Мероприятия по улучшению качества товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Под качеством продукции понимается совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Описание качества продукции производится с помощью единичных, комплексных и обобщающих показателей.
Единичные показатели качества характеризуют определенное свойство продукции и разделяются на группы:
- назначения – характеризуют область применения и функции продукции;

Содержание работы

1. Роль качества продукции в производственно-Хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и значение категории качества продукции
1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции
2. Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
2. 1 Организационно-технические мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества
3. Роль охраны труда в повышении качества продукции
4. Социально-экономические методы управления качеством продукции.
5. Мероприятия Опасности на производстве по природе воздействия
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

1 Роль качества продукции в производственно.docx

— 30.81 Кб (Скачать файл)

Содержание реферата:

1. Роль качества продукции в производственно-Хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Понятие и значение категории качества продукции

1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции

2. Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии

2. 1 Организационно-технические мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества

3. Роль охраны труда в повышении качества продукции

4. Социально-экономические методы управления качеством продукции.

5. Мероприятия Опасности на производстве по природе воздействия

6. Заключение

7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия

 

1.1 Понятие и значение категории качества продукции

Под качеством продукции  понимается совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности.

Описание качества продукции  производится с помощью единичных, комплексных и обобщающих показателей.

Единичные показатели качества характеризуют определенное свойство продукции и разделяются на группы:

- назначения – характеризуют  область применения и функции  продукции;

- надежности – свойства  изделия сохранять эксплуатационные  показатели в заданных пределах  в течение требуемого промежутка  времени;

- технологичности – отражает  эффективность конструктивно-технологических  решений;

- эстетические – характеризуют  внешний вид изделия;

- эргономические – характеризуют  соответствие изделия гигиеническим,  антропометрическим, физиологическим  и психологическим потребностям  человека;

- стандартизации и унификации  – показывают степень использования  стандартизованных и унифицированных  узлов, деталей;

- патентно-правовые –  отражают степень защищенности  патентами основных технических  решений изделия;

- транспортабельности –  приспособленность продукции для  транспортировки;

- экологические – уровень  воздействия на окружающую среду;

- безопасности – для  покупателей и обслуживающего  персонала.

Комплексные показатели качества – характеризуют несколько свойств  изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценки ее конкурентоспособности. При расчете данных показателей  используют аналитический метод, при  котором устанавливается функциональная зависимость комплексного показателя от единичных, и коэффициентный  
метод, при котором комплексный показатель образуется в результате суммирования единичных показателей с учетом коэффициентов весомости.

Обобщающие показатели качества – характеризуют уровень качества всей продукции в целом: удельный вес новой продукции; продукции  поставляемой на экспорт, соответствующей  мировому уровню качества; сертифицированной  продукции в ее общем объеме.

Качество продукта – тот  показатель, которому в долгосрочной перспективе рынок уделяет наибольшее внимание. Однако необходимо отметить, что в отличие от манипуляций  с ценами, изменение качественных показателей – процесс достаточно долгосрочный, требующий не только финансовых вложений, но и, в некоторых  случаях – переоборудования производства. Его протяженность, к тому же, определяется необходимостью затрат времени на доведение  до потенциальных потребителей информации о произошедших изменениях в качественных характеристиках продукции, а также  дополнительным сроком, требующимся  потенциальным клиентам для осознания  произошедших перемен, принятия решения  о совершении покупки, выбора между  взаимозаменяемыми товарами.

Говоря об определении  термина «качество», нельзя не упомянуть  о другом направлении его трактовки. В экономической науке «качество» рассматривается как спектр свойств  товара, включающий в себя все возможные  для продукции данного типа достоинства. Расхождения ученых возникают на этапе включения в категорию характеристик качества товара его стоимостных показателей, формирующих цену.

Более логичной здесь является позиция экономистов, разделяющих  эти понятия. Потребитель проводит градацию товаров посредством перевода его качественных характеристик  в плоскость стоимостного выражения, представляя тем самым продукт  как набор финансовых эквивалентов. Наличие каждого дополнительного  свойства, рассматриваемого человеком  в виде важного компонента товара, делает его совокупную стоимость  в глазах покупателя больше. Качество, наряду с действием маркетинговых  факторов (появившихся в инструментарии предпринимателей, позволяющем увеличивать  потребительскую стоимость товаров, в XX в.) предоставляет возможность  осуществить трансформацию имманентных  свойств изделия в образ, свойственный области денежных отношений.

