Общая характеристика комуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:21, лекция

Описание работы

Рассмотрим факторы, формирующие процесс коммуникации, определяющие его форму и содержание (рис. 1). Коммуникатор задает задачи и цели, которые он преследует и которые влияют на данный процесс. Аудитория определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те темы, которые ему не безразличны. Канал коммуникации задает свои стандарты, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио.

Файлы: 1 файл

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИЙ не доделано.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

В этой связи становятся понятны функции интегрированных социальных коммуникаций. К ним можно отнести следующие:

 

* идентификация, раскрывающая  постоянные потребности граждан  в понимании своей принадлежности  к социальной общности и определении  приемлемых для них способов  участия в выражении и отстаивании  своих интересов;

* ориентация, характеризующая  стремление людей к смысловому  отображению социальных явлений,  пониманию собственных возможностей  при реализации личных устремлений  в социальной системе;

* предписание, выражающее  приоритетность определенных норм  и представлений, задающих и обусловливающих направленность и границы конструирования поведения индивидов;

* адаптация, выражающая  потребность граждан в приспособлении

к изменяющейся социальной среде;

* социализация, характеризующая  приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои интересы и потребности;

* интеграция, обеспечивающая  различным социальным группам возможность сосуществовать в обществе.

 

В процессе реализации своих  функций интегрированные социальные коммуникации способны оказывать тройственное влияние на социальные процессы.

Во-первых, под их воздействием могут воспроизводиться традиционные формы взаимодействия. Причем вследствие устойчивости ценностных ориентаций в сознании людей такая возможность сохраняется даже при изменении внешних обстоятельств.          

Во-вторых, система коммуникаций способна порождать новые, нетрадиционные формы отношений.

В-третьих, она способна комбинировать элементы прежней традиционной формы отношений и новой, на основе которой внедряются изменения и дополнения в социальную среду.

В различных условиях, а чаще всего при нестабильных процессах некоторые функции интегрированных социальных коммуникаций могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, значительно снижается коммуникативная способность норм и традиций, в результате чего неизбежно обостряются полемика и противоречия между различными группами общественности и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно дальнейших путей социального развития.

Существует несколько  моделей взаимоотношений интегрированных  социальных коммуникаций и системы  связей с общественностью. Они различаются  по способам участия этих коммуникаций в деятельности системы связей с  общественностью и в обеспечении ее динамической устойчивости.

 

Модель 1 (консервативная). Есть три ее возможных варианта.

    1. Интересы, которые передаются посредством интегрированных социальных коммуникаций, отражаются системой связей с общественностью в целом. Ее сохранение и упрочение отвечает этим интересам. В результате охранительное отношение к системе связей с общественностью как бы подкрепляется деятельностью коммуникаций. На этой основе возникают мощные силы притяжения, обеспечивающие стабилизацию системы связей с общественностью.

2. Положительное отношение к системе связей с общественностью сочетается с некоторыми особыми интересами, частично противостоящими закономерностям ее развития. В этом случае наиболее вероятно либо подчинение тех интересов, которые проводят интегрированные социальные коммуникации, общим закономерностям функционирования системы связей с общественностью, либо нейтрализация некоторых элементов коммуникации.

3. Система связей с общественностью вступает в острое противоречие с интегрированными социальными коммуникациями. Попытки снять эти противоречия с помощью компромиссов, как правило, не удаются. В итоге происходит существенное ослабление позитивной оценки существующей системы связей с общественностью, намечается стремление к ее разрушению. Иногда такая позиция ведет не к размыванию, а наоборот, к укреплению консервативного начала в системе связей с общественностью. В других случаях наблюдается вытеснение первоначальных консервативных ценностей, замена их новой консервативной системой связей с общественностью. Из этих двух вариантов чаще встречается первый.

Модель 2 (конформистская). В рамках этой модели отношения к системе связей с общественностью, противоречия между ее функционированием и интересами, которые проводятся интегрированными социальными коммуникациями, как правило, не приобретают острого характера. Имеющиеся элементы полного совпадения этих интересов с закономерностями функционирования системы связей с общественностью стимулируют позитивное в целом отношение к самой системе, ее институтам, руководству и побуждают приспосабливаться к ней при выборе путей преодоления противоречий и конфликтов.

