Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 05:45, курсовая работа
В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.
Введение
Глава 1. Особенности маркетингового исследования
1.1 Понятие, виды, процесс и значение маркетинговых исследований
1.2 Методы маркетинговых исследований
1.3 Организационная система маркетингового исследования
Глава 2. Задачи и методы исследования рынка
2.1 Системы маркетинговой информации
2.2 Организация социологического обследования
Заключение
Список использованной литературы
Первый вариант. Специализированной маркетинговой службы не существует. Сбором информации и ее оценкой занимаются все подразделения фирмы, к сфере деятельности которых относится маркетинг.
Второй вариант. На фирме существует локализованная служба маркетинга, организованная по матричному или функциональному принципу. Каждое подразделение в рамках своей компетенции собирает и анализирует информацию, а выводы и рекомендации представляют руководителю/координатору.
Третий
вариант. Большой объем
Сложная маркетинговая деятельность, широкий диапазон функций, выполняемых службой маркетинга, многосторонние прямые и обратные связи и т.п. предъявляют серьезные требования к организации управленческого аппарата информационно-аналитических подразделений маркетинговой службы, т.е. требует создания определенных властно-иерархических структур, находящихся в отношениях соподчиненности и координации, разделения маркетинг-менеджмента и информационно-аналитических функций. В этом отношении деятельность маркетинговой службы базируется на принципах менеджмента.
К ним относятся:
Коммерческий успех, или, наоборот, провал фирмы на рынке в значительной мере зависит от эффективности маркетинговых исследований. В свою очередь, эффективность маркетингового исследования в большой мере обусловлена квалификацией и подготовленностью персонала. Принятие решений, последовательное и умелое претворение их в жизнь требует информационно-аналитического обеспечения. К специалистам, занимающимся информационно-аналитической деятельностью, предъявляются особо высокие требования. Они должны обладать высокой квалификацией и обязаны:
Результат
маркетингового исследования, его продукт,
как правило, предназначен для купли-продажи.
Это означает, что данный интеллектуальный
продукт, представляющий собой исследовательский
процесс, обладает всеми признаками товара.
Он продается и покупается (как в целом,
так и его отдельные элементы). Следовательно,
маркетинговое исследование является
интеллектуальным товаром, которому присущи
такие категории как спрос и предложение.
Маркетинговое исследование, как и всякий
товар, имеет свою цену. В последние годы
спрос на этот интеллектуальный товар
годы имеет тенденцию к постоянному росту.
Маркетинговые фирмы на коммерческой основе выполняют для своих клиентов широкий круг работ. Например, по заказу частной корпорации или государственного учреждения, иногда по собственной инициативе, маркетинговая фирма:
В специализированных маркетинговых компаниях выделяются три типа продажи результатов исследовательской деятельности:
Таким образом, информационно-аналитическое управление службы маркетинга предприятия вынуждено налаживать две системы коммуникативных связей: внутреннюю, с подразделениями собственной фирмы и внешнюю, с учреждениями и предприятиями, которые готовы на условиях, которые устраивают обе стороны, к обмену информацией или продаже информации. Эти связи можно классифицировать следующим образом:
Глава
2. Задачи и методы
исследования рынка
2.1 Системы маркетинговой информации
В процессе анализа, планирования, реализации и контроля реализации мероприятий маркетинга необходима информации о состоянии окружающей среды – о потребителях, конкурентах, дилерах, динамике спроса и т.д.
Для успешного проведения маркетинговой деятельности необходимо знать
существующий спрос на товары фирмы;
Особенно
важно знать спрос на продукцию
фирмы. Это касается прежде всего
той фирмы, которая собирается выходить
на новый для себя рынок, но постоянно
изучать состояние спроса необходимо
и впоследствии.
Для
сбора, классификации, анализа, оценки
и распространения
В
такую систему входит в качестве
подсистемы сбор внешней текущей
маркетинговой информации, т.е. повседневных
сведений о событиях, происходящих
в коммерческой среде. Для этого
фирма поощряет своих торговых
смежников (дилеров, розничных торговцев и др.), а также продавцов к тому, чтобы собирать информацию и сообщать ее руководству, и инструктирует их соответствующим образом. О конкурентах многое можно узнать, приобретая их товары, посещая дни открытых дверей, специализированные выставки, собрания акционеров, читая публикуемые ими отчеты и беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих фирм. Кроме того, существуют фирмы, специально торгующие текущей маркетинговой информацией.
Ряд фирм имеет специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов подготавливают для управляющих по маркетингу специальные информационные бюллетени, ведут досье интересующих фирму сведений.
Другой
подсистемой маркетинговой
Многие фирмы имеют собственные отделы маркетинговых исследований, где работают разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию. Но, во-первых, только крупная фирма в состоянии позволить себе иметь подобный отдел в то время как в маркетинговых исследованиях нуждаются практически все. Во-вторых, штатные специалисты, как правило, загружены текущей работой и попросту не имеют времени заниматься исследованиями, связанными с нестандартными ситуациями (например, при выходе на новые рынки). В таких случаях целесообразно обращаться к услугам специализированной консультационной организации. В задачу маркетинговых исследований могут входить:
Прежде всего руководитель службы маркетинга и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования, которые могут быть: