Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:35, реферат
Важнейшим индикатором качества жизни выступает качество культуры. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей.
Маркетинговые исследования культурного досуга
Важнейшим индикатором качества
жизни выступает качество культуры.
Любые экономические
На наш взгляд, качество культуры состоит из двух систем:
Поддерживая предложения А.И. Субетто об измерении качества культуры во всех возрастных группах населения, автор считает, что такое измерение должно проводиться и в других сегментных группах, разделяемых по географическим, демографическим, психографическим критериям. В каждой из этих групп критериев экспертно следует выбрать определенные показатели сегментирования, представляющие интерес для обеспечения управления качеством культуры.
Мониторинговые системы качества жизни только начинают формироваться, поэтому необходимо определить методологию исследования качества культуры. В качестве основного инструментария мониторинговых систем качества культуры автор предлагает маркетинговые исследования.
Маркетинг социально-культурной
сферы является одним из самостоятельных
видов маркетинга в рыночных условиях,
однако он обеспечивает продвижение
культурного продукта на рынок и
исследует культуру как фактор макросреды
для деловых организаций и
фактора микросреды для культурных
учреждений. Маркетинг как инструмент
управления качеством культуры автор
предлагает использовать для формирования
национальной политики в области
качества, для информационного
В качестве иллюстрации данного предложения в статье приводятся некоторые результаты кабинетных и полевых исследований предложения и спроса населения на культурную продукцию, проводимых студентами экономического факультета под руководством автора уже в течение трех лет.
В рамках исследования был проведен анализ статистических показателей в области культуры за период 1980—1998 гг., отражающий динамику предложения культурных услуг учреждениями культуры Красноярского края (рис. 1).
Рис.1. Динамика количества учреждений культуры в Красноярском крае
Анализ динамики количества культурных заведений в Красноярском крае за период с 1980 г. по 1997 г. показал, что остается неизменным количество театров в крае — 9, сократилось количество клубных учреждений и библиотек в — 1,33 раза. Резко сократилось количество кинотеатров — в 3,37 раз за этот же период и в настоящее время на территории Красноярского края действуют 633 кинотеатра по сравнению с 2134 в 1990 г. Значительно возросло количество музеев (в 3,5 раза), составляющее в настоящее время 46 по сравнению с 13 в 1980 г.
Анализ спроса на культурную продукцию оценивался по статистическому показателю посещаемости культурных учреждений Красноярского края за период с 1980 по 1997 гг. (рис. 2). Количество посещений театров, музеев приведено в сотнях тысяч; количество посещений кинотеатров — в млн.
Рис. 2. Динамика спроса на ряд культурных продуктов в Красноярском крае
Анализ посещаемости культурных заведений Красноярского края показывает, что посещение населением театров за период 1980—1997 гг. понизилось в 2 раза, при сохранении количества театров и спектаклей на постоянном уровне. То есть спрос на культурные услуги театров в 2 раза меньше, чем их предложение.
Посещаемость кинотеатров сократилась в 58 раз. При этом наблюдается интересная динамика: за период 1990—1995 гг. сокращение посещаемости произошло в 22 раза, а за период 1995—1997 гг. — только в 2,6 раза. Предложение кинопродукции сократилось в 3,37 раза, однако на фоне обвального падения спроса данный показатель значительно превышает достаточный уровень, что создает диспропорции на рынке — избыток предложения при недостаточном спросе. Рынок кинопроката находится в кризисном состоянии: нагрузка посещаемости для одного кинотеатра в среднем сократилась в 17 раз.
Наблюдается рост спроса на культурный продукт музеев. За исследуемый период посещаемость музеев возросла в 2 раза. Средняя нагрузка посещаемости для одного музея возросла в 1,25 раза, т.е. в данном секторе культурных услуг отмечается недостаток предложения.
Результаты проведенного исследования показали изменение структуры спроса на рынке культурных услуг (рис. 3).
Предпочтения населения Красноярского края к проведению культурного досуга переместились из сектора кинопроката в сектор музейных услуг. На наш взгляд, трансформация культурного досуга населения связана с реализацией нового миропонимания людей на фоне усложнившихся процессов социализации, а также с переориентацией учреждений культуры на рыночные условия и применение маркетинговых усилий. Так, бывший музей В.И. Ленина – ныне Музейный центр на Стрелке, — применяя маркетинговые технологии, не только сохранился в нынешних условиях, но и превратился в культурный центр Красноярского края, известный в Европе.
Рис. 3. Динамика посещаемости кинотеатров и музеев в Красноярском крае
Представляет интерес сравнительный анализ статистических показателей посещаемости музеев и кинотеатров в Красноярском крае, России и за рубежом. Показатели посещаемости этих учреждений культуры по Красноярскому краю соответствуют общероссийским (табл. 1).
Таблица 1
Показатели посещаемости некоторых учреждений культуры в России и Красноярском крае (дынные за 1997 г.)
