Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа
Систематическое наблюдение за их деятельностью, выбор параметров, по которым должна осуществляться оценка работы конкурентов, прогнозирование их поведения, является необходимой функцией любого предприятия.
Проведение таких исследований ресторанами, барами и другими заведениями питания создает условия для принятия более "взвешенных" решений непосредственно на предприятиях.
Введение
Глава 1. Процесс маркетинговых исследований
1.1 Этапы процесса маркетинговых исследований
1.2 Методы маркетинговых исследований
Глава 2. Концепция конкуренции. Анализ конкуренции на рынке общественного питания
Глава 3. Выявление приоритетных конкурентов, определение силы их позиции
Глава 4. Анализ деятельности конкурентов
Заключение
Литература
В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтому возникает задача сужения круга исследуемых конкурентов или, говоря другими словами, выявления приоритетных конкурентов. Исходя из вышеизложенного, приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторые претенденты, для претендентов другие претенденты и некоторые лидеры. Очевидно, что лидеры и претенденты, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу, с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересы сильным образом на рынке не пересекаются.
Дальнейшая
конкретизация группы приоритетных
конкурентов продолжается по критерию
сходства используемых им рыночных стратегий,
скажем, по качеству и цене. Обычно в
отрасли можно выделить конкурентов,
принадлежащих к одной
Глава 4. Анализ деятельности конкурентов
После того как компания выявила основных конкурентов, она должна определить их характеристики. Анализируются сильные и слабые стороны конкурентных заведений питания, изучается занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, поведение рекламных кампаний, развитие сервиса).
Если изучение потребителя помогает фирме завоевать новых клиентов, то изучение конкурента дает представление о его положении на рынке. Контроль за конкурентами позволяет удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Информация, собранная о конкуренте, должна содержать сведения, оценивающие:
• стратегические позиции конкурента (цели развития, инновационная стратегия, уровень развития НИОКР, способность к реализации поставленных задач, конкурентные преимущества и недостатки, качество принятия решений и т.д.);
• финансовое положение (значимость данного центра получения прибыли для фирмы, краткосрочная ликвидность, собственный капитал, оборотный капитал, наличие капитала для расширения производства, структура издержек, прибыль и т.д.);
• позицию на рынке (усилия по удержанию или расширению своего рынка, способ сегментации, крупнейшие целевые рынки, доля рынка и т.д.);
• позицию товара конкурирующей фирмы (качество сырья, качество товара и его конкурентоспособность, ассортимент продукции, соответствие рыночным сегментам, отношение к товару потребителей и т.д.);
• ценообразование (уровень цен (выше или ниже среднерыночных), процент роста/снижения за последний год, допустимая торговая скидка, объем скидок, условия платежа, скидки по продвижению товара и т.д.);
• производство
и материально-техническое
• систему сбыта (основные используемые каналы, характеристика каналов, стимулирование торговли, управление торговым персоналом, отбор торгового персонала и его обучение, использование новых технологий (телемаркетинг) и т.д.);
• систему продвижения товара на рынок (используемые средства массовой информации, характеристика рекламных кампаний, стимулирование потребителей и посредников, усилия в области РК, особенности прямых продаж:
Особое место
при анализе конкурентов
Product – продукт (список предоставляемых услуг, разнообразие ассортимента продуктов, меню, уровень качества продукции, уровень обслуживания, рыночная доля, скорость изменения объема продаж);
Price – цена (уровень цен, гибкость ценовой политики, политика скидок, назначение цен на новые товары);
Place – доведение продукта до потребителя (расположение ресторана, объем реализации по разным каналам сбыта);
Promotion – деятельность по продвижению продукции и услуг заведения питания. (виды рекламной деятельности, характеристика рекламных кампаний, используемые СМИ, методы стимулирования сбыта, связи с общественностью).
Собираемую информацию удобно представить в виде табл. 2. [2, c.25]
Таблица 2
Данные для сравнительного анализа
эффективности маркетинговой
Переменные маркетинга |
Наш ресторан |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Конкурент N |
Продукт |
||||
Цена |
||||
Доведение продукта до потребителя |
||||
Продвижение продукта |
Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
1. Каковы основные цели конкурента?
2. Каковы текущие
стратегии достижения этих
3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
4. Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.
По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббисткая, маркетинговая.
С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:
1 Имидж заведения питания.
2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.
3. Качество
продуктов, уровень их
4. Уровень
диверсификации
5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.
6. Мощность
научно-исследовательской и
7. Мощность
производственной базы, характеризующей
возможности перестраиваться
8. Финансы,
как собственные, так и
9. Рыночная
цена с учетом возможных
10. Частота
и глубина проводимых
11. Предпродажная
подготовка, которая свидетельствует
о способности фирмы
12. Эффективность
сбыта с точки зрения
13. Уровень
стимулирования сбыта (
14. Уровень рекламной деятельности.
15. Уровень послепродажного обслуживания.
16.Политика
фирмы во внешней
В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности.
Оценка возможностей
фирмы позволяет построить
Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.
Оценки приведенных
выше факторов позволяют перейти
к анализу отдельных
Рис. 5. Многоугольник конкурентоспособности
По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.
На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
Заключение
Итак, на заключительном этапе написания данной работы хотелось бы коротко изложить результаты проработанного теоретического материала и сделать логические выводы и предложения.
Маркетинговые
исследования конкуренции и конкурентов
заведений общественного
Для того чтобы
разработать эффективную
Все же пока отношение
к теме маркетинговых исследований
конкуренции и конкурентов в
среде управляющих заведениями
питания неоднозначно. Кто-то пытается
провести исследование самостоятельно,
кто-то доверяет только профессионалам,
есть и такие, кто вообще отрицает
достоверность результатов
Литература
Амблер Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. – пер. с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб, 2001. – 400 с.
Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – №2. – С. 20 – 29.
Дибб С. Практическое руководство по маркетинговому планированию. / С. Дибб, Л. Симкин, Дж. Брэдли – СПб, 2001. – 256 с.
Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие / А.П. Дурович, А.С. Копанев. – Под общей ред. З.М. Горбылевой. – Мн., – 1998.
Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие./ П.С. Завьялов – М., 2000. – 496 с.
Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии./ Ф.Котлер. – М., 2000. 296 с.
Информация о работе Маркетинговые исследования конкуренции и конкурентов заведений питания