Маркетинговые исследования рынка сока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет своей целью провести маркетинговое исследование и оценить конкурентоспособность сока на товарном рынке г. Н. Новгорода.
Выполняя работу по теме «анализ рынка соков», поставлены следующие задачи:
изучить специальную литературу
описать производимый товар
провести маркетинговые исследования рынка соков в Н.Новгороде
оценить конкурентоспособность товара
разработать рекомендации по изменению маркетинговой стратегии предприятий-производителей сока.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический раздел……………………………………………………….....5
Понятие маркетинговых исследований………………………………….…...5
Формулирование целей маркетинговых исследований……………………..6
Отбор источников информации………………………………………………6
Определение методов сбора информации…………………………………...7
Орудия исследования……………………………………………………….…9
Составление плана выборки……………………………………………..…..10
Анализ собранной информации…………………………………………..…11
Предоставление полученных результатов………………………………….11
Практическая часть «Маркетинговое исследование рынка сока»………………………………………………………………………….12
Введение………………………………………………………………………….122.1 Краткая характеристика исследуемого сегмента………………………….13
2.2 Формулирование цели маркетингового исследования……………………16
2.3 Сбор вторичной информации………………………………...……………..16
2.4 Сбор первичной информации………………………………………….……23
2.5. Анкета………………………………………………………………………..24
2.6. Обработка полученных данных анкетирования…………………………..31
Приложение «Экспертная оценка»……………………………………….…….33
Заключение……………………………………………………………….………34
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовик, маркетинг.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

В ходе опросов  были выявлены наиболее известные потребителям торговые марки соков (рис. 9). Как  видно из рейтинга, в целом по России самыми известными являются широко рекламируемые брэнды: J7 (ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания", Москва), "Я" (ЭКЗ "Лебедянский", Липецкая область) и "Добрый" (ЗАО "Мултон", Санкт-Петербург) - их назвали соответственно 47, 43,5 и 37,5% опрошенных. В десятку лидеров, набравших более 10% от общего числа опрошенных, вошли брэнды "Моя семья" (ООО "Нидан-Фудс", г. Новосибирск), "Фруктовый сад", "Тонус" ("Лебедянский"), Rich ("Мултон"), "Любимый сад" и 100% Gold Premium ("Вимм-Билль-Данн Продукты питания").

Рейтинг наиболее часто покупаемых марок сока отличается от рейтинга известности брэндов. Различия в ответах связаны с тем, что известность марок формируется главным образом под воздействием рекламы, а реальный выбор соков потребителями зависит от вкусовых качеств и цены на данную продукцию.

 

Исследования Института аграрного маркетинга

 

Также нами было найдено неофициальное исследование: на одном из форумов пользователям  был задан вопрос какие марки  соков предпочитают они. Результаты приведены ниже

 

 

Основные выводы по итогам обзора:

 

 

  • В среднем по России 68,8% населения употребляют соки
  • Большинство потребителей - 46,5% - покупают соки два раза в неделю
  • Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что на частоту покупок сока в большей степени влияет уровень доходов, а не возраст и пол потребителей
  • Покупка 1 литра сока за один раз популярна у групп населения с уровнем доходов до 30 тысяч рублей в месяц
  • Критерии выбора сока - цена, полезность - и предпочтения по вкусу сока различаются у разных категорий потребителей
  • Наибольшим спросом традиционно пользуются яблочный и апельсиновый соки, которые выбирают примерно одинаковое число потребителей - соответственно 34,5 и 34%. Третье место по популярности занимает томатный сок - 21,5% респондентов.
  • Самыми известными являются широко рекламируемые брэнды: J7 (ОАО Вимм-Билль-Данн Продукты питания", Москва), "Я" (ЭКЗ "Лебедянский", Липецкая область) и "Добрый" (ЗАО "Мултон", Санкт-Петербург)

 

2.4 Сбор первичной информации

 

Следующий этап маркетинговых  исследований – сбор первичных данных.

При сборе первичных данных из всех известных орудий исследования выберем самое распространенное – анкету.

В ходе разработки анкеты необходимо вдумчиво отбирать вопросы, которые необходимо задать, выбирать форму этих вопросов, их формулировки и последовательность. Для большей точности и простоты обработки используются закрытые вопросы, то есть такие вопросы, которые будут включены в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто будет выбирать один из них.

