Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования в обществе и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
- анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
- исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
- изучение системы элементов механизма правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной
темы обусловлена тем, что понятие
механизма правового
Отдельные аспекты исследуемой темы нашли свое отражение в работах таких ученых – правоведов, как С. С. Алексеев, В. М. Горшенев, Ю. И. Гревцов, В. Б. Исаков, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Т. Н. Радько и др.
Объектом исследования является правовое регулирование общественных отношений.
Предмет исследования – механизм правового регулирования в обществе.
Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования в обществе и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
- анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
- исследование основных
подходов к определению
- изучение системы элементов
механизма правового
В соответствии с гипотезой исследования механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. В данную систему юридических средств, участвующих в регулировании общественных отношений, входят: норма права (первое звено), юридический факт и правоотношение правосубъектности (второе звено), акты реализации прав и обязанностей, а также акты применения права (третье звено).
Методологическую основу курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно – правового, системного. Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала по проблемам механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
При выполнении курсовой работы использовалась не только учебная литература (учебники и учебные пособия), но также научная литература: монографии и научные статьи, список которых располагается в конце работы после заключения. Многие из использованных литературных источников опубликованы в последние годы и отражают современное состояние проблемы.
Структура курсовой работы обусловлена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Она включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение, список использованной литературы и два приложения.
Глава 1. Правовое регулирование в обществе
Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.
Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.
Правовое регулирование
осуществляется с определенными
и вполне конкретными юридическими
и социальными целями. Общие юридические
цели правового регулирования
Согласно конституции Российской Федерации общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.
Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики и иных социальных сферах. При этом в тексте актов нередко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях определения правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный закон «О животном мире» регулирует общественные отношения в целях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
На стадии правотворчества
приоритет принадлежит, безусловно,
правосознанию которое
Как индивидуальное, так
и общественное правосознание находятся
в постоянном развитии, совершенствовании,
обладают способностью быстро выявлять,
отражать новые, перспективные явления
и тенденции в развитии общества,
требующие дальнейшего
Критический подход правосознания
не сводится только к негативным оценкам.
Он также несет в себе конструктивное,
позитивное начало - граждане предпринимают
попытки улучшить, усовершенствовать
действующие нормы, ведут активный
поиск путей дальнейшего
Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию – стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические цели, поставленные правотворческим органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих интересов и потребностей. Обязанные участники правоотношений добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. В результате в обществе складываются порядки, которые представляются государству и его правотворческим органам желательными и необходимыми.
На стадии реализации права во взаимоотношении «право – правосознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.
После того как нормы права
приняты правотворческим
Приобретение нового знания
о праве сопровождается формированием
у субъекта положительных, либо отрицательных
оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс
усвоения познающим субъектом норм
права завершается
В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две:
- На стадию возникновения прав и обязанностей в конкретном правоотношении. На основе действующих норм права и при наличии соответствующих жизненных обстоятельств у коренных субъектов возникают права и обязанности, которые индивидуализируются в конкретных отношениях. Правоотношения представляют собой главное средство перевода норм права в плоскость прав и обязанностей, принадлежащих конкретным лицам.
- Вторая стадия реализации прав и обязанностей участников конкретных правоотношений в реальной жизни. Эту стадию составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в соответствии с правами и обязанностями, индивидуализированными в конкретных правоотношениях. Воплощением общих норм в фактическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается процесс правового регулирования.
С противоправными поступками
государство мириться не может и
вынуждено применять к
Процесс применения юридической
ответственности к
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.
1.2. Способы правового регулирования
Чтобы побудить граждан к
активному использованию
Запрет понимается, как возложенная на граждан обязанность воздерживаться от запрещенной нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимыми и безразличными, если лицо не совершает действий запрещенной нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.
Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкального произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.
Дозволение как способ
правового регулирования
Информация о работе Механизмы правового регулирования в обществе и его основных элементов