Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 05:45, курсовая работа
В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.
Введение
Глава 1. Особенности маркетингового исследования
1.1 Понятие, виды, процесс и значение маркетинговых исследований
1.2 Методы маркетинговых исследований
1.3 Организационная система маркетингового исследования
Глава 2. Задачи и методы исследования рынка
2.1 Системы маркетинговой информации
2.2 Организация социологического обследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава 1. Особенности маркетингового исследования
1.1 Понятие, виды, процесс и значение маркетинговых исследований
1.2
Методы маркетинговых
1.3
Организационная система
Глава 2. Задачи и методы исследования рынка
2.1
Системы маркетинговой
2.2
Организация социологического
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В
современной концепции
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и ряда других факторов.
Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к любому аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому нерационально ограничивать расходы на такие исследования по причине "экономии средств": потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10 - 100 раз большими.
Маркетинговые исследования (англ. marketing research) — форма бизнес исследований и направление прикладной социологии, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Область маркетинговых исследований как статистическая наука была инициирована Артуром Нильсоном (Arthur Nielsen) вместе с созданием компании ACNielsen Company в 1923 году.
Маркетинговые
исследования представляют собой сбор,
обработку и анализ данных с целью уменьшения
неопределенности, сопутствующей принятию
маркетинговых решений. Исследованиям
подвергаются элементы внешней и внутренней
среды предприятия. Такие данные позволяют
более глубоко раскрыть состояние отдельных
элементов рынка и маркетинговой деятельности
предприятия.
Исследуются
тенденции и процессы развития рынка,
его емкость, динамика продаж, действия
конкурентов, привлекательные стороны
и риски. Исследование потребителей
позволяет определить мотивы их поведения,
а товарные исследования — конкурентоспособность
продукции предприятия. Исследуется также
эффективность стимулирования и рекламы,
действенность каналов определения. Важным
направлением маркетинговых исследований
становится выявление сильных и слабых
сторон деятельности самого предприятия
и др.
Глава
1. Особенности маркетингового
исследования
1.1 Понятие, виды, процесс и значение маркетинговых исследований.
В теоретической и практической деятельности довольно часто ставят знак равенства между терминами "маркетинг" и "маркетинговое исследование". Такое упрощение не всегда уместно, но оно отражает исключительную важность маркетинговых исследований во всей маркетинговой деятельности.
Главная цель маркетинговых исследований — уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Необходимость в проведении таких исследований возникает весьма часто: когда лица, принимающие решения, не могут ждать поступления информации по частям. Комплексное маркетинговое исследование проводится фирмой самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам. Чтобы маркетинговые исследования были эффективны, они не должны носить случайный характер; быть систематическими и охватывать как можно больше различных источников информации. Маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, которая требует; наличия информации для содействия принятию оптимального решения. Учитывая изложенное, можно дать следующее краткое определение маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование — это систематичный сбор, регистрация и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг, с целью снижения информационной неопределенности и коммерческого риска.
Область применения маркетинговых исследований практически не ограниченна, поэтому выделим основные их виды, наиболее часто встречающиеся в мировой практике:
-исследование рынка;
-исследование сбыта;
-экономический анализ;
-исследование
рекламы;
-изучение покупательского поведения, или мотивационный анализ.
Большинство крупных зарубежных фирм (около 80%) имеют собственные отделы маркетинговых исследований. Среди сотрудников таких отделов — статистики, экономисты, социологи, психологи и т.д. Виды проводимых ими исследований весьма разнообразны.
Независимо от масштабов и тематики можно выделить следующие основные этапы проведения любого маркетингового исследования:
-определение проблемы и постановка целей;
-отбор источников информации;
-сбор и анализ вторичной информации;
-определение содержания и методики сбора необходимой первичной информации;
-анализ данных, разработка выводов и рекомендаций;
-представление и практическое использование полученных результатов.
Как правило, для успешного проведения маркетингового исследования необходимо оптимальное сочетание первичной и вторичной информации.
При проведению маркетинговых исследований, следует обратить внимание на принципы, которыми следует руководствоваться при проведении маркетинговых исследований, — систематичность, системность, комплексность, связанность и целеустремленность, множественность источников информации, универсальность, научность.
1.
Систематичность —
2. Системность — охватывать весь рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи.
3.
Комплексность - с одной стороны,
включает совокупность
4.
Связанность и
целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации.
5.
Множественность источников
6.
Универсальность - исследования
могут быть проведены, исходя
из любой потребности субъекта
рынка в информации для
7. Научность — точность, объективность, обусловленность.
Недостаточно
объективные, необоснованные исследования
ведут к неправильным, искаженным
рекомендациям. Каждый из этих принципов
важен сам по себе, но взятые в
совокупности и взаимодействии они
позволяют подготавливать такие
маркетинговые исследования, которые
могут стать надежной основой для принятия
хорошо обоснованных, продуманных управленческих
решений.
1.2 Методы маркетинговых исследований
Маркетинг сочетает как теоретические, так и практические подходы, возникающие и развивающиеся в процессе расширения и совершенствования коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов рынка.
Значимость
маркетинговых исследований возрастает
с расширением использования
достижений науки, учетом эволюции общественного
сознания, с усилением его социально-
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
Прежде всего, дадим общую характеристику методам проведения маркетинговых исследований.
Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которых с определенной долей условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы.
Главное
отличие методов
Можно
выделить несколько групп экономико-
1.Общенаучные методы.
1.1 Системный анализ. Рассматривает любую рыночную ситуацию с широким диапазоном внешних и внутренних причинно-следственных связей. Например, быстрое распространение мобильных телефонов связано с развитием науки и техники, увеличением деловых контактов, потребностью в информационном обеспечении.
1.2
Комплексный подход. Предусматривает
проявление разноплановых,
1.3
Программно-целевое
2.
Аналитико-прогностические
2.1 Линейное программирование. Представляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного решения по затратам, прибыли (при рационализации грузовых транспортных маршрутов, оптимизации товарных запасов, улучшении товарного ассортимента).
2.2
Экономико-математические
2.3
Экономико-статистические
2.4
Теория массового обслуживания.
Применяется при выборке
заявок на обслуживание, правильно определить оптимальную очередность их выполнения.
2.5
Теория вероятности.
2.6
Теория связи. Помогает