Анкетирование проводилось в крупной торговой точке: магазин «Лента» на ул. Родионова, а также по средсвам Интернет: социальная сеть «Вконтакте.ру»

        

         Для простоты исследования будем считать, что достаточно опросить 97 человек, из них все ответили на все вопросы.

При проведении опроса было уделено внимание следующим моментам:

1.Кто является постоянным потребителем товара;

2.Какой атрибут товара более всего значим для покупателя;

3.Кто (что) оказывает решающее влияние на потребителя в процессе принятия решения о покупке;

4.Какие марки имеют наивысший рейтинг у покупателей;

5.Какое влияние на поведение покупателя оказывает реклама;

6.Какие предложения, пожелания и жалобы в адрес производителей товара есть у покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

1.Какой напиток Вы предпочитаете:

а) напитки на основе водопроводной воды (чай, кофе)

б) соки

в) вода (минеральная или из под  крана)

г) газированные напитки

2.Что для Вас имеет наибольшее  значение при покупке сока (расположить  в порядке убывания):

а) цена

б) вкус

в) полезность

г) марка

д) упаковка

 

3.Какому типу сока Вы отдаете предпочтение:

а) свежевыжатый

б) нектар

в) восстановленные соки

 

4.Какой сок Вы предпочитаете:

а) овощной

б) ягодный

в) на основе фруктов

г) смешанный

5.Укажите Вашу любимую марку  сока:

а) Тонус 

б) Я 

в) J7

г) Каприз

д) Тропикана

и) Добрый

к) Фруктовый сад 

л) Сокос 

м) Любимый

н) Моя семья 

о) Дары природы 

п) Рич

р) Мой

с) Сантал

т) другое...

 

6.Как часто Вы употребляете  сок:

а) ежедневно

б) два - три раза в неделю

в) покупаю на улице, если испытываю  жажду

г) нерегулярно

д) в случае, если нет другого  выбора

 

7.Где Вы приобретаете сок:

а) в крупных магазинах

б) на оптовых базах

в) в мелких торговых точках

г) где придется

8.Придаете ли Вы значение  составу сока:

а) да

б) нет

 

9.Чьими советами Вы руководствуетесь  при покупке сока:

а) врача

б) друзей

в) родителей

г) продавца

д) реклама

е) ничьими

10.Придаете ли Вы значение  дизайну упаковки:

а) да

б) нет

11. Какой объем тары Вы чаще  покупаете:

а) 200-400 мл

б) 500-700 мл

в) 1-1,5 л

г) 2-3 л

12.Удовлетворены ли Вы ассортиментом соков:

а) да

б) нет

13.Оказывает ли реклама воздействие  на Ваше решение при покупке  сока:

а) да, сильное

б) да, умеренное

в) слабое

г) почти не влияет

д) нет, не влияет

14.Какую сумму Вы могли бы  потратить на покупку сока  объемом 0,5л:

а)15 - 20 р

б)20 - 40 р

в)40 - 80 р

г)>80 р

15.Ваш возраст:

а) 12 - 18

б) 18 – 22

в) 22 – 25

г) 25 – 30

д) 30 – 35

е) 35 –  55

ж)  >55

16.Ваш пол: 

а) м

б) ж

17.Ваш основной вид занятий:

а) учеба

б) работа

в) на пенсии

 

2.5 Обработка полученных данных анкетирования

  В анкетировании принимали участие 97 чел. в возрасте от 12 лет, все из них мы будем учитывать. Это достаточно для наглядной картины исследования рынка соков, так как воду потребляют все.

 Определим долю  потенциальных потребителей сока. Из анкетирования можно сделать вывод, что сок употребляют все возрастные категории с высоким и среднем уровнями дохода.

 

Сделаем выводы по каждому  вопросу разработанной анкеты.

 

Из первого вопроса  анкеты можно сделать следующие  выводы:

Достаточная доля опрошенных (27%) предпочитают пить соки. Значит, рассматриваемый сегмент рынка конкурентоспособен, не смотря на то, что на рынке много предложений разных напитков.

После получения ответов  на вопрос что для вас имеет  наибольшее значение при покупке сока, можно сделать следующие выводы: большинство опрашиваемых уделяют большее внимание при покупке сока на вкус (28%), на полезность обращают внимание 25%, третье место такой фактор, как цена (20 %), на упаковку обращают внимание лишь 15%.

Из 3, 4, 5 вопросов можно определить предпочтения на соки.

Из 3-го вопроса можно понять тип сока, который предпочитают потребители сока. Большинство опрошенных (51%) предпочитают восстановленные соки, а значит те что продаются в магазинах.

