Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:11, реферат
Современная экономика страдает не от дефицита, а от излишков. В типичном российском супермаркете можно встретить не просто некоторое количество марок. В рамках одной марки вам будет предложено с десяток разных товаров. С точки зрения продавца, это можно назвать гиперконкуренцией. С точки зрения покупателя - сверх выбором.
Введение
Современная экономика страдает не от дефицита, а от излишков. В типичном российском супермаркете можно встретить не просто некоторое количество марок. В рамках одной марки вам будет предложено с десяток разных товаров. С точки зрения продавца, это можно назвать гиперконкуренцией. С точки зрения покупателя - сверх выбором.
Данная тема актуальна, прежде
всего, для производителей продукции,
потому что сегодня в условиях
рыночной экономики, когда конкурентов
столько, что каждый день образуются
сотни фирм и столько же разоряются
и закрываются. Уже недостаточно
просто производить качественный и
конкурентоспособный товар. Рынок
ставит производителей в жесткие
условия сосуществования, с такими
же производителями. Сколько мы знаем
производителей, которые не смогли
показать преимущества своего товара
перед другими аналогичными товарами.
Сотни маркетинговых отделов
трудятся, чтобы найти в своем
товаре уникальные преимущества, которых
нет у конкурентов. Если они находят
их, то предприятие развивается
1. Направления дифференциации
Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе, исходя из результатов позиционирования своих продуктов, организация выделяет характеристики продукта и маркетинговой деятельности, которые могут в выгодную сторону отличить ее продукты от продуктов конкурентов, то есть проводит дифференциацию своей продукции. Причем для разных продуктов могут выбираться разные направления дифференциации.
Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала и дифференциацию имиджа.
Продуктовая дифференциация
- предложение продуктов с
Сервисная дифференциация заключается в предложении услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование), сопутствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги конкурентов.
Дифференциация персонала
- наем и тренировка персонала, который
осуществляет свои функции более
эффективно, чем персонал конкурентов.
Хорошо обученный персонал должен удовлетворять
следующим требованиям: компетентность,
дружелюбие, вызывать доверие, надежность,
ответственность и
Дифференциация имиджа заключается в создании имиджа, образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/или их продуктов. Например, большинство известных марок сигарет имеют схожие вкусовые качества, одинаковым образом продаются. Однако сигареты «Мальборо» за счет необычности своего имиджа, согласно которому их курят только сильные, «ковбое подобные» мужчины, занимают около 30% мирового рынка сигарет.
Важно провести различие между
индивидуальностью и имиджем. Индивидуальность
включает направления, которые компания
планирует использовать для того,
чтобы выделиться из общей массы
конкурентов или
1. Сообщает потребителю
о характере и ценностных
2. Передает это послание
специфическим образом, так
3. Несет эмоциональную
нагрузку и поэтому
Имидж должен постоянно распространяться посредством всех доступных коммуникативных каналов:
1. Символы. Сильный имидж включает один или более символов, которые связываются в сознании потребителей с компанией или торговой маркой. Компания может выбрать некий объект, такой как яблоко (Apple Computer), кролик (Playboy), который будет символизировать организацию или известную популярную личность: Nike, Colgate, Palmolive, Canon- Мария Шарапова. Некоторые компании даже используют ассоциацию с тем или иным цветом, так как это сделано у IBM (голубой цвет), или «Эльдорадо» (желто-голубой), «Пятерочка» (красный).
2. Медиа. Выбранные символы
должны использоваться в медиа
- рекламе, которая призвана
3. Атмосфера. Окружение,
в котором компания производит
или поставляет продукцию или
услуги, также влияет на восприятие
потребителями ее имиджа. Банк, который
стремится подчеркнуть
4. События. Компания имеет
возможность выделиться из
2. Сущность позиционирования
Важный шаг в выборе
направлений рыночной ориентации деятельности
организации заключается в
Простые основанные на физических свойствах атрибуты. Они напрямую связаны с одними физическими показателями товара, такими как цена, качество, мощность или размер. Несмотря на то, что существует прямое соответствие между физическим показателем и атрибутом восприятия, анализ восприятия потребителями товаров по этим атрибутам может открыть явления, интересные для маркетинговой стратегии.
Сложные основанные на физических свойствах атрибуты. Из-за наличия большого числа физических характеристик потребители могут использовать составные атрибуты, чтобы оценивать конкурентные предложения. Создание таких суммарных показателей обычно является субъективным вследствие различного относительного значения, придаваемого разным признакам.
