Организация деятельности маркетинговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы организации маркетинговой службы в гостинице.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты создания и функционирования службы маркетинга – роль службы маркетинга, ее функции, основные формы и методы создания.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Теоретические основы организации службы маркетинга на предприятии 3
1.1. Понятие и функции службы маркетинга 3
1.2. Формы организации службы маркетинга 8
1.3. Методы и принципы организации службы маркетинга 11
Глава 2. Технико-экономический анализ гостиницы Беккер 13
2.1. Характеристика предприятия 13
2.2. Организационная структура гостиницы «Беккер» и анализ персонала 13
2.3. Номерной фонд и ассортимент услуг предприятия 15
Глава 3. Совершенствование организации службы маркетинга в гостинице Беккер 16
3.1. Схема существующей организации службы маркетинга в гостинице Беккер 16
3.2. Направление оптимизации организационной службы маркетинга на предприятии и изменения должностных обязанностей специалистов по маркетингу 18
Заключение 22
Приложение 1 22

Файлы: 1 файл

организация службы маркетинга.doc

— 936.00 Кб (Скачать файл)


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ

 

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы организации службы маркетинга на предприятии

1.1. Понятие и функции службы маркетинга

1.2. Формы организации службы маркетинга

1.3. Методы и принципы организации службы маркетинга

 

Глава 2. Технико-экономический анализ гостиницы Беккер

2.1. Характеристика предприятия

2.2. Организационная структура гостиницы «Беккер» и анализ персонала

2.3. Номерной фонд и ассортимент услуг предприятия

 

Глава 3. Совершенствование организации службы маркетинга в гостинице Беккер

3.1. Схема существующей организации службы маркетинга в гостинице Беккер

3.2. Направление оптимизации организационной службы маркетинга на предприятии и изменения должностных обязанностей специалистов по маркетингу

 

Заключение

Приложение 1

 

 

 

Введение

 

Маркетинг в настоящее время является ведущей функцией управления, определяющей стратегию поведения компании на рынке. Маркетинговая деятельность компании направлена на поиск и реализацию эффективного пути развития, именно на основе маркетинговой информации о рынке, продукции и услугах производится принятие решения о введении новых видов услуг или сокращении производства, модернизации старых видов продукции, изменении цен и т.п.

Служба маркетинга является структурой, ответственной за качественное функционирование маркетинга на предприятии. Без этого подразделения эффективная деятельность компании на рынке невозможна. Специалисты службы маркетинга проводят исследовательские работы и анализ рынка и услуг. Это позволяет определить наиболее оптимальные пути развития фирмы. Службы маркетинга реализует маркетинговую политику предприятия, что является логическим продолжением исследований. Товарная политика содержит перечень основных инструментов воздействия на продукцию и услуги компании – именно такие, с помощью которых можно предсказать устаревание продукции и предотвратить ее или вовремя вывести на рынок новый вид продукции. Это в конечном итоге способствует экономии и повышению эффективности, что очень важно в условиях наступившего экономического кризиса.

Ценовая политика определяет настоящую цену продукции или услуг и помогает выявить факторы, влияющие на изменение цены, а также выработать стратегию ценообразования. Правильная стратегия ценообразования позволит руководству компании вовремя принять решение о поднятии или снижении цены.

Стратегия сбыта помогает выбрать канал распространения продукции или услуг, выбрать поставщиