Маркетинговые исследования рынка сока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет своей целью провести маркетинговое исследование и оценить конкурентоспособность сока на товарном рынке г. Н. Новгорода.
Выполняя работу по теме «анализ рынка соков», поставлены следующие задачи:
изучить специальную литературу
описать производимый товар
провести маркетинговые исследования рынка соков в Н.Новгороде
оценить конкурентоспособность товара
разработать рекомендации по изменению маркетинговой стратегии предприятий-производителей сока.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический раздел……………………………………………………….....5
Понятие маркетинговых исследований………………………………….…...5
Формулирование целей маркетинговых исследований……………………..6
Отбор источников информации………………………………………………6
Определение методов сбора информации…………………………………...7
Орудия исследования……………………………………………………….…9
Составление плана выборки……………………………………………..…..10
Анализ собранной информации…………………………………………..…11
Предоставление полученных результатов………………………………….11
Практическая часть «Маркетинговое исследование рынка сока»………………………………………………………………………….12
Введение………………………………………………………………………….122.1 Краткая характеристика исследуемого сегмента………………………….13
2.2 Формулирование цели маркетингового исследования……………………16
2.3 Сбор вторичной информации………………………………...……………..16
2.4 Сбор первичной информации………………………………………….……23
2.5. Анкета………………………………………………………………………..24
2.6. Обработка полученных данных анкетирования…………………………..31
Приложение «Экспертная оценка»……………………………………….…….33
Заключение……………………………………………………………….………34
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовик, маркетинг.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, необходимо собрать  первичные данные. При сборе первичных данных из всех известных орудий исследования выберем самое распространенное - анкету. Таким образом, нужно составить анкету, которая поможет определить покупательские предпочтения населения рынка минеральной воды в Нижнем Новгороде.

В-третьих, после опроса респондентов нужно проанализировать полученные маркетинговые исследования, то есть сделать соответствующие выводы и рекомендации для рынка соков в Нижнем Новгороде.

 

2.1 Краткая характеристика  исследуемого сегмента

На развитие Рынка влияет ситуация на рынках сырья (рынок фруктов и рынок овощей) и рынке упаковки. По прогнозам аналитиков, рост на рынке сырья возобновится с 2010 года. Что касается рынка упаковки, то в настоящее время помимо количественных изменений на нем происходят важные структурные перемены.

 

Ввиду кризиса производители  соков переориентировали производственные мощности с натуральных соков  на выпуск сокосодержащих и безалкогольных напитков. В натуральном объеме продаж продукции отрасли ведущие позиции  начали занимать фруктово-ягодные нектары.

 

В настоящее время  идет бурное развитие нижнего среднего и нижнего ценовых сегментов  сокового рынка - вместе эти сегменты занимают более 70% рынка. Более зажиточная часть потребителей уходит в премиум-сегмент: ими востребованы свежевыжатые соки, специальные продукты для занятий фитнесом и другие пищевые напитки.

 

В качестве основных игроков  Рынка на конец 2009 года можно обозначить:

 

• Компания PepsiCo

 

• Компания Coca-Cola

 

• ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания»

 

Так как продукция рынка соков не является, в первую очередь, продуктом первой необходимости, люди начинают покупать её, когда их доходы достигают определенного уровня.

 

Однако около 80% потребителей не отказались от соковой продукции. Эксперты считают, что в 2010 году, если покупательная способность будет расти, среднеценовой сегмент Рынка также будет увеличиваться.

 

Теперь обратим внимание на вопрос качества соков. С января 2002 года вступил в силу новый ГОСТ на соковую и сокосодержащую продукцию, который обязывает производителя, указывать на этикетке достоверную информацию о продукте, его качественных характеристиках. В новом ГОСТе строго закреплена классификация этой продукции на сок, нектар и сокосодержащие напитки, также он вынуждает производителя указывать на этикетке все используемые продукты и добавки, как сахар, лимонная эссенция, красители, ароматизаторы, консерванты, и прочие составляющие.