Контроль уровня качества, проводимый на предприятии, не является завершающей проверкой степени  соответствия заявленного качества реальному уровню – последней  инстанцией становится потребитель. Именно он повторной покупкой или отказом  от нее показывает фирме, насколько  удовлетворительно сработали ее подразделения, отвечающие за обеспечение  качества товаров и услуг.

 

1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности продукции

 

Качество продукции является одним из базовых принципов, определяющих величину конкурентоспособности предприятия. При этом качество выступает в  виде приоритетного фактора увеличения конкурентоспособности в длительный промежуток времени. Конкурентная стратегия, ориентированная на увеличения доли рынка, принадлежащего предприятию, должна учитывать необходимость обеспечения  максимально возможного спектра  показателей качества. При определении  термина «качество товара» следует  вычленять из этой категории стоимостные  показатели, формирующие цену. Стоимостные  характеристики, отражающие, в том  числе, величину вложений в улучшение  качества и выраженные в цене, нужно  считать не атрибутами качества, а  мерой его оценки.

Одним из ключевых составляющих конкурентоспособности предприятия  является вопрос качества производимых им товаров или оказываемых услуг. Качество – наиболее весомый критерий для покупателей при определении  на долгосрочную перспективу степени  того, насколько приобретенный продукт  удовлетворяет предъявляемым запросам. Зачастую первоначальная покупка происходит вследствие желания следовать рекламным  обещаниям, либо под воздействием умело  выполненной упаковки, т.е. благ.ря сугубо маркетинговым составляющим борьбы за клиентуру, нацеленным, в первую очередь, на первоначальную, не редко эмоциональную реакцию на товар, побуждающую его приобрести.

Покупатели часто приходят в торговую точку не за продукцией определенной торговой марки, а за товаром  некоторой категории. На их выбор, скорее всего, повлияет уже обозначенная известность, модность марки изделия, привлекательность  его упаковки, ценовая ниша, занимаемая им, и т.д. Тем не менее, окончательный  выбор в пользу товара приобретенной  марки или против него будет совершен уже после покупки, и главными характеристиками, влияющими на его  результат, станут эксплуатационные возможности  продукта, т.е. его качество.

В случае если реальное качество не соответствует заявленному в  рекламных акциях или не отвечает уровню исполнения упаковки, акт пробной  покупки продукта может остаться единственным, а потребитель с  высокой долей вероятности переключится на товары-субституты других производителей. И вернуть доверие окажется либо невозможно, либо сопряжено с серьезными затратами. Более того, даже в случае, если фирма выиграла борьбу за потребителя  с помощью соответствующего заявке качества товара, она не имеет права  снижать требования к его поддержанию  на высоком уровне. В противном  случае насыщенный конкурентный рынок (а именно такими являются рынки  в подавляющем большинстве предпринимательских  ниш) предложит широкий ассортимент  товаров-заменителей, на которые обманутый  покупатель и обратит свое внимание.

Категория качества товара не ограничивается единственно и  исключительно эксплуатационными, вкусовыми характеристиками, составом, ингредиентами, сроком использования  и т.д. (в зависимости от вида товара); все эти понятия следует рассматривать  как составляющие всеобъемлющего показателя. Как правило, наличия лишь одного атрибута, характеризующего качество товара, недостаточно для того, чтобы  покупатель начал рассматривать  продукт в виде основного для  своей потребительской корзины. Даже товары (услуги) низшей ценовой  категории должны обладать полным набором  качественных характеристик (это справедливо  и для потребителей, вынужденных  покупать продукцию низкого сорта, для которых понятие «качество» несколько размыто), чтобы вследствие жесткой конкурентной борьбы не исчезнуть  с соответствующего сегмента рынка.

