Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:46, реферат
Стратегический план маркетинга, разрабатываемый на 3 – 5 лет, содержит долгосрочные цели и определяющие маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Стратегический маркетинговый план уточняется и пересматривается ежегодно, на его основе составляется годовой план маркетинга.
Оперативный план маркетинга (годовой план маркетинга) описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели деятельности на рынке, маркетинговые стратегии на текущий год. В его состав включается программа мероприятий, ресурсное, в том числе и финансовое обеспечение.
ВВЕДЕНИЕ
План маркетинга — документ, основополагающей частью стратегического плана развития компании, в котором устанавливаются рыночные цели и обозначаются методы их достижения. Маркетинговый анализ является самым трудоемким и наиболее важным при составлении бизнес-плана. После проведения маркетинговых исследований делается вывод о целесообразности продвижения товара на рынок.
Основная задача маркетинговых
исследований для разработки бизнес-плана
– это выявление
Стратегический план маркетинга, разрабатываемый на 3 – 5 лет, содержит долгосрочные цели и определяющие маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Стратегический маркетинговый план уточняется и пересматривается ежегодно, на его основе составляется годовой план маркетинга.
Оперативный план маркетинга (годовой план маркетинга) описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели деятельности на рынке, маркетинговые стратегии на текущий год. В его состав включается программа мероприятий, ресурсное, в том числе и финансовое обеспечение.
Маркетинговый план компании является ключевым при планировании деятельности, наряду с бюджетом, производственным планом, планом продаж.
Цели плана маркетинга
• систематизация, формальное описание идей руководителей компании, донесение их до сотрудников;
• установление целей маркетинга, обеспечение контроля их достижения;
• концентрация и разумное распределение ресурсов фирмы.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Исходя из определенной стратегии развития предприятия и намеченных рыночных (маркетинговых) целей в плане маркетинга в первую очередь необходимо определить ключевую задачу текущего момента. Далее, мероприятия в плане маркетинга можно подразделить на следующие основные блоки:
• меры по активизации сбыта продукции;
• меры по ориентации предприятия на Потребителя;
• мероприятия по сбору коммерческой информации;
•мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка;
• предложения по ценообразованию;
• предложения по ассортименту выпускаемой продукции;
• предложения по рекламе и отношениям с общественностью.
Ключевая задача текущего момента
- обеспечить потребителю максимально
благоприятные условия
План маркетинга:
• систематизирует и доносит до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя;
• позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение;
• является документом, организующим работу всего предприятия;
• позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям;
• позволяет четко распределять время и другие ресурсы;
• наличие плана мобилизует сотрудников компании
Чтобы выяснить, зачем нужен план маркетинга, рассмотрим проблемы, которые возникают на предприятии при отсутствии плана маркетинга, а также те результаты, которые предприятие получает после его разработки .
У предприятия есть несколько вариантов развития, но не решено, в какой из них лучше вкладывать деньги;
Определен перечень привлекательных направлений развития, непривлекательные отброшены;
Неизвестно, на каких покупателей нужно ориентироваться в первую очередь;
Определена группа целевых потребителей и получено их описание;
Неизвестно, какие виды продукции надо развивать, какие совершенствовать, от каких — отказываться;
Определены сильные и слабые стороны предприятия — ясно, какие проблемы нужно решать в первую очередь;
Предприятие развивается «рывками», четкие перспективы развития отсутствуют.
Установлен четкий план действий, который должен привести к намеченным целям
Процесс разработки плана маркетинга. Разумно предложить следующий последовательный процесс, в результате выполнения пунктов которого формулируется план маркетинга фирмы. Процесс состоит из шести обязательных к выполнению шагов:
1.Определение миссии
2.SWOT-анализ;
3.Определение целей и
4.Определение задач и
5.Составление плана
6.Составление бюджета
Более подробно по пунктам:
1.На этапе описания миссии определяется назначение всех последующих усилий компании;
2. SWOT-анализ дает четкое
3.Третий раздел представляет
собой основу для разработки
конкретной программы
4.На четвертом этапе
5.Пятый этап позволяет нам
получить сам документ, с определением
значений параметров, по которым
впоследствии будет
6.Бюджет маркетинга – раздел
плана маркетинга, отражающий планируемые
величины доходов, затрат и
прибыли. Величина дохода
Годовой маркетинговый план обычно включает в себя следующие основные пункты:
1.Основные понятия и
2.Общие сведения о проекте
3.Описание выбранной ниши
4.Тип производства, методов торговли
или другого вида бизнес-
5.Описание и характеристика потребителей
6.Описание места расположения
соответствующей
7.Товарная политика (анализ эффективности ассортимента)
8.Ценовая политика
9.Дополнительные услуги, дополнительные виды деятельности
10.Методы стимулирования
11.Конкуренция и рынок
12.Выводы, прогнозы и рекомендации
13.Приложения
Рассмотрим содержание каждого пункта более подробно.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И
В данном параграфе необходимо представить
описание тех основных понятий и
определений, которые будут использованы
в отчете. Например, целесообразно
дать определение и краткое описание
основных групп потребителей, которые
существуют на рассматриваемом рынке;
классификатор с указанием
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ
Дата начала действия соответствующего проекта
Описание основных видов бизнес-деятельности, участвующих в проекте
Цели проекта, стратегия развития
Основные финансово-
Уровень технологии, обслуживания
Краткое описание основных видов продукции/услуг
3. ОПИСАНИЕ ВЫБРАННОЙ НИШИ РЫНКА
● Наличие группы потенциальных потребителей, заинтересованных в выпускаемых/предлагаемых товарах/услугах
● Сегментация рынка:
- географическая сегментация
демографическая сегментация (возраст, пол, состав семьи, уровень дохода, род занятий, образование)
психологическая сегментация (образ жизни, хобби, проведение досуга, и т.п.)
