Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:52, реферат
В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.
К быстрорастущему
ядру рассматриваемой сферы
Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся и посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим. Благодаря научно-техническому прогрессу, росту жизненного и культурного уровня населения, расширению государственных социальных программ в крупнейшую во всех странах отрасль выросла сфера здравоохранения. В начале нового столетия в здравоохранении США насчитывалось более 10 млн. работающих, или больше половины всех занятых в обрабатывающей промышленности.
О сравнительной динамике крупных отраслевых групп сферы услуг в длительной ретроспективе можно судить по статистическим данным, относящимся к США. С 1929 по 2000 г. численность работающих в хозяйстве США увеличилась в 2,9 раза, в сфере услуг — в 4,6 раза. По отраслям этот показатель составил: транспорт — 1,5 раза; оптовая торговля — 4,1; розничная торговля — 3,5; рекреационные услуги — 5,5. финансовые — 5.0; деловые и профессиональные — 30,0; государственный сектор, включая услуги образования и здравоохранения, —6,0; бытовые — 1,9 раза. Статистика улавливает и процесс перемещения услуг из домашнего хозяйства в коммерческий сектор: численность домашней прислуги за эти годы сократилась с 2,3 млн. человек до 833тыс. человек. За тот же период в Беларуси численность занятых в сфере услуг увеличилось в 12 раз с 186 до 2236 тыс. человек.
В отраслевой картине
динамики услуг за длительный отрезок
времени прослеживается сдвиг в
направлении сложных услуг, в
наибольшей (пени отвечающих в каждый
данный период требованиям развития
производства, общества, человека, В
последнюю треть прошлого века набирает
силу комплекс наукоинтенсивных «продвинуты»
отраслей — телекоммуникации, информационно-компьютерные
и другие деловые профессиональные
услуги. В сочетании с инновационными
промышленными отраслями они
образуют ныне движущее ядро хозяйства
разных стран. В США доля услуг
в высокотехнологичном
Одной из важных сторон
долговременной эволюции сферы услуг
является вовлечение ее отраслей в
систему мирохозяйственных
Рост объемов внешней торговли сопровождается изменениями ее структуры. Хотя традиционно крупными статьями остаются транспорт и поездки (1/4 — 1/3 мирового экспорта услуг каждая), их неуклонно теснят «новички» — информационные, финансовые, деловые и другие, которых в экспорте только с 1990 по 1999 г. выросла с 37 до 44%. Показательны различия в динамике внешней торговли услугами в странах Большой семерки, доминирующих на рассматриваемом рынке. Среднегодовой темп прироста экспорта всех услуг за 1995—1999 гг. составил 3,3%, тогда как компьютерно-информационных — 15,5, финансовых — 13,7, коммуникационных — 7,9, страховых - 6.6, деловых — 5,9%. Экспорт услуг туризма возрастал на 3,3%. а транспорта —сокращался на 0,5%. В структуре импорта также первенствовали компьютерно-информационные и деловые услуги.
Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран —богатых, бедных, со средним уровнем развития. Но доминирующеe положение на внешних рынках услуг, как и в их производстве, занимает небольшая группа высокоразвитых стран, причем в торговле услугами оно выражено сильнее, чем на товарных рынках. В конце XX века на долю этих стран приходилось 79% мирового экспорта и 76% импорта услуг. Лидерство в торговле услугами безоговорочно принадлежит США. Занимая 1/5 всего мирового рынка, опираясь на высокий уровень развития этой сферы и прежде всего "продвинутых" отраслей, емкий и открытый внутренний рынок, первенство в области ИКТ, страна во многом определяет объемные, динамические, структурно, ценовые и качественные параметры отраслевых рынков и общие условия реализации. США в полной мере используют во внешней торговле ценовые, а главное существенные неценовые преимущества перед соперниками — по технологическому уровню, качеству, имеющие стратегическое значение для исхода конкурентной борьбы на данных рынках.
Показатели трансграничной
торговли не дают точного представления
о масштабах и темпах глобализации
услуг, поскольку этот процесс более
интенсивнее развивается в
Республика Беларусь не может похвастаться значительным притоком иностранного капитала. Вместе с тем динамика капиталовложений за последние 15 лет свидетельствует о следующем. В сфере услуг инвестиции направляются, в первую очередь в жилищное строительство, транспорт и связь. Доля четвертичного подсектора[1] составляет около ¾ всего объема капиталовложений. Наиболее динамично развивается пятеричный подсектор, включающий торговлю, общепит и финансовые услуги. За рассматриваемый период его доля увеличилась более чем в 2 раза с 5,6 до 12,5%.Второе место по удельному весу занимает шестеричный подсектор сферы услуг, включающий здравоохранение, образование, науку и госуправление с удельным весом в 15% (см. таб. 1.3).
Таблица 1.3 Динамика структуры инвестиций по подсекторам сферы услуг,
в % к итогу
1990 |
1994 |
2000 |
2005 | |
Четверичный |
77,8 |
74,8 |
77,4 |
73,3 |
Пятеричный |
5,6 |
9,6 |
10,5 |
12,5 |
Шестеричный |
16,7 |
15,6 |
12,1 |
14,2 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Источник: [3]
Рассмотренные тенденции свидетельствуют об низком качестве развития инвестиционной политики, следовании ее экономической конъюнктуре. Это связано, в первую очередь с невысоким технологическим уровнем и отраслевой структуры сферы услуг, сохранение невысокого качества и разнообразия продукта, слабым развитием наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, что в дальнейшем будет негативно влиять на эффективность и конкурентоспособность хозяйства и качество жизни населения.
В последние два-три десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2000 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и составила в США 101 млрд. долл. Италии, Франции, Испании 27—31 млрд. долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг —физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет немалую и растущую часть общего спроса на те или иные услуги. В массовом порядке в ряде стран на временную работу привлекаются иностранные программисты, ученые, администраторы, консультанты, преподаватели, медики, а также неквалифицированные работники многих специальностей. При этом отчетливо прослеживается поляризация потоков иммигрантов: профессионалы оседают в высокотехнологичных услугах, работников низкой квалификации занимают на непрестижных операциях.
Производители услуг
встраиваются в глобальное пространство
и посредством быстро набирающей
силу практики так называемых «невидимых»
связей и отношений между
Минувший век вместил в себя впечатляющий по динамизму поступательного движения отраслей услуг. Если в его начале эта сфера ассоциировалась с немногими видами деятельности, зачастую находившимися в зачаточном состоянии, то в конце оформилась в многоотраслевой сектор, составляющий костяк постиндустриальной экономики. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое распространенные в свое время представления об услугах как вспомогательных видах деятельности, отвлекающих, якобы, ресурсы материального производства, своего рода «отстойнике» для рабо-1ков низкой квалификации и образования, вытесняемых из индустриального сектора ростом производительности труда. Впереди, по-видимому, изменения не меньшей глубины и значимости, конкретные формы которых при возрастающем динамизме изменений предугадать очень не просто. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающee развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, дальнейшее повышение действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйства и качество жизни населения.