Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:21, лекция
Рассмотрим факторы, формирующие процесс коммуникации, определяющие его форму и содержание (рис. 1). Коммуникатор задает задачи и цели, которые он преследует и которые влияют на данный процесс. Аудитория определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те темы, которые ему не безразличны. Канал коммуникации задает свои стандарты, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио.
ССО – 72
5.3 Лекция ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИЙ
Литература:
Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Учебник. – М.: 2005, С. 60-75.
Дополнительная
Белов А.А. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие. –
Ростов на Дону «Феникс», 2005, с. 37-42.
Отечественный исследователь Ю. Лотман говорит о самой коммуникации как о переводе текста с языка моего «я» на язык твоего «ты». «Самая возможность такого перевода обусловлена тем, что коды обоих участников коммуникации, хотя и не тождественны, но образуют пересекающиеся множества».
концепция коммуникации М. Маклюэна базируется на нескольких основополагающих идеях.
Во-первых, это повышение роли канала коммуникации, обусловленное в ряде случаев характером сообщения. Маклюэн также подчеркивает, что современные средства коммуникации (например, телевидение) передают не столько само сообщение, сколько его автора.
Во-вторых, рассмотрение мира как одной глобальной деревни, единство которой достигается за счет СМИ.
В-третьих, разделение СМИ на «горячих» и «холодных». Одни («горячие») полностью «загружают» органы чувств, другие («холодные») из-за недостаточной информационной определенности задействуют не все органы чувств. Телевидение, с его точки зрения, является «горячим» средством, радио — «холодным», поскольку не вызывает такой высокой степени соучастия аудитории в своих передачах, как телевидение.
По мнению Г. Почепцова, коммуникация может быть иерархической, с приоритетностью прямой связи, и демократической, ориентированной на обратную связь. В первой основное коммуникативное действие — приказ, во второй — убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой, в ней получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами сцепка «начальник—подчиненный», у подчиненного нет иного выбора, кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком.
Рассмотрим факторы, формирующие процесс коммуникации, определяющие его форму и содержание (рис. 1). Коммуникатор задает задачи и цели, которые он преследует и которые влияют на данный процесс. Аудитория определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те темы, которые ему не безразличны. Канал коммуникации задает свои стандарты, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио.
Сообщение также можно представить как совокупность ряда факторов, например, содержание или факт и конкретная техника воздействия. Для того чтобы найти нужные аргументы, необходимо знать, что в представлениях аудитории является позитивом, а что — негативом. Это позволит коммуникатору достичь желаемых целей.
Фактор аудитории, знание ее модели всегда были важны в таких прикладных коммуникациях, как информационные или психологические операции. Свидетельство тому — современные работы американских аналитиков. Так, К. Джоунз называет следующий минимальный набор знаний об аудитории:
* предпочтения;
* биографическая информация;
* процессы принятия решений;
* демографическая информация (возраст, пол, раса, религия, экономические доходы,
культурные предпочтения);
* представления аудитории о благоприятных возможностях и возможном развитии событий;
* возможности аудитории в области информационных операций;
* оценки действий аудитории по разным сценариям.
Не менее важными, чем модель аудитории, являются для коммуникатора возможности канала коммуникации.
С прикладным коммуникативным анализом мы сталкиваемся, решая конкретные задачи в области коммуникации. С одной стороны, это может быть использование коммуникации вообще — как в случае переговоров. Их принципиально прикладные цели обусловливают применение жестких требований результативности, объективности и т.д. С другой стороны, прикладные задачи могут ставиться для более стандартных коммуникативных потоков, к примеру, агитации или пропаганда, которые используют для достижения своих целей СМИ.
Таким образом, коммуникация — это процесс обмена информацией в социуме. Коммуникация предполагает активность, с одной стороны, коммуникатора, заинтересованного в передаче определенной информации, а с другой — получателя, затрачивающего определенные усилия на расшифровку информации.
Развитие процесса коммуникаций привело к появлению различных моделей. В современной литературе по вопросам коммуникационного взаимодействия исследуется ряд основополагающих моделей. К. Шеннон и У. Уивер рассматривают математическую модель коммуникации. Они выделяют три уровня коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности.
Технические проблемы связаны с точностью передачи информации от отправителя к получателю.
Семантические — с интерпретацией сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было отправлено отправителем.
Эффективность коммуникации определяется тем, насколько успешно переданное сообщение позволяет изменить поведение.
Основное внимание американские ученые уделяют передаче информации, но при этом главным становится не то, что было сказано, а то, что могло быть сказано: «Информация является степенью вашей свободы выбора, когда вы выбираете сообщение. Когда вы находитесь в весьма элементарной ситуации, где вы имеете выбор из двух альтернативных сообщений, тогда можно условно говорить, что информация равна единице». Информация в этой модели предстает с точки зрения свободы выбора. Можно высчитать максимальную энтропию, которую в состоянии иметь этот источник с тем же набором символов. Естественный язык в этот плане избыточен: так, для английского языка эта цифра составляет 50%. Столь высокая избыточность и позволяет исправлять ошибки, возникающие при передаче. Чем больше уровень шума, тем избыточность становится необходимее.