поведенческая сегментация (причины совершения покупки,
ожидаемые от покупки выгоды, интенсивность потребления, готовность к покупке, и проч.)
● Краткая информация о конкурентности выбранного рынка
● Краткое описание деятельности и особенностей работы с поставщиками товаров, комплектующих, сырья и т.п. (причины выбора того или иного поставщика, преимущества работы с конкретными поставщиками, сложности в работе с некоторыми поставщиками)
4. ТИП ПРОИЗВОДСТВА, МЕТОДОВ ТОРГОВЛИ ИЛИ ДРУГОГО ВИДА БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представляется краткое
серийное, мелкосерийное, единичное; прерывное или непрерывное
источники получения сырья и комплектующих используемые технологии с акцентом на возможные конкурентные преимущества
вторичное производство, использование отходов
Для розничной/оптовой торговли:
сеть магазинов или несколько магазинов, не связанных по ассортименту, ценовой политике, стилю и т.п. в единую сеть
единство торгового процесса в магазинах сети . Работа продавцов/менеджеров по продажам с клиентами (стиль общения, внешний вид, квалифицированность и компетентность, знание особенностей предлагаемого товара, коммуникабельность, мобильность, наличие инструкции по работе продавцов
оформление торговых точек, магазинов сети
5. ОПИСАНИЕ ИХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Розничный потребитель:
социальный портрет потребителя
(возраст; уровень доходов; образование;
сфера занятости и вид
более полная информация о потребителе (увлечения; хобби; просматриваемые ТВ-программы; читаемая литература, пресса; любимая радиостанция; марка автомобиля; места проживания потенциальных потребителей; условия проживания – квартира, загородный дом, и т.п.)
мотивации при приобретении соответствующего товара/продукта/услуги (обеспечение физиологических потребностей; обеспечение собственной безопасности или безопасности близких; самоутверждение; забота о близких; уважение со стороны окружающих; принадлежность к определенной социальной группе)
описание процесса принятия решения потребителем при покупке соответствующего товара/продукта/услуги
преимущества, которые приобретает клиент при покупке соответствующего товара/продукта/услуги
анализ мест проживания потребителей (эти данные смогут сформировать рекомендации по размещению, например, щитовой или адресной рекламы, мест расположения новых торговых и производственных площадей, и т.п.)
Оптовый потребитель
описание соответствующих
более подробное описание каждого крупного оптового потребителя
описание вариантов
краткое описание конечного потребителя реализуемых товаров
описание основных принципов и
организации работы с оптовыми потребителями
(системы расчетов, поставок, наиболее
популярные модели или изделия, марки
товаров, частота и характер рекламаций,
степень удовлетворенности
6. ОПИСАНИЕ МЕСТАРАСПОЛОЖЕНИЯ
Розничная торговля
места расположения торговых точек
наличие потоков автотранспорта, пешеходов, оценка интенсивности потоков (количество автомобилей или пешеходов в час с указанием изменения интенсивности в зависимости от времени суток)
удобство подъезда к торговой точке на автотранспорте или на прочих видах транспорта (наличие рядом станций метро, автобусных, троллейбусных, трамвайных остановок, железнодорожных станций)
возможность охвата потоков автотранспорта, проходящего из других районов, не являющихся ближайшими к торговой точке
наличие в ближайшем окружении крупных офисов, банков, производств, торговых центов, рынков
описание степени
оценка стоимости 1 кв.м. жилья или аренды торгово-производственных помещений в ближайших районах
оценка потенциала охвата анализируемой торговой точки (по численности населения соответствующих районов)
расположение в ближайшем
Оптовая торговля
анализ места расположения с точки зрения удобства подъезда оптовых клиентов
расположение потенциальных
расположение конкурентов