Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 05:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем и основных направлений повышения эффективности деятельности службы сервисного обслуживания ПО «Гомсельмаш».
Основными задачами курсовой работы являются:
1.Изучение и рассмотрение места и роли сервисного обслуживания в маркетинговой деятельности предприятия.
2.Рассмотрение организационно-экономической характеристики ПО «Гомсельмаш».
Введение 1
1. Место и роль сервисного обслуживания в маркетинговой деятель-
ности предприятия. 2
Сущность, принципы и задачи сервиса. 2
Классификация сервиса и правила организации эффективного сервиса. 7
2. Организационно-экономическая характеристика ПО «Гомсельмаш» 13
2.1. Общие сведения о ПО «Гомсельмаш». 13
2.2.Организационная структура ПО «Гомсельмаш». 18
2.3.Анализ реализации ассортимента продукции. 21
2.4.Анализ хозяйственно-экономического состояния ПО «Гомсельмаш». 25
3. Организация сервисного обслуживания на предприятии. 28
3.1.Структура службы сервисного обслуживания ПО «Гомсельмаш». 28
3.2.Организация сервисного обслуживания техники на ПО «Гомсель-
маш». 31
4. Основные проблемы и направления совершенствования сервисного
обслуживания на ПО «Гомсельмаш». 34
4.1.Определение положения предприятия на рынке при помощи
матрицы SWOT-анализа. 34
4.2.Основные направления повышения эффективности службы
сервисного обслуживания предприятия. 37
Заключение 40
Список использованной литературы 44
В 1997 году по утвержденному в республике нормативу на устранение одного отказа гарантийной техники не должно уходить более 5 суток. Сервисная служба «Гомсельмаша» тогда в этот срок не укладывалась и устраняла один отказ в среднем за 5,4 суток. Благодаря развитию сети техцентров, укреплению их материально-технической базы, росту профессионального уровня работников уже в 1998 году этот показатель снизился до 3,5 суток. Эта цифра с каждым годом продолжала снижаться, а в 2002 году составила 1,2 суток. В 2004 году по Беларуси отказы техники производства объединения уже устранялись в течение 1 дня, в странах СНГ – в среднем за полтора дня. Это значит, что сервисная служба «Гомсельмаша» по времени устранения отказа гарантийной техники вплотную приблизилась к уровню ведущих мировых фирм.
Оперативную помощь техцентрам в период
уборочных работ оказывают моби
ПО «Гомсельмаш» особое значение придает обучению механизаторских кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной сельмашевской технике, более эффективному использованию ее возможностей в предстоящем сезоне. Для обучения сельских механизаторов в учебном центре ПО «Гомсельмаш», на дилерских и технических центрах, а также в областных учебных центрах облсельхозпродов Республики Беларусь привлекаются лучшие специалисты объединения.
Что касается адекватности сервиса производству, то в текущем году предприятие планирует в 2 раза нарастить объемы выпуска комплектующих и запасных частей. Эта продукция является наиболее востребованной.
Предусматривается, что в 2005 году ПО «Гомсельмаш»расширит количество дилерских центров, которые выполняют сервисное обслуживание техники, выпускаемой данным предприятием, в регионах Российской Федерации с 64 до 70, активизирует работу дилерских центров в странах Балтии и откроет собственные представительства в Украине и Китае.
Система технического обслуживания ПО «Гомсельмаш» будут развиваться и совершенствоваться и дальше. Но уже можно сказать, что создана реально действующая система сопровождения каждой проданной машины в течение всего срока эксплуатации. Для конструкторов «Гомсельмаша» информация, поступающая от техцентров, необходима для совершенствования выпускаемых машин, создания новых в точном соответствии с запросами потребителей. А руководители хозяйств могут быть уверены – технические центры контролируют ситуацию и в случае необходимости их помощь будет быстрой и эффективной. Эффективная организация сервисного обслуживания повысит конкурентоспособность предприятия на внешних и внутренних рынках.