Преодоление имеющихся  противоречий не ведет к разрушению системы связей с общественностью  — возникающие коллизии воспринимаются как некая данность, неизбежность, естественная форма существования. Ориентация на отстаивание своих интересов не затрагивает основ существования системы связей с общественностью в целом. Поэтому ни позитивные, ни негативные результаты воздействия коммуникаций на систему не поколеблют основ общего, как правило, положительного или, по меньшей мере, терпимого отношения к ней.

Модель 3 (критическая). В основе этой модели лежит критическое отношение интересов, проводимых интегрированными социальными коммуникациями к существующей системе связей с общественностью. Степень критичности может быть различной. Тем не менее, механизмы взаимоотношений действуют примерно по одной схеме.

В этом случае негативное отношение через коммуникации к  существующей системе связей с общественностью  проявляется постоянно и даже тогда, когда для этого нет объективных оснований. В еще большей степени подобная негативная реакция по отношению к системе связей с общественностью проявляется при столкновении интересов, которые проводят коммуникации, с закономерностями функционирования системы. Причем отношение к системе связей с общественностью, как правило, не ограничивается только критикой. Оно преобразуется в действие, осуществляемое в широком диапазоне, — от простой поддержки структур, стремящихся реформировать систему связей с общественностью, до активного участия в ее разрушении. В конечном счете осуществляемые коммуникациями действия ведут к дестабилизации системы, что, в свою очередь, способствует усилению нестабильности.

Рассмотренные модели достаточно схематичны. Процесс взаимоотношений интегрированных социальных коммуникаций и систем связей с общественностью в реальной действительности крайне сложен. Для формирования и развития связей с общественностью необычайно важны сложившиеся формы урегулирования социальных противоречий. Преобладавшие в прошлом их острые формы деятельности придавали коммуникациям один оттенок, исторически вызревшая склонность к компромиссным решениям — другой.

 

  1. Вопрос Уровни интегрированных социальных коммуникаций

 

Интегрированные социальные коммуникативные связи имеют различные уровни коммуникаций. Так, П. Шаран предлагает различать три уровня коммуникационных связей: семантический, технический и влиятельный.

 

Семантический уровень раскрывает зависимость процессов передачи информации и возникновения коммуникации между субъектами от употребляемых знаково-языковых форм. Иными словами, с этой точки зрения во внимание принимается способность используемых органами управления языковых средств, которые сохраняют или препятствуют сохранению смысла и значения передаваемых сигналов и сообщений и обеспечивают их адекватную интерпретацию гражданами. При этом в расчет принимаются как вербальные, так и невербальные средства передачи информации, которые используются разнообразными социальными субъектами.

 

Важную роль при осуществлении  информационных отношений играют и  находящиеся в распоряжении субъектов  технические средства, что заставляет говорить о техническом уровне информационно-коммуникационных процессов. С данной точки зрения информационная деятельность субъектов рассматривается как функционирование специальных организационных структур, банков данных, сетей и технологий хранения и передачи информации. Значение и роль всех этих технических инструментов коммуникации определяется тем, насколько они способны без каких-либо изменений, своевременно передать в нужное место то или иное сообщение.

 

Третий, влиятельный уровень информационно-коммуникативной деятельности субъекта управления раскрывает степень воздействия информации на социальные отношения. Именно компоненты данного уровня информационно-коммуникативных связей и отношений характеризуют те условия, от которых зависит сила духовного воздействия на граждан предлагаемых руководством целей, ценностей и стандартов. По сути дела, на этом структурном уровне определяются источники, предпосылки и факторы эффективности вращающихся на информационном рынке идей и представлений.

 

Наличие в системе  коммуникаций семантического, технического и влиятельного уровней позволяет  вычленить наиболее существенные и  качественно отличающиеся компоненты информационно-коммуникативных процессов, которые, с одной стороны, обеспечивают развитие положительных тенденций в деятельности субъекта управления, а с другой — определяют условия эффективного взаимодействия органов управления и групп общественности.

 


Информация о работе Общая характеристика комуникаций