4 вопрос дает нам информацию о том, что на рынке в равной степени востребованы всевозможные соки. Как ягодные и овощные,  так и фруктовые и смешанные.

Любимая марка Нижегородцев, исходя из нашего опроса это соки марок  «Я», «Тонус», «Каприз» и «Тропикана».

Из шестого вопроса  мы можем сделать вывод, что 39% респондентов покупают сок 2-3 раза в неделю, 27% пьют его нерегулярно и лишь 17% покупают соки каждый день.

40% опрошенных отдают  предпочтение в выборе сока  крупным магазинам. Этот выбор  обусловлен большей степенью  доверия им, нежели мелким торговым точкам.

Наша аудитория разделилась  практически ровно напополам, отвечая  на восьмой вопрос, придают ли они  значение составу сока.

Из девятого вопроса  видно, что большинство опрошенных (44%) при выборе сока доверяют только себе. Также стоить отметить что к рекламе и совету родителей (23 и 22% соответственно) при выборе сока прислушиваются чаще чем ко врачам и друзьям. Скорее всего, это объясняется разными целями при покупке сока. Возможно, конечным потребителем товара окажется маленький ребенок или диабетик.

Десятый вопрос дает нам  информацию о том, что 56% потребителей обращают внимание на упаковку сока. Оставшиеся же 34% не придают этому большое  значение.

Одиннадцатый вопрос дает информацию о том, что 43% покупателей  сока предпочитают маленькую тару,  32% 0,5-0,7 литра, и лишь 25% берут сок в тарах 1л. и более.

Анализ вопросов 12 и 13 дает информацию что конечный потребитель  в своем большинстве (77%) удовлетворен ассортиментом представленной продукции. Также  реклама влияет слабо на покупателя в 42% случаях из 100. На 23% реклама действует уверенно. Реклама вообще не влияет или влияет слабо на выбор сока в 3 и 30% опрошенных. Можно предположить, что эта та часть населения, у которой не хватает время на просмотр телевизора.

59% респондентов готовы  отдать за пол-литра сока сумму не более сорока, но не менее 20 рулей.

 Из 15, 16, 17 вопросов видно, что потребителями рынка соков являются разновозрастной контингент, как мужской, так и женской половиной.

После проведенного маркетингового исследования можно сделать вывод, что обобщенные результаты принесут практическую пользу рынку соков для того, чтобы оценить конкурентоспособность соков на товарном рынке  г. Н.Новгорода.

Можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособными в Н. Новгороде являются следующие  марки сока: «Я», «Тропикано», «Тонус».

Для молодых людей и подростков основным атрибутом товара является вкус. Решающее влияние на принятие решения о покупке, как правило, оказывают не рекомендации врачей и специалистов, а реклама и советы друзей.

Стоимость сока имеет немаловажное значение при выборе марки.

Объем упаковки играет немаловажную роль при выборе той или иной марки сока.

 

    Следующим важным критерием является цена продукта. Сок является продуктом первой необходимости, ее покупают в дополнение к основному рациону, поэтому для большинства респондентов крайне важна цена марки сока.

 

Приложение «Экспертная оценка»

 

Для достижения поставленной цели маркетинговых исследований в  данной курсовой работе нами был использован метод экспертных оценок. За основу была взята работа, выполненная нами ранее на одном из практических занятий по дисциплине «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        После маркетингового исследования  можно сделать вывод, что достигнута  поставленная цель, а именно маркетинговая цель, поставленные в начале курсовой работе.

Можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособными в Н. Новгороде являются следующие  марки сока: «Я», «Тропикано», «Тонус».

Соки приобретаются не в качестве профилактического или лечебного средства, а как средство для утоления жажды или поднятия статуса.

Исходя из результатов  опроса, можно также сделать следующие выводы. Даже среди людей, приобретающих сок с одинаковой целью, наблюдаются закономерные зависимости между типом личности и предпочитаемой маркой.

Подытоживая результаты исследования, можно сформулировать следующие рекомендации производителям соков, работающим на российском рынке:

1.Модернизировать дизайн упаковки.

2.Разнообразить ассортимент соков. Возможны такие модификации, как сок, без добавления консерватов.

4.Разнообразить  ассортимент размеров упаковок.

5.Регулярно  извещать потребителей через  СМИ о свойствах продукта, проводить  рекламные акции, распродажи и  конкурсы, способствующие привлечению  интереса к продукту.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка сока