Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:52, реферат
В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.
В древние
времена общественное оказание услуг
было неразвито. Товарный
обмен и торговля осуществлялис
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.
В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.
Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.
Важнейшая закономерность XX в. — трансформация индустриальной экономики, сменившей в предшествующее столетие многовековое господство аграрной системы хозяйства, в постиндустриальную, или экономику услуг. В основе этого объективного процесса лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности труда и других факторов производства. Повышение эффективности аграрного производства обусловило устойчивый перелив ресурсов на протяжении длительного исторического периода из первичного сектора во вторичный, индустриальный. Многосторонний прогресс в этих секторах на протяжении прошедшего столетия послужил в свою очередь мощным источником развития третичного сектора, или сферы услуг1. Не менее важная причина развития сферы услуг — глубинные преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека вследствие повышения образовательного и культурного уровня и т.д. последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством.
экспансия услуг в экономике развитых стран на протяжении первой половины XX в. осуществлялась при одновременном относительном расширении индустриального сектора, но более медленном в сравнении с услугами. В США примерно в 50-х годах, а в других западных странах в 60-х произошел перелом этой тенденции, а структура занятости и производства стала меняться в пользу услуг за счет перемещения в эту сферу работников не только из сельского хозяйства, но и из индустриального сектора. Вступление западных стран в новую, постиндустриальную стадию и в экономику услуг можно, таким образом, датировать серединой XX в., хотя и с неизбежно высокой степенью условности.
Становление экономики услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительность труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%.
Анализ секторальной структуры мирового хозяйства, как и многих других его аспектов, вскрывает глубокую диспропорцию в распределении продукции отраслей услуг среди стран мира: в конце века 80% мирового
В 20-х годах исключительно
благоприятная экономическая
В последующие два
десятилетия условия развития п
Еще более негативно сказалась на развитии услуг Вторая мировая война, потребовавшая преимущественной концентрации производственных ресурсов в промышленности. В странах, на территории которых велись военные действия, материальная база отраслей услуг в той или иной степени подверглась разрушению и после войны не соответствовала даже сильно сократившимся потребностям. Даже в США, где общая хозяйственная ситуация была намного более благоприятной, новое строительство в торговле и многих других отраслях сферы услуг в эти годы практически прекратилось, хотя в военных целях развернулось сооружение аэродромов, новых линий телеграфной и телефонной связи, морских портов, модернизировались железные дороги и расширялись объемы соответствующих услуг. В целом относительные уровни развития услуг, достигнутые к концу 20-х годов, удалось восстановить в большинстве стран только в 50-х годах.
В послевоенный период
опережающее развитие отраслей
За прошедшие
сто лет кардинально
Таблица 1.2. Удельный вес сферы услуг в валовом внутреннем продукте и обшей численности занятых в развитых зарубежных странах в 2000 г. (%)
Страна |
ВВП |
Численность занятых |
США |
69,3 |
77,4 |
Великобритания |
70,3 |
71,7 |
Германия |
59,1 |
66,2 |
Франция |
64,7 |
74,5 |
Италия |
67,7 |
70,0 |
Япония |
68,8 |
59,0 |
Канала |
64,4 |
71,0 |
Беларусь |
36,5 |
50 |
С прогрессом производительных
сил возрастает зависимость
Важнейшая закономерность
эволюции сферы услуг заключается
в том, что она развивается
не в изоляции от материального производства
в интеграции этих видов деятельности,
и от глубины интеграции многом зависит
эффективность современного хозяйства.
Рост взаимодействия и взаимопроникновения
вещной продукции и услуг идет
нескольким направлениям. В промышленности
умножаются трудовыми функции, выраженные
в форме услуги, неуклонно увеличивается
численность инженерно-
Снижению ресурсоемкое™ производства услуг серьезно противодействует и тенденция к индивидуализации, персонификации обслуживания, основанная на расширении практики личных контактов участаиков сделки и отражающая растущее неприятае потребителями стандартаых услуг и обезличенного обслуживания по мере повышения жизненного и культурного уровня.
По темпам роста
во всех странах устойчиво лидирует
комплекс деловых и профессиональных усл
Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера.
1. Формирование в
сие теме общественного
Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рола стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат — на сырье и материалы, транспорт и связь — всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационные и компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, по связям с общественностью, рекрутинг рабочей силы и т.д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных произведенных отраслях и в самих отраслях этой сферы. В обрабатывающей промышленности США в 1997 г. на долю услуг приходилось 30% производственных затрат, в строительстве — 41, торговле — 82, финансовой сфере — 85%,
2. Воздействие научно-технического прогресса. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
3. Глубочайшее и
многоплановое воздействие на
сферу услуг оказали
4.Стимулируюшее
влияние на услуги базовых
экономических факторов весомо
дополнялось в тот или иной
период рядом других —
5. Сильно подтолкнуло
экономику услуг и массовое
вовлечение женщин в
6. Массовая автомобилизация:
ускоренно развивался
7. Растущие социальные обязательства, а также зависимость экономического и социального прогресса от научного знания, накопления человеческого капитала, уровня развития инфраструктурных отраслей приводили к постоянному увеличению расходов государства на широкий круг услуг, прежде всего науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание и вспомоществование.
8. Для последней четверти прошлого века характерно явное ускорение развития услуг, и это результат целого ряда новых тенденций и явлений в зарубежной экономике. Среди них — реализация во многих странах программ дерегулирования и приватизации,существенно затронувших транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, торговлю.
9. На протяжении
всего периода активной «
Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения и общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно- компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. В США численность занятых в этой группе увеличилась с 386 тыс. в 1929 г. до 1 млн. в 1950 г. и до 11,5 млн. в 2000 г. Быстро развивается этот блок услуг и в других странах. Его динамизм определяется содержанием деятельности, критически важным с позиции развития современной экономики, основанной на знании, и национальной конкурентоспособности. В функции этих услуг входят диффузия и хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно пpoгpecсируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса — производственным, финансовым. управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг — по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.