Шеннон и Уивер также предлагают на пути от источника к передатчику поставить еще один элемент — «семантический шум». Он будет отражать изменения в значении, которые невольно вносит источник информации.
Кибернетическая модель Н. Винера связана с таким важным аспектом коммуникации, как обратная связь. Он приводит пример термостата, поддерживающего температуру приблизительно на постоянном уровне. Любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии своих звеньев и на ее основе модернизирует управляющие сигналы. «Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей».
Н. Винер рассматривает также функционирование общественной информации. Группа необщественных животных имеет мало информации, поскольку члены ее не делятся ею друг с другом. Если сообщество более ориентировано, то информации в нем больше, чем у каждого отдельного члена. Таким образом, система функционирует эффективно, если ее обратная связь дает достоверную информацию.
Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба учитывает отношения, которые устанавливаются между агентами общения, а также между ними и объектом речи.
Таким образом, коммуникация является одной из центральных составляющих современного общества. Сегодня без знания коммуникационных закономерностей невозможно эффективно осуществлять управление. Применение коммуникативных моделей помогает создавать в информационном пространстве действенные механизмы взаимодействия.
Выделение исследований социальных коммуникаций в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией социально-политических процессов в мире во второй половине XX в„ возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.
Известны три основных способа коммуникации:
- через неформальные контакты;
- организации;
- средства массовой информации.
Существенной стороной коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот информации. Информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях социальной сферы. С ее помощью передаются опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их социализация и адаптация, структурируется общественная жизнь.
Коммуникация — это смысловой аспект взаимодействия субъектов и объектов управления путем обмена информацией. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которых невозможно движение социального процесса.
.
В идеале социальная коммуникация представляет собой свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о социальных явлениях и процессах, сопрягаемые с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими правами человека.
Уже сегодня в наиболее развитых странах Западной Европы и США все более целенаправленный характер приобретает процесс объединения социальных коммуникаций в управлении, переходя на новый уровень — создание интегрированных социальных коммуникаций. Комплексный коммуникативный поиск, смысловая трансформация и контроль управленческих решений занимают все большее место в деятельности управленческих структур. Интегрированные социальные коммуникации становятся связующими процессами в едином механизме управления.
Все сказанное побуждает к тому, чтобы пристальнее исследовать само понятие интегрированные социальные коммуникации, рассмотреть его функциональное применение и формы реализации. При этом следует подчеркнуть, что поскольку посредством интегрированных социальных коммуникаций решаются задачи социального управления, то они выступают и как главный способ достижения конечных социальных результатов. Но достигнуть этого удастся только в том случае, если решение об их образовании принимаются осмысленно, со знанием дела, обоснованно, организованно и энергично доводятся до конца.
Формирование и
По своей сути механизм социального управления представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов и объектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет перевести социальные интересы и потребности граждан в управленческие решения. Важнейшей составляющей этого взаимодействия являются интегрированные социальные коммуникации. От их функционирования зависят характер, содержание, формы проявления объективных и субъективных факторов, влияющих как на социальную ситуацию, так и на возможные варианты действий, направленных на разрешение возникших проблем.
Однако надо понимать, что не все обращающиеся сведения равноценны для деятельности субъекта управления. В частности, те сведения, которые выбираются специалистами из потока разнообразных сообщений для подготовки и принятия необходимых решений в сфере управления, а также совершения сопутствующих действий, называются социальной информацией. В этом смысле информация выступает и как предпосылка действий субъекта управления, и одновременно как его важнейший ресурс, позволяющий эффективно взаимодействовать в социальной системе для достижения тех или иных целей.
Передача сообщений об управленческих решениях предполагает использование определенных технических средств, поэтому информационные процессы неизбежно включают в себя соответствующие компоненты. К ним относятся, прежде всего, технические каналы, по которым распространяется информация, а также структуры, позволяющие не только передавать и изымать, но и накапливать, контролировать, сохранять информацию.
В силу того, что объекты управления по-разному воспринимают решения, интерпретируют их содержание на основе определенных правил, привычек, способов восприятия, наконец, даже в зависимости от своих конкретных психологических состояний, в процессе обмена информацией принципиальное значение имеет способность граждан осмысленно воспринимать решения. Данный процесс субъективизированного восприятия, истолкования и усвоения информации относится к сущностной характеристике интегрированных социальных коммуникаций. Иными словами, социальная коммуникация информационных связей показывает, что обмен сообщениями внутри и вовне организации — это не безликий технический процесс, при котором игнорируются особенности человека как реального участника системы социальных отношений.