 

С одной стороны, внедрение  нового ГОСТа это значительное движение рынка вперед к цивилизованному  и социально-этичному маркетингу, но с другой стороны, низкая осведомленность потребителей вкупе с дизайнерскими уловками производителей значительно снижает эффект созданного стандарта. Например, повсеместно на упаковке используются все слова, говорящие о качественном продукте, как о соке - «100%, персиковый», а вверху упаковки, там, где взгляд неискушенного потребителя обычно не останавливается, мелким шрифтом белого цвета написаны такие слова - «нектар персиковый».

 

Внедрение нового ГОСТа, активный рост рынка и конкуренция  производителей позволили значительно повысить качественный уровень соков за последние несколько лет.

 

Предложение соков сегодня  очень интенсивно, и хотя количество марок уже не столь велико как  ранее, их маркетинговая активность заметно повысилась.

 

Наиболее популярными и представленными на рынке Нижнего Новгорода марками считаются соки и нектары марок J7, Tropicana, Добрый, Сантал, Сокос, Любимый, Фруктовый сад, Тонус, Я, Rich, Каприз и другие.

 

Источник: компания Иткор.

 

Причем, нижегородские потребители предпочитают в первую очередь апельсиновый, яблочный, томатный и персиковый, абрикосовый соки. Осознавая, что наиболее важными являются качественные характеристики сока, потребители изменили предпочтения по месту покупки этого продукта с рынка на магазины и супермаркеты, подразумевающие гарантию качества продукции.

 

Разброс цен на соки очень  широк, опять же учитывая позиционирование продукта, его качества, упаковки, интенсивности  маркетинговой поддержки.

Поэтому розничные цены варьируют сегодня от 20 до 80 и более руб./литр.

Соки Фруктовый сад, Любимый, Добрый, Моя семья – относятся к более дешевому сегменту с розничной ценой 26-34 руб./литр. Соки Тонус, Caprice позиционируются как более качественные, их розничная цена 40-52 руб./литр. J7, Я, Сантал относятся к следующей по градации более дорогой и качественной продукции с розничной ценой от 45 руб./литр. И последняя группа - соки высшего качества и соответствующей цены, которая варьирует от  60 руб./литр.

 

Трейдеры отмечают некоторое  повышение оптовых и розничных  цен на соки, объясняя эту тенденцию изменением минимальной декларируемой таможенной стоимости на концентраты соков. Но рынок продолжает развиваться и расти, поэтому значительных колебаний оптовых и розничных цен не ожидается.

 

Остается надеяться, что  сок или нектар станет вскоре таким же обычным напитком в рационе питания россиян, как он является у жителей Европы. И его потребление вырастет не только у жителей городов, но и у всего населения нашего региона: Нижегородской облатсти.

 

Портрет типичного покупателя.

 

Мужчины/женщины, средний  возраст 30-35 лет, доход не менее 6000 рублей на человека. Мотив - забота о здоровье своем и своих близких, активный образ жизни, как следствие, стремление вести здоровый образ жизни. Тогда как потребители этого продукта все участники домохозяйств, особенно активными потребителями являются дети.

 

Традиционная упаковка для сока это картон (0,2, 1, 2 литра) и стекло (0,75, 1, 3 литра), причем покупатели предпочитают картонную упаковку. В  нашей стране в стекле можно встретить  два вида соков: соки premium класса, в которых качество продукта соответствует затратам на упаковку, а стеклянная тара обычно имеет оригинальный дизайн, и соки отечественного производства, упаковывающие свою продукцию «как в советские времена» в стеклянные 3 л., 5-ти литровые банки.

 

Типичными потребителями  соков являются представители среднего класса населения до 30-35 лет, имеющие  семью, высокий уровень доходов, ведущие здоровый, активный образ  жизни. И хотя покупку сока, как  и прочих продуктов питания, чаще всего осуществляют женщины, активными потребителями являются все члены семьи. Основные причины для потребления сока - утоление жажды и польза для здоровья, ведь вопросы здорового питания сегодня очень популярны.

