Механизмы правового регулирования в обществе и его основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования в обществе и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
- анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
- исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
- изучение системы элементов механизма правового регулирования.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.54 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что понятие  механизма правового регулирования  в рамках правоведения представляет собой неоднозначно воспринимаемую учеными важную общетеоретическую  категорию. Данное понятие позволяет  не только собрать вместе явления  правовой действительности, связанные  с решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты и  др.), и обрисовать их как целостность (это достигается и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде. А отсюда - высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе; показать их связь между  собой, их взаимодействие.

Отдельные аспекты исследуемой  темы нашли свое отражение в работах  таких ученых – правоведов, как  С. С. Алексеев, В. М. Горшенев, Ю. И. Гревцов, В. Б. Исаков, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Т. Н. Радько и др.

Объектом исследования является правовое регулирование общественных отношений.

Предмет исследования –  механизм правового регулирования  в обществе.

Целью курсовой работы является исследование механизма правового  регулирования в обществе и его основных элементов.

Указанная цель обусловливает  постановку следующих задач:

- анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;

- исследование основных  подходов к определению понятия  механизма правового регулирования  общественных отношений;

- изучение системы элементов  механизма правового регулирования.

В соответствии с гипотезой  исследования механизм правового регулирования  – это взятая в единстве система  правовых средств, при помощи которых  осуществляется правовое воздействие  на общественные отношения. В данную систему юридических средств, участвующих в регулировании общественных отношений, входят: норма права (первое звено), юридический факт и правоотношение правосубъектности (второе звено), акты реализации прав и обязанностей, а также акты применения права (третье звено).

Методологическую основу курсовой работы составляет комплексное  применение общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно – правового, системного. Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала по проблемам механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.

При выполнении курсовой работы использовалась не только учебная литература (учебники и учебные пособия), но также научная литература: монографии и научные статьи, список которых  располагается в конце работы после заключения. Многие из использованных литературных источников опубликованы в последние годы и отражают современное  состояние проблемы.

Структура курсовой работы обусловлена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Она включает в себя введение, две  главы, каждая из которых состоит  из двух параграфов, заключение, список использованной литературы и два  приложения.

 

Глава 1. Правовое регулирование в обществе

 

    1. Понятие правового регулирования

 

Взаимодействие норм права  и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования  общественных отношений.

Правовое регулирование  понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит  государству, его законодательным  и исполнительным органам. Именно они  принимают наибольшую часть действующих  в обществе норм права. Активную правотворческую  деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать  и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции  издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой  выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и  учреждения, разрабатывает и принимает  свой устав.

Правовое регулирование  осуществляется с определенными  и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические  цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного  правового порядка, а также органов, институтов  и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.1

Согласно конституции  Российской Федерации общие юридические  и социальные цели правового регулирования  в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически  сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности  России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по  достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.

Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач  в области права, экономики, политики и  иных социальных сферах. При этом в тексте актов нередко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях определения правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный закон «О животном мире» регулирует общественные отношения в целях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

На стадии правотворчества  приоритет принадлежит, безусловно, правосознанию которое выполняет  три задачи:

 

    1. Критически оценивает действующую систему норм права;
    2. Выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права;
    3. Обосновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действующих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.

Как индивидуальное, так  и общественное правосознание находятся  в постоянном развитии, совершенствовании, обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления  и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования  системы действующих норм права. Кроме того, не все такие нормы  соответствуют интересам и потребностям граждан, иных лиц. Поэтому критический  подход правосознания к действующему праву составляет одно из важнейших  и постоянных направлений его  деятельности. В результате негативного  отношения граждан к действующему праву определяется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Критический подход правосознания  не сводится только к негативным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане предпринимают  попытки улучшить, усовершенствовать  действующие нормы, ведут активный поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих  принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой информации  особенно в прессе, письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих норм права.

Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права  правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию –  стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические  цели, поставленные правотворческим  органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут  быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А  это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих  интересов и потребностей. Обязанные  участники правоотношений добросовестно  исполняют возложенные на них  обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных  правом. В результате в обществе складываются порядки, которые представляются государству и его правотворческим органам желательными и необходимыми.

На стадии реализации права  во взаимоотношении «право – правосознание» ведущую роль играет право. Можно  сказать, что здесь право формирует  правосознание участников правоотношений.

После того как нормы права  приняты правотворческим органом, они приобретают всеобщее значение и становятся знаемыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими  нормами и неукоснительно руководствоваться  ими в своей деятельности. Процесс  ознакомления с вновь принятыми  нормативно-правовыми актами, их содержанием  равно, как и другими действующими правовыми актами, расширяет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одновременно происходит изменение  и в системе ценностных правовых ориентаций.

Приобретение нового знания о праве сопровождается формированием  у субъекта положительных, либо отрицательных  оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс  усвоения познающим субъектом норм права завершается формированием  волевых актов, т.е. принятием решений  как следует поступать в условиях наличного права: правомерно или  противоправно. Избирая правомерный  вариант поведения, участники конкретных правоотношений реализуют нормы  права в реальной жизни и тем  самым завершают процесс нормативно-правового  регулирования. Желательный для  государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным  в конкретных действиях и поступках.

В учебной и научной  литературе стадия реализации норм права  нередко подразделяется на две:

- На стадию возникновения прав и обязанностей в конкретном правоотношении. На основе действующих норм права и при наличии соответствующих жизненных обстоятельств у коренных субъектов возникают права и обязанности, которые индивидуализируются в конкретных отношениях. Правоотношения представляют собой главное средство перевода норм права в плоскость прав и обязанностей, принадлежащих конкретным лицам.

- Вторая стадия реализации прав и обязанностей участников конкретных правоотношений в реальной жизни. Эту стадию составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в соответствии с правами и обязанностями, индивидуализированными в конкретных правоотношениях. Воплощением общих норм в фактическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается процесс правового регулирования.

С противоправными поступками государство мириться не может и  вынуждено применять к правонарушителям действенные меры – санкции, предусмотренные  нарушенной нормой права, - а также  принуждать виновных лиц к реальному  исполнению возложенных на них обязанностей.

Процесс применения юридической  ответственности к правонарушителям составляет отдельную, самостоятельную  стадию правового регулирования. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут  такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении  правонарушений и применении юридической  ответственности принимают граждане и их общественные объединения.

Правовое регулирование  как инструмент социального управления призвано  упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.

 

1.2. Способы правового регулирования

 

Чтобы побудить граждан к  активному использованию предоставленных  им прав и свобод и тем более  обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают  и применяют специальные способы  регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает 6 таких способов: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

Запрет понимается, как  возложенная на граждан обязанность  воздерживаться от запрещенной нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимыми и безразличными, если лицо не совершает действий запрещенной нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.

Дозволение выражается в  предоставлении права лицам действовать  определенным образом. Причем это право  может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкального произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.

Дозволение как способ правового регулирования находит  широкое применение в нормах, призванных побудить личность к творческой деятельности, к реализации её способности, навыков, умений в предметно-практической или научной деятельности по созданию материальных или духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно без какого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Действенным стимулом реализации дозволения является возможность личности самостоятельно своими действиями удовлетворить собственные интересы, а так же интересы других лиц, общества и государства.

Информация о работе Механизмы правового регулирования в обществе и его основных элементов