Механизмы правового регулирования в обществе и его основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования в обществе и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
- анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
- исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
- изучение системы элементов механизма правового регулирования.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.54 Кб (Скачать файл)

Правомочие представляет собой такой способ правового  регулирования, когда норма права  наделяет гражданина возможностью требовать  определенного поведения от другого  лица. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Таким образом, основное отличие правомочия от дозволения состоит в том, что гражданин, не может реализовать предоставленного им права собственными силами, своими действиями. Он неизбежно должен прибегнуть к помощи другого лица.

Несовпадение в одном  лице управомоченной и обязанной сторон объясняется, прежде всего, общественным разделением труда. Как уже говорилось ранее, большую часть своих потребностей человек способен удовлетворить, прибегая лишь к помощи других лиц, пользуясь их услугами, их действиями. Трудно представить жизнь современного человека без окружающих и обеспечивающих его жизнь общеобразовательных и медицинских учреждений, магазинов, театров, библиотек, музеев, транспорта, строительных и ремонтных, промышленных и других предприятий. Все отношения, в которые человек вступает с названными и другими предприятиями, учреждениями, а также предприятия и учреждения между собой, сводятся к единому типу: одно лицо в силу действующих норм права правомочно требовать определенного поведения от другой, обязанной стороны правоотношения.

Правомочие, как дозволение, является мерой возможного поведения. Обладая каким либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию, и никакой государственный орган, должностное лицо не могут обязать его реализовать соответствующее право. Так, каждый совершеннолетний гражданин имеет право вступить в брак, образовать семью. Общество и государство непосредственно заинтересованы в упрочнении и развитии семейных отношений, воспроизводстве и увеличении населения страны. Если гражданин не создает своей семьи, то такое его поведение может осуждаться общественным мнением. Однако государство не будет принимать каких-либо принудительных мер к гражданину и предписывать ему под страхом уголовного или юридического наказания исполнить предоставленное право на вступление в брак.

Особым способом правового  регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность служить в армии и т.д.) либо воздержание от конкретных действий (не чинить препятствий собственнику, пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и т.д.).

Применение позитивного  обязывания как способа правового регулирования обуславливается использованием в праве правомочий, которое без соответствующих действий другой обязанной стороны не могут воплощаться в реальной жизни, в конкретных правоотношениях. По этому количество закрепленных в праве позитивных обязанностей неизменно соответствует числу правомочий. В противном случае могут создаваться ситуации, когда правомочие будет некому исполнять, и оно останется только на бумаге.

Позитивное обязывание - это мера должного поведения. Лицо обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом. Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждает его надлежащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде штрафа, конфискации, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и др.

Для того чтобы побудить гражданина пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности, государство в нормах права нередко  устанавливает материальные и моральные  стимулы. Как способ правового регулирования  стимулирование выражается в закреплении  нормами права материальных и  духовных благ, которые может получить лицо действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения  выражаются следующим образом, в  виде:

 

    1. Получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения;
    2. Дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот;
    3. Моральных стимулов – почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.

Действенным способом правового  регулирования является санкция. С  их помощью государство стремится  побудить граждан надлежащим образом  исполнять возложенные на них  юридические обязанности. Государство  устанавливает меры наказания в  нормах права, делает их гласными и  общеизвестными. Каждый правонарушитель  заранее знает либо должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей  нормой права.

Без заранее установленных  санкций невозможно обосновать справедливость и законность наказания при рассмотрении конкретных дел и применении ответственности  за совершенное правонарушение. Только законодатель, формулирую формы права, в состоянии правильно определить степень социальной опасности деяний, посягающих на эти нормы, и, соответственно меру наказания, за совершение таких деяний.

В процессе правотворчества  государство использует способы  правового регулирования в самых  различных сочетаниях и связях. При  регулировании одних общественных отношений решающее значение имеют  запреты и санкции. При этом современное  демократическое государство руководствуется  двумя принципами правового регулирования:

 

    1. Признавать разрешенным всё, что прямо не запрещено законом;
    2. Признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.

 

Первый принцип находит  широкое применение в регулировании  отношений, составляющих предмет частного права. Государство наделяет граждан, их объединения широкими свободами  в экономической, культурной и других сферах. Свободное предпринимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать государство  в той мере, в какой предоставленная  свобода может наносить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство  не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведение граждан, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступать в  каждом конкретном случае. Достаточно исчерпывающим образом установить запрет, которых не должны нарушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А всё, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответственно, правомерным.

Принцип правового регулирования, согласно которому запрещено всё, кроме  прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании  общественных отношений, связанных  с организацией деятельностью государственных  органов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государственному органу и должностному лицу законом, или иным актам устанавливается точно строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им разрешается делать при осуществлении властных полномочий.

Иной принцип регулирования  деятельности государственных органов  и должностных лиц неизбежно  порождал бы в обществе анархию и  беспорядок. Между тем государство, как целостный единый механизм может  эффективно действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих  органов. Выход за пределы предоставленных  правомочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным положением иным правонарушением. Поэтому государство  принимает действенные меры к  тому, чтобы все его органы и  должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции, и  не нарушали правомочия других органов.

Государство не может произвольно  принимать принципы и способы  правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве  является не безграничной, а имеет  строго определенные, объективные пределы.

 

Глава 2. Механизм правового регулирования

 

    1. Основные элементы правового регулирования

 

В современной юриспруденции  проблема механизма правового регулирования  очень актуальна. Особенности механизма  правового регулирования как  юридической категории состоят  в том, что он охватывает самые  существенные элементы правовой регламентации  поведения субъектов права, связывая воедино нормы, правоотношения и  акты реализации права.

Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию  общественных отношений предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств.

Механизм правового регулирования  – это такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

Следовательно, механизм правового  регулирования – это система  правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Итак, цель механизма правового  регулирования – это обеспечить беспрепятственное движение интересов  субъектов к ценностям, т.е. гарантировать  их справедливое удовлетворение. Это  главный содержательный признак, объясняющий  значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового  регулирования  заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. Механизм правового регулирования – специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Механизм правового регулирования  – система различных по своей  природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который  свидетельствует о том, что названный  механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а  с другой, - все же взаимосвязанных  общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования  показывает, как работает то или  иное звено при достижении его  целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое  положение среди всех других.

Механизм правового регулирования  – это организационное воздействие  правовых средств, позволяющее в  той или иной степени достигать  поставленных целей, т.е. результативности. Как и иной любой управленческий процесс, правовое регулирование стремиться к оптимизации, к действенности  правовой формы, в наибольшей мере создающей  режим благоприятствования для  развития содержания полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования – сложное  понятие, включающие систему правовых средств, возникает потребность  ограничить его от другой не менее сложной категории, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.  Названные категории соотносятся как часть (Механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «Механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическую практику», «господствующую правовую идеологию».

Механизм правового регулирования  выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в  упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование  представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой их которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.

Правовое регулирование  включает в себя следующие стадии:

 

  1. Издание нормы права и её общее воздействие (регламентация общественных отношений);
  2. Возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
  3. Реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;
  4. Применение права.

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования  выделяют четыре основных элемента его  механизма:

 

А) Норма права;

Б) Правоотношение;

В) Акты реализации прав и  обязанностей;

Г) Акты применения права.

В зависимости от того, какие  элементы механизма правового регулирования  последовательно используются, можно  говорить о простом и сложном  процессе регулирования.

Информация о работе Механизмы правового регулирования в обществе и его основных элементов