Привязка качества к конкурентоспособности  не случайна. Каждый вид товара обладает объективными и субъективными признаками, и, если внешняя (маркетинговая) оболочка представляется нам субъективным признаком (зависящим от представления о  нем субъекта – покупателя), то объективные  свойства продукта определяют именно его качественные показатели. Оба типа признаков товара важны при определении места продукта на «эталонном прилавке», более того, чрезмерное опережение одних из признаков характеристик из другой категории в большинстве случаев не приведет к росту спроса на товар, т.е. наибольшая польза, выраженная в увеличении продаж, может быть извлечена лишь в случае равномерного улучшения как объективных, так и субъективных признаков продукта.

Покупатель ранжирует  известные ему благодаря яркой  «маркетинговой оболочке» изделия  посредством определения места  каждого из них в его личном «рейтинге качества». Именно показатель качества товара (услуги) обеспечивает в конечном итоге лояльность целевого сегмента, является наиболее важным для  потребителя и устойчивым атрибутом  продукта, определяющим количество повторных  покупок и, тем самым, величину спроса. И, если конкурентоспособность представляет собой возможность успешно вести  борьбу за потребителей, то качество выступает  важнейшим инструментом воздействия  на нее.

Рассуждая о показателях, формирующих качество, следует отметить, что предприниматель, заботящийся  о конкурентоспособности своей  продукции, должен принимать во внимание и обеспечивать максимально возможный  их спектр. Необходимость подобного  обосновывает неоднородность в представлении  потребителей об оптимальном наборе качественных характеристик покупаемого  ими товара. Одну группу клиентов не заботит наличие широкой гаммы  атрибутов качества, решающую же роль играет существование единственного  определенного компонента. Другую группу интересует присутствие обязательного для предыдущей свойства в связке с еще одним, третья – не готова жертвовать ни единым из возможных качеств и т.д. Таким образом, учет максимального количества параметров качества, которое возможно заложить в производимый продукт (оказываемую услугу), гарантирует фирме выгодное положение на рынке.

Невозможность потребителя  «проголосовать покупкой» за товар, обладающий определенным набором качественных характеристик, из-за присутствия на рынке четко ограниченного количества унифицированных изделий со схожим перечнем качественных атрибутов делает продукцию предприятий, действующих  на территории государств с командной экономикой, неконкурентоспособной. И, если внутри страны такие товары находят рынки сбыта в связи с тем, что их невозможно заменить импортными аналогами, зачастую запрещенными к ввозу, то за границей они оказываются несостоятельными. Наша страна в период господства коммунистической идеи сталкивалась с подобными трудностями. Государственный аппарат принимал решение по всем важнейшим экономическим вопросам: что, как производить, с помощью каких ресурсов, технологий и методик, кому реализовывать производимую продукцию, и на основе средне и долгосрочных планов доводил их до предприятий всех уровней. Вследствие этого рынок был наводнен однотипной продукцией, обладающей сравнительно одинаковой гаммой потребительских, качественных свойств. Хозяйствующие субъекты не были заинтересованы в увеличении объема продаж, поэтому отпадала необходимость производить более качественные (более интересные покупателю) изделия.

 

2. Мероприятия  по улучшению качества продукции  на предприятии

 

2.1 Организационно-технические мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества

Обеспечение качества продукции, на которое ориентировано  предприятие, осуществляется в рамках действующей на предприятии системы  менеджмента качества путем разработки и реализации целей и политики в области качества. Оно основывается на проверке соответствия показателей  качества продукции требованиям  СТБ, ГОСТ, СТП на контроле технологических  процессов, инструкций и методик, результатов  внутренних проверок и анализа данных, эффективности корректирующих и  предупреждающих действий. Приоритетами при производстве бытовой техники  являются выпуск продукции с низким эффективным потреблением электроэнергии, применение экологически безопасного  хладона, оригинальность дизайна и  снижение себестоимости.

Анализ  действующей СМК определил значение её результативности Rсмк, равное 0,83, обозначил слабые места, на которые следует обратить особое внимание при проектировании, выявил резервы и направления для дальнейшего совершенствования. Повышение качества выпускаемой продукции представляется возможным за счет обеспечения эффективного функционирования и целостности системы менеджмента качества.

К рассмотрению предлагается комплекс организационно-технических  мероприятий по основным направлениям деятельности в области качества с учетом их приблизительной стоимости, представленный в таблице 3.1.

Информация о работе Мероприятия по улучшению качества товара