Маркетинговые услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

Файлы: 1 файл

Маркетинг услуг.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

К быстрорастущему  ядру рассматриваемой сферы относятся  также услуги телекоммуникаций и  кредитно-финансовых учреждений. Они  опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли  вышли в последние десятилетия  на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом  прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно высокие  темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся  и посторонней поддержке и  помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные  семьи), но по объемам услуг эта  отрасль серьезно уступает другим. Благодаря научно-техническому прогрессу, росту жизненного и культурного  уровня населения, расширению государственных  социальных программ в крупнейшую во всех странах отрасль выросла сфера здравоохранения. В начале нового столетия в здравоохранении США насчитывалось более 10 млн. работающих, или больше половины всех занятых в  обрабатывающей промышленности.

О сравнительной  динамике крупных отраслевых групп  сферы услуг в длительной ретроспективе  можно судить по статистическим данным, относящимся к США. С 1929 по 2000 г. численность  работающих в хозяйстве США увеличилась  в 2,9 раза, в сфере услуг — в 4,6 раза. По отраслям этот показатель составил: транспорт — 1,5 раза; оптовая торговля — 4,1; розничная торговля — 3,5; рекреационные  услуги — 5,5. финансовые — 5.0; деловые  и профессиональные — 30,0; государственный сектор, включая услуги образования и здравоохранения, —6,0; бытовые — 1,9 раза. Статистика улавливает и процесс перемещения услуг из домашнего хозяйства в коммерческий сектор: численность домашней прислуги за эти годы сократилась с 2,3 млн. человек до 833тыс. человек. За тот же период в Беларуси численность занятых в сфере услуг увеличилось в 12 раз с 186 до 2236 тыс. человек.

В отраслевой картине  динамики услуг за длительный отрезок  времени прослеживается сдвиг в  направлении сложных услуг, в  наибольшей (пени отвечающих в каждый данный период требованиям развития производства, общества, человека, В  последнюю треть прошлого века набирает силу комплекс наукоинтенсивных «продвинуты» отраслей — телекоммуникации, информационно-компьютерные и другие деловые профессиональные услуги. В сочетании с инновационными промышленными отраслями они  образуют ныне движущее ядро хозяйства  разных стран. В США доля услуг  в высокотехнологичном инновационном комплексе оценивается примерно в 1/3. Устойчив перелив в долговременном плане общественных ресурсов в услуги социальной и гуманитарной ориентации, формирующие самого человека и как личность, и как участника производства: в образование, медицину, различие виды обслуживания свободного времени населения.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг  является вовлечение ее отраслей в  систему мирохозяйственных связей. Мот процесс, довольно медленный  на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5—2 десятилетия  получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики  и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических  отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных  экономических объединений и  организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС. В системе этих мер весьма рельефно выражено усиление акцентов на рынки услуг, особенно после вступления в действие в 1995г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Целями ГАТС провозглашены установление общих  для всех участников правил и норм торговли услугами, либерализация торгового  режима на мировом рынке. Взаимодействие отмеченных выше факторов в сочетании  с преобразованиями в самой сфере  услуг и во всем хозяйстве обусловили быструю экспансию трансграничной торговли услугами. Только за последнее  десятилетие прошлого века мировой  экспорт услуг вырос с 754 до 1400 млрд.  долл., а его доля в объеме экспорта товаров и услуг увеличилась соответственно с 18,5 до 20%.

Рост объемов  внешней торговли сопровождается изменениями  ее структуры. Хотя традиционно крупными статьями остаются транспорт и поездки  (1/4 — 1/3 мирового экспорта услуг каждая), их неуклонно теснят  «новички» — информационные, финансовые, деловые и другие,  которых в экспорте только с 1990 по 1999 г. выросла с 37 до 44%. Показательны различия в динамике внешней торговли услугами в странах  Большой семерки, доминирующих на рассматриваемом рынке. Среднегодовой темп прироста экспорта всех услуг за 1995—1999 гг. составил 3,3%, тогда как компьютерно-информационных — 15,5, финансовых — 13,7, коммуникационных — 7,9, страховых - 6.6, деловых  — 5,9%. Экспорт услуг туризма возрастал на 3,3%. а транспорта —сокращался  на 0,5%. В структуре импорта также  первенствовали компьютерно-информационные и деловые услуги.

Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран —богатых, бедных, со средним уровнем развития. Но доминирующеe положение на внешних  рынках услуг, как и в их производстве, занимает небольшая группа высокоразвитых стран, причем в торговле услугами  оно выражено сильнее, чем на товарных рынках. В конце XX века  на долю этих стран приходилось 79% мирового экспорта и 76% импорта услуг. Лидерство в торговле услугами безоговорочно принадлежит США.  Занимая 1/5 всего мирового рынка, опираясь на высокий уровень  развития этой сферы и прежде всего "продвинутых" отраслей, емкий и открытый внутренний рынок, первенство в области ИКТ,  страна во многом определяет объемные, динамические, структурно, ценовые и качественные параметры отраслевых рынков и общие условия реализации. США в полной мере используют во внешней торговле ценовые, а главное существенные неценовые преимущества перед  соперниками — по технологическому уровню, качеству, имеющие стратегическое значение для исхода конкурентной борьбы на данных рынках.

Показатели трансграничной торговли не дают точного представления  о масштабах и темпах глобализации услуг, поскольку этот процесс более  интенсивнее развивается в других формах. Более весомую долю занимают услуги на мировых рынках капитала, поскольку производители при  этом варианте экспансии могут обойти барьеры в трансграничных операциях и использовать к своей выгоде географическую близость  к  потребителям  и  другие  преимущества  непосредственного присутствия на рынках. Прямые иностранные инвестиции в отрасли услуг за 1988—1999 гг. выросли с 35 до 56% их общего мирового объема, в западных странах эти показатели еще выше. Поставки услуг инофирмами на внутренний рынок стран их дислокации приближаются и настоящее время к объемам импорта услуг этими государствами, а по ставки услуг фирмами США, действующими в зарубежных странах, превышают размеры американского экспорта услуг. В последние годы международные слияния и поглощения фирм также концентрируются в сфере услуг, и ее отрасли в процессе межстранового перелива капитала становятся все более предпочтительными.

Республика Беларусь не может похвастаться значительным притоком иностранного капитала. Вместе с тем динамика  капиталовложений за последние 15 лет свидетельствует о следующем. В сфере услуг инвестиции направляются, в первую очередь в жилищное строительство, транспорт и связь. Доля четвертичного подсектора[1] составляет около ¾ всего объема капиталовложений. Наиболее динамично развивается пятеричный подсектор, включающий  торговлю, общепит и финансовые услуги. За рассматриваемый период его доля увеличилась более чем в 2 раза с 5,6 до 12,5%.Второе место по удельному весу занимает шестеричный подсектор сферы услуг, включающий здравоохранение, образование, науку и госуправление с удельным весом в 15% (см. таб. 1.3).

Таблица 1.3 Динамика структуры инвестиций по подсекторам  сферы услуг,

в % к итогу 

 

 

1990

1994

2000

2005

Четверичный

77,8

74,8

77,4

73,3

Пятеричный

5,6

9,6

10,5

12,5

Шестеричный

16,7

15,6

12,1

14,2

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0


Источник: [3] 

 

Рассмотренные тенденции  свидетельствуют об низком качестве развития  инвестиционной политики, следовании ее экономической конъюнктуре. Это связано, в первую очередь с невысоким технологическим уровнем и отраслевой структуры сферы услуг, сохранение невысокого качества и разнообразия продукта, слабым развитием наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, что в дальнейшем будет негативно влиять на эффективность и конкурентоспособность хозяйства и качество жизни населения.

В последние два-три  десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал  глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными  целями. В 2000 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и  составила в США 101 млрд. долл. Италии, Франции, Испании 27—31 млрд. долл.  Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами.  Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг —физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет немалую и растущую часть общего спроса на те или иные услуги. В массовом порядке в ряде стран на временную работу привлекаются иностранные программисты, ученые, администраторы, консультанты, преподаватели, медики, а также неквалифицированные работники многих специальностей. При этом отчетливо прослеживается поляризация потоков иммигрантов: профессионалы оседают в высокотехнологичных услугах, работников низкой квалификации занимают на непрестижных операциях.

Производители услуг  встраиваются в глобальное пространство и посредством быстро набирающей силу практики так называемых «невидимых»  связей и отношений между хозяйственными субьектами разных стран. Это — не основанные на собственности межстрановые операционные соглашения фирм, их разного  рода партнерства, реализация совместных производственных, сбытовых, научно-исследовательских  и других программ и проектов. Несмотря на явное ускорение и умножение  форм глобализации, по степени интеграции в  мирохозяйственное пространство эта  сфера пока уступает материальному производству, и барьеры в трансграничной тоpгoвле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетии должно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе с высоким научным содержанием.

Минувший век  вместил в себя впечатляющий по динамизму  поступательного движения отраслей услуг. Если в его начале эта сфера  ассоциировалась с немногими  видами деятельности, зачастую находившимися  в зачаточном состоянии, то в конце  оформилась в многоотраслевой сектор, составляющий костяк постиндустриальной экономики. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое  распространенные в свое время представления об услугах как вспомогательных видах деятельности, отвлекающих, якобы, ресурсы материального производства, своего рода «отстойнике» для рабо-1ков низкой квалификации и образования, вытесняемых из индустриального сектора ростом производительности труда. Впереди, по-видимому, изменения не меньшей глубины и значимости, конкретные формы которых при возрастающем динамизме изменений предугадать очень не просто. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающee развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, дальнейшее повышение  действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйства и качество жизни населения.

 


Информация о работе Маркетинговые услуги