По существу, абстрактные атрибуты. Хотя на эти атрибуты восприятия оказывают влияние физические характеристики, они не связаны с ними напрямую. В качестве примеров можно назвать плотность пива, сексуальную привлекательность парфюмерии, качество французского вина и престиж автомобиля. Все эти атрибуты являются весьма субъективными, и их трудно связать с физическими характеристиками, кроме тех, что известны по опыту. Важность атрибутов восприятия с их субъективной составляющей меняется в зависимости от потребителей и классов продуктов. Так, можно утверждать, что потребители, знакомые с данным классом товаров, склонны больше полагаться на физические характеристики и меньше - на атрибуты восприятия, чем потребители, которые меньше знакомы с этим классом товаров. Также можно доказать, что, хотя позиционирование на основе восприятия товара является важным для потребительских товаров повседневного спроса, это неверно в случае потребительских товаров длительного пользования и многих товаров производственно-технического назначения.
Даже если эти утверждения в значительной степени правдивы, при позиционировании большинства товаров необходимо рассматривать атрибуты восприятия. Одна из причин - это растущее сходство физических характеристик все большего числа товаров. Это повышает важность других, весьма субъективных, измерений.
Таким образом, позиционирование предполагает проведение глубоких маркетинговых исследований, направленных на понимание того, как потребители воспринимают продукт, какие параметры, по их мнению, являются наиболее важными. По результатам таких исследований строятся карты восприятия, на которых изображаются исследуемые продукты с помощью наиболее значимых в глазах потребителей параметров.
Оценивая позиции на рынке различных продуктов, потребители делают это с точки зрения своей пользы, выгоды. Поэтому любая организация должна выискивать резервы предоставления дополнительных пользы и благ своим потребителям, касается ли это более высокого качества товаров и услуг или предоставления их по более низким ценам.
Анализ потенциальных источников предоставления большей ценности потребителям может осуществляться с помощью, так называемой, ценностной цепи.
Ценностная цепь включает в свой состав все виды деятельности организации (звенья цепи), направленные на создание ценности для потребителя. В классической модели организации эти виды деятельности включают разработку, производство, маркетинг, сбыт и поддержку своих продуктов. Эти виды деятельности группируются на пять основных видов (входная логистика - обеспечение производственных операций всем необходимым, производственные операции - выпуск готовых продуктов; выходная логистика - обращение с готовыми продуктами; маркетинг, включая сбыт; и услуги) и четыре поддерживающих вида деятельности (инфраструктура организации - обеспечение эффективного управления, финансы, планирование; управление людскими ресурсами; технологические разработки; закупки, предполагающие приобретение всего необходимого для ведения основной деятельности). Поддерживающие виды деятельности касаются ведения всех основных видов деятельности. В более детальной модели каждый из девяти видов деятельности организации в свою очередь может быть конкретизирован; например, маркетинг - по его отдельным функциям: проведение маркетинговых исследований, продвижение продукта, маркетинговая разработка нового продукта и т.д.
Задача организации
При определении позиции
продукта на рынке часто используют
метод построения карты позиционирования
в виде двухмерной матрицы, в которой
представлены продукты конкурирующих
фирм. На рисунке 2 показана карта позиционирования
гипотетических конкурирующих продуктов
на определенном целевом рынке по
двум параметрам: «цена» (горизонтальная
ось) и «качество» (вертикальная ось).
В кружках, радиусы которых
Рисунок 2 - Карта позиционирования «цена-качество»
В качестве параметров при
построении карт позиционирования можно
выбирать различные пары характеристик,
описывающих исследуемые
Позиционирование позволяет решать проблемы по отдельным элементам комплекса маркетинга, доводить их до уровня тактических деталей. Например, фирма, которая позиционировала свой продукт как товар высокого качества, может продавать их по высоким ценам, пользоваться услугами высококлассных дилеров и рекламировать товар в престижных журналах.
Результаты позиционирования продуктов или отдельных видов бизнеса могут показать, что у организации в ее рыночной деятельности имеются проблемы. Это обусловливается следующим. Во-первых, сегмент, который рассматривался в качестве целевого рынка, перестал быть привлекательным из-за своих малых размеров, уменьшения спроса, высокого уровня конкуренции, низкой прибыли. Во- вторых, качество и характеристики продукта оказались на целевом сегменте не востребованы. В-третьих, из-за чрезмерно высокой цены продукт оказался неконкурентоспособным.
В этой связи говорят о стратегиях репозиционирования (повторного позиционирования). К числу «материальных» стратегий репозиционирования относится выпуск продукта новой марки и/или изменение существующей марки (цена, качество и т.д.). Кроме того, выделяют психологические стратегии репозиционирования.
В их число входят: изменение
мнения потребителей о марке организации,
изменение мнения потребителей о
марках конкурентов, изменение рейтинга
отдельных атрибутов, введение новых
или ликвидация ранее существовавших
атрибутов (разработка стирального
порошка без запаха), нахождение
новых рыночных сегментов (создание
чрезвычайно дорогих «
Информация о работе Направления дифференциации товаров на рынке