Вывод: для того, чтобы сервис был эффективен, на «Гомсельмаше» уделяется самое большое внимание предоставлению услуг в области технического обслуживания новой техники, быстрота и гибкость операций по поддержанию техники в рабочем состоянии, создание значительной сети и средств срочного ремонта, особое значение придается обучению механизаторских кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной сельмашевской технике, более эффективному использованию ее возможностей в предстоящем сезоне. Уже сегодня можно сказать, что создана реально действующая система сопровождения каждой проданной машины в течение всего срока эксплуатации. Для конструкторов «Гомсельмаша» информация, поступающая от техцентров, необходима для совершенствования выпускаемых машин, создания новых в точном соответствии с запросами потребителей. А руководители хозяйств могут быть уверены – технические центры контролируют ситуацию и в случае необходимости их помощь будет быстрой и эффективной.
Заключение
Сервис представляет собой комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией машин, оборудования и другой промышленной продукции. Основными функциями сервиса являются привлечение покупателя, поддержка и развитие продаж товара и информированность покупателя. К основным принципам сервиса относятся обязательность предложения, необязательность использования, эластичность и удобство сервиса, техническая адекватность сервиса, информационная отдача сервиса, разумная ценовая политика и гарантированное соответствие сервиса производству. Сервис классифицируется по времени осуществления (предпродажный и послепродажный), по содержанию работ (жесткий и мелкий) и фирменный сервис. Чтобы сервис был эффективным, должна быть соблюдены: правильная стратегия, связь с покупателем, стандарты обслуживания, четкая система снабжения, персонал должен быть обучен, основная цель –«нуль дефектов». Сервис может производиться службой фирмы-производителя, специальными сервисными фирмами по договору с производителем, дилерами и персоналом фирмы-покупателя, прошедшим специальную подготовку.
Предприятие ПО «Гомсельмаш» существует более 60 лет. Оно является республиканским унитарным предприятием, расположено на двух промышленных площадках в северо-западной части города Гомеля на территории 285 гектаров и в настоящее время выпускает самоходные и прицепные кормоуборочные комбайны, навесные косилки-измельчители. Изготавливаются также сеялки точного высева, тракторные прицепы и плуги, мини-тракторы с комплектом навесного оборудования, лесопосадочные машины, навесные погрузчики леса, прицепы для легковых автомобилей. На предприятии работают около 18 тысяч человек. В 2001 г. «Гомсельмаш» первым из предприятий сельскохозяйственного машиностроения Беларуси стал лауреатом премии Правительства РБ «За достижения в области качества». Кроме собственного производства у ПО «Гомсельмаш» имеется на балансе дворец культуры ПО «Гомсельмаш», плавательный бассейн «Нептун», ОПХ «Прополис», редакция газеты «Сельмашевец». На «Гомсельмаше» создан высококвалифицированный коллектив ИТР, рабочих и служащих, способных выпускать продукцию с параметрами на мировом уровне. Средний возраст работающих составляет 39 лет. Коэффициент текучести за 2004г. на предприятии составил 19,5%. Среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 61,8%, среднее специальное 17,0% и высшее 21,2%.Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 55,7% работающих, среднее специальное 30,7%.
В качестве объектов анализа ассортимента реализации продукции выбрали основные виды продукции: зерноуборочный комбайн КЗР-10, зерноуборочный комбайн КЗС-7, комбайн самоходный КСК-100А, комбайн КДП-3000 «Полесье» и прицеп-емкость ПСЕ-Ф-12,5Б. Эта техника выпускается и реализуется в большем количестве, чем вся остальная продукция, производимая на данном предприятии. Анализ производился за период 2003-2004 гг. Стоимость продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась незначительно. Большую часть в реализации занимают следующие виды продукции: зерноуборочный комбайн КЗР-10, зерноуборочный комбайн КЗС-7 и комбайн КДП-3000 «Полесье». Это объясняется тем, что комбайны являются основным видом сельскохозяйственной техники, производимой и реализуемой ПО «Гомсельмаш» как на экспорт, так и на внутренний рынок Республики Беларусь. Также хорошим спросом пользуются запасные и комплектующие части к технике. Анализируя хозяйственно-экономическое состояние ПО «Гомсельмаш», можно сделать выводы, что практически отсутствует рост производства в сопоставимых ценах, в действующих ценах наблюдается небольшой рост производства продукции; в сопоставимых ценах роста реализации также не наблюдалось, а в действующих ценах реализация выросла на 5,8%; себестоимость продукции в 2004г по сравнению с 2003г выросла на 5,8%, хотя уровень ее остался практически на том же месте; балансовая прибыль увеличилась на 4,2%; рентабельность уменьшилась на 0,8%; собственных оборотных средств недостаточно, поэтому необходимо привлекать средства извне (кредиты банков).
На ПО «Гомсельмаш» существует управление техническим и сервисным обслуживанием продукции, которое подчиняется заместителю директора продаж -- начальнику управления техническим и сервисным обслуживанием продукции, который в свою очередь подчиняется заместителю директора – директору продаж, первому заместителю генерального директора и генеральному директору ПО «Гомсельмаш». Структурно служба сервиса строится по принципу пирамиды. На вершине ее располагается центральный аппарат предприятия, а периферийные отделения – внизу, в районах эксплуатации техники. В состав центрального аппарата входят следующие подразделения: начальник управления технического и сервисного обслуживания продукции, инженерно-технический отдел, отдел планирования и отдел технического обслуживания. ПО «Гомсельмаш» осуществляет сервисное обслуживание техники через сеть дилерских и технических центров.Технические центры организуются на базе организаций, имеющих соответствующее техническое оснащение и специалистов. Представители завода обучают специалистов технических центров устройству, правилам эксплуатации и обслуживания техники ПО "Гомсельмаш". Заключены договоры с предприятиями Минсельхозпрода, на базе которых были созданы технические центры ПО "Гомсельмаш". В России создано 26 таких подразделений на базе предприятий "Росагроснаба". В центрах создан и постоянно пополняется запас частей и агрегатов, работники прошли обучение на "Гомсельмаше". Оперативную помощь техцентрам в период уборочных работ оказывают мобильные выездные бригады. ПО «Гомсельмаш» имеет давние традиции (более 30 лет) в области производства сельскохозяйственной техники. Для этого в течение длительного периода последовательно создавались мощности, формировались коллектив и традиции, готовились квалифицированные кадры – в совокупности создавалась инфраструктура по производству сельскохозяйственной техники. Это позволило сформировать положительный имидж у потребителей сельскохозяйственной техники.
Основными проблемами предприятия являются: старение, износ и медленное обновление основных фондов; остро стоит проблема старения трудовых ресурсов – средний возраст работающих составляет 39 лет; наблюдается недостаток собственных оборотных средств; неустойчивое экономическое положение в стране снижает спрос на сельскохозяйственную технику. Финансовое положение производителей сельскохозяйственной техники усугубляется тем, что за выпущенные и поставленные в прошлом году в области комбайны все регионы (кроме Гомельской области) до сих пор не рассчитались.
Основными преимуществами
Отсутствие стабильных нормативно-правовых актов не способствует привлечению инвестиций. В то же время наблюдается технический рост машиностроения в РФ и возрастающая с их стороны конкуренция. С учетом завышенной доли экспорта в РФ это может стать весьма неблагоприятным фактором для машиностроителей РБ в целом.
Для того, чтобы сервис был эффективен, на «Гомсельмаше» уделяется самое большое внимание предоставлению услуг в области технического обслуживания новой техники, быстрота и гибкость операций по поддержанию техники в рабочем состоянии, создание значительной сети и средств срочного ремонта, особое значение придается обучению механизаторских кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной сельмашевской технике, более эффективному использованию ее возможностей в предстоящем сезоне. Уже сегодня можно сказать, что создана реально действующая система сопровождения каждой проданной машины в течение всего срока эксплуатации. Для конструкторов «Гомсельмаша» информация, поступающая от техцентров, необходима для совершенствования выпускаемых машин, создания новых в точном соответствии с запросами потребителей. А руководители хозяйств могут быть уверены – технические центры контролируют ситуацию и в случае необходимости их помощь будет быстрой и эффективной.
Список использованной литературы
Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 318с.
Приложения