 

Источник retail.ru.

 

Повышает шансы марки  на рынке активная рекламная поддержка, но она целесообразна только при активной дистрибьюции и высоком качестве продукции. Часто соки покупаются в семьях с детьми, так как соки и нектары содержат витамины и микроэлементы так необходимые растущему организму

 

Сезонный характер сбыта и потребления этого продукта слабо выражен, некоторые трейдеры считают спрос на этот продукт довольно стабильным в течение года, другие отмечают некоторый подъем в летний сезон и предпраздничные периоды. На рынке соков и нектаров до кризиса насчитывалось более 200 марок, затем произошло своеобразное «отмывание» ассортимента и сегодня осталось около 60 марок.

Среди множества видов  следует отметить по степени снижения популярности следующие соки: Яблочный, Апельсиновый, Томатный, Ананас, Персик, Вишня, Грейпфрут, Мультивитамин, Виноград.

Наиболее популярна  упаковка Тетра-Пак кирпичик 1 л. с  крышечкой и без крышечки, реже на рынке встречаются Тетра-Пак 0,5 или 0,75 литра, соки в стеклянной бутылке  или банке, летом очень популярна  упаковка Тетра-Пак 0,2 литра благодаря возможности быстрого использования.

 

2.2 Формулирование цели  маркетингового исследования

 

 

Данная курсовая работа имеет своей целью провести маркетинговое  исследование соков на товарном рынке  г. Н.Новгорода и выработать рекомендации производителям продукта для приобретения конкурентного преимущества.

 

 

2.3 Сбор вторичной информации

 

В январе 2009 года экспертами Института аграрного маркетинга было проведено маркетинговое исследование "Рынок соков, ориентация потребителей". Целями данного исследования было определение ситуации на рынке соков, а также выявление тенденций развития этого рынка.

Для определения  спроса населения на соковую продукцию  опрашивались жители 11 городов России: Астрахани, Барнаула, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, а также Смоленской области. Согласно результатам исследования, в среднем по России 68,8% населения употребляют соки. В частности, в Москве покупателями соковой продукции являются 85% опрошенных.

Как показали результаты исследования, предпочтения потребителей и критерии выбора соковой продукции зависят от возраста, пола и уровня доходов.

В опросе приняли  участие мужчины и женщины  трех возрастных категорий: до 30 лет - 31% опрошенных, от 30 до 50 лет - 51% и старше 50 лет - 18%.

По уровню ежемесячного дохода респонденты были распределены по пяти группам: от 3 до 5 тысяч рублей - 12,5% опрошенных, от 5 до 10 тысяч рублей - 18%, от 10 до 20 тысяч рублей - 25%, от 20 до 30 тысяч рублей - 24%, свыше 30 тысяч рублей - 20,5% респондентов.

Большинство потребителей - 46,5% - покупают соки два раза в неделю. Примерно одинаковый процент россиян приобретает их один раз в неделю и один раз в месяц - соответственно 15,5 и 13,5% опрошенных. Ежедневно эту продукцию покупают 11% респондентов.

Что касается зависимости частоты покупок от возраста потребителей, то респонденты различных возрастных групп также чаще всего покупают соковую продукцию два раза в неделю, что в среднем сопоставимо с количеством посещений продуктовых магазинов. Наибольшее количество горожан, приобретающих соки с такой частотой, зафиксировано среди потребителей в возрасте от 30 до 50 лет - 57,3% респондентов (рис. 1).

В стиле потребления  соков в зависимости от пола респондентов также лидируют покупки два раза в неделю. Отличие состоит в  том, что мужчины чаще покупают эти напитки ежедневно и через день - соответственно 19,3 и 6,5% мужчин против 7,2 и 1,4% женщин (рис. 2).

С ростом доходов  потребителей возрастает число тех, кто приобретает соки два раза в неделю и чаще, а процент россиян, редко покупающих эту продукцию, уменьшается. Так, например, среди респондентов с уровнем ежемесячного дохода до 5 тысяч рублей 28% покупают соки один раз в месяц, а доля таких покупателей среди потребителей с доходом более 30 тысяч рублей составляет всего лишь 7,3% (рис. 3).

Среди респондентов с уровнем дохода более 20 тысяч рублей покупки соков два раза в неделю более популярны, чем у населения с доходом до 10 тысяч рублей. Таким образом, можно предположить, что объем среднедушевого потребления соков у населения с высоким уровнем доходов превышает объем среднедушевого потребления у тех, чей доход составляет не более 10 тысяч рублей в месяц.

Большинство респондентов - 48,5% - за одно посещение магазина покупают 1 литр сока, а треть - 2 литра. Меньшее  число россиян предпочитают за один раз приобретать 1,5-2 и 3 литра сока - так ответили соответственно 6 и 5% опрошенных.

Литровые упаковки популярны у респондентов всех возрастных групп, принимавших участие в  исследовании. При этом в молодежной группе число опрошенных, за одно посещение магазина покупающих 1 литр сока, значительно превосходит число тех, кто приобретает 2 литра - соответственно 59,7 и 16,1% (рис. 4). В группах потребителей среднего и старшего возраста примерно одинаковое число респондентов приобретают 1- и 2-литровые упаковки сока. Также следует отметить, что россияне старше 50 лет за одно посещение магазина чаще, чем представители других возрастных групп, покупают 3 литра сока.

 

 

Как мужчины, так  и женщины за один раз в основном приобретают 1 литр сока (рис. 5). Меньшее число потребителей обоих полов предпочитают за один поход в магазин покупать 2 литра. При этом разовая покупка 2 литров соковой продукции чаще совершается мужчинами, по сравнению с женщинами, - соответственно 35,5 против 27,5%.

Покупка 1 литра сока за один раз популярна у групп населения с уровнем доходов до 30 тысяч рублей в месяц (рис. 6). Вместе с тем, с ростом доходов потребителей увеличивается доля респондентов, предпочитающих за один поход в магазин покупать 2 литра сока. Таким образом, рост доходов населения становится фактором увеличения объема разовой покупки сока.

 

Объем разовой  покупки сока влияет на предпочтения потребителей по виду и объему упаковки. Наибольшей популярностью пользуется упаковка Tetra Pack емкостью 1 литр - ее выбирают 68,6% респондентов. Причем большинство потребителей - 47,2% - предпочитают стандартную упаковку Tetra Pack (рис. 7). Второе же место по количеству ответов - 21,4% - занимает Tetra Brick Square с закручивающейся крышкой (разновидность упаковки Tetra Pack).

В пользу упаковки Tetra Pack емкостью 2 литра высказались 10% респондентов. Менее популярны Tetra Pack емкостью 0,25 литра, стеклянная бутылка  емкостью до 1 литра и Tetra Pack емкостью 1,5 литра - соки в такой таре предпочитают покупать соответственно 7,3, 6,5 и 4,4% респондентов.

Наименьшим спросом  пользуются соки, расфасованные в 3-литровые стеклянные банки и пластиковые  бутылки различного объема - на долю данных видов упаковки приходится соответственно 2,3 и 0,9% ответов.

В разных городах отношение потребителей к упаковке соковой продукции в целом соответствует общероссийской ситуации. Максимальным спросом пользуется литровая упаковка Tetra Pack, минимальным - стеклянная банка объемом 3 литра и пластиковая бутылка. При этом в пользу соков в пластиковой бутылке высказались только жители Москвы.

Критерии выбора сока - цена, полезность - и предпочтения по вкусу сока различаются у разных категорий потребителей. Общая картина  вкусовых предпочтений представлена на рисунке 8. Наибольшим спросом традиционно пользуются яблочный и апельсиновый соки, которые выбирают примерно одинаковое число потребителей - соответственно 34,5 и 34%. Третье место по популярности занимает томатный сок - 21,5% респондентов. Также в числе любимых респонденты отметили такие вкусы, как персиковый и ананасовый - соответственно 19 и 13,5% опрошенных.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка сока