Субъекты |
Число музеев |
Число посещений на 1 чел. |
Число кинотеатров |
Число мест, тыс. |
Число посещений на 1 чел. |
Россия |
1871 |
0,5 |
28802 |
5971,7 |
0,3 |
Красноярский край |
46 |
0,6 |
633 |
— |
0,2 |
Результаты анализа средней посещаемости музеев и кинотеатров в мире и общего показателя активности посещений (музеи плюс кинотеатры) по России и Красноярскому краю по сравнению с другими странами мира позволили установить, что самые высокие показатели посещаемости музеев — в странах Европы, Россия занимает промежуточное положение, самые низкие показатели — в странах Азии и Африки (табл. 2). Посещаемость кинотеатров в России очень низка по сравнению с другими странами.
Характерной особенностью европейских
стран являются относительно равномерные
показатели посещаемости музеев и кинотеатров,
с небольшим превышением
Таблица 2
Показатели посещаемости музеев и кинотеатров в странах мира
(на 1 человека в год, данные за 1997 г.)
Страны |
Музеи |
Кинотеатры |
Общий показатель активности |
Австралия |
1,00 |
3,00 |
4,00 |
Европа |
0,83 |
1,39 |
2,22 |
Америка |
0,53 |
1,85 |
2,38 |
Россия |
0,50 |
0,30 |
0,80 |
Красноярский край |
0,60 |
0,20 |
0,80 |
Азия |
0,13 |
1,84 |
1,98 |
Африка |
0,02 |
0,40 |
0,42 |
Результаты кабинетных исследований спроса и предложения услуг учреждений культуры в Красноярском крае позволили выявить сокращение спроса населения на культурную продукцию кинотеатров, театров, клубных учреждений, услуг библиотек при увеличении числа музеев всех специализаций и рост спроса населения на данный вид культурных услуг.
Полевые исследования проводились
методом опроса населения города
Красноярска с помощью
Анализ результатов
Анализ предпочтений к
посещению того или иного вида
культурных заведений дал возможность
выявить разницу между
Как видно из рис. 4, по всем видам мероприятий потребность превышает реальный спрос, только посещение дискотек имеет обратную связь. Выяснение причин такого несоответствия проводилось по двум группам факторов. Первая группа факторов включала причины, связанные с потребителями: 53, 1% респондентов указали на отсутствие времени, 46,8% — на финансовые трудности. Другие причины (нет компании, слабое здоровье, криминогенная обстановка) оказались малозначащими. Вторая группа причин связана с предложением культурных мероприятий. Почти половина населения (47,7%) указали на недостаток учреждений культуры в городе.
Рис. 4. Соотношение потребностей и спроса населения
Красноярска на культурные мероприятия
Как показало исследование,
большинство красноярцев
Рис. 5. Результаты исследования мотивов посещения учреждений культуры населения Красноярского края
Анализ результатов
Результаты подобных исследований,
на наш взгляд, могут стать основой
для разработки социальной политики
органов муниципального управления
города Красноярска, направленной на поддержание
и активизацию культурного
Приложение
АНКЕТА
В целях создания условий
для более интересного и
1. Как Вы чаще всего проводите
досуг?
- смотрите телевизор
- гуляете по улице
- читаете книги, периодическую литературу
- посещаете культурные заведения (театры,
музеи, дискотеки и т.д.)
- другие занятия __________________
2. Какие культурные мероприятия
и учреждения культуры Вы предпочитаете?
- выставки
- концерты классической музыки
- концерты эстрадной музыки
- дискотеки
- театры
- кинотеатры
- музеи
- другое
- все безразличны
3. Какие культурные мероприятия
и учреждения культуры Вы чаще
всего посещаете?
- выставки
- концерты классической музыки
- концерты эстрадной музыки
- дискотеки
- театры
- кинотеатры
- музеи
- другое
- все безразличны
4. Как часто Вы посещаете
культурные заведения?
- не посещаю
- 1 раз в год
- 1 раз в месяц
- 1 раз в неделю
- несколько раз в неделю
5. Чаще всего Вы посещаете
культурные заведения…
- один / одна
- с друзьями
- с родителями
- с детьми
- с женой / мужем
- всей семьей
6. Какую цель Вы преследуете,
отправляясь в культурное
- узнать больше нового (о культуре)
- «убить» время
- интересно провести время
- познакомиться с новыми людьми
- составить компанию и пообщаться с друзьями
(другом / подругой, семьей)
- другие цели ______________________________
7. Удовлетворяет ли Вас
качество культурно-массовых
(Да Нет Причины )
- театров, кинотеатров __________________
- выставок, музеев __________________
- дискотек __________________
8. Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения? ____________
Если «да», то по каким
причинам Вы посещаете реже желаемого?
- финансовые трудности
- нет свободного времени
- опасность из-за криминальной обстановки
- не позволяет здоровье
- нет компании
- другие причины ______________________________
9. Привлекают ли Вас
различные конкурсы, лотереи на
культурно-массовых
Информация о работе Маркетинговые исследования культурного досуга