банковские услуги, отсутствие комиссий за большинство банковских операций.

 

Характеристика  качества продукции:

1)Сбербанк - самое высокое качество продукции, самые высокие гарантии сохранности средств.

2)Промсвязьбанк - быстрое обслуживания, самый лучший банк- клиент в России.

3)Альфа Банк - высокое качество обслуживания юр. лиц, высокое качество корпоративного обслуживания.

 

Приложение 3.

 

Характеристика  спроса.

 

Объем реализованного спроса в динамике:

Использование банковских услуг 2-3 раза в месяц  – 34%

Реже чем 1 раз в месяц – 66%

 

Объем и структура неудовлетворенного спроса:

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка банковских услуг для физических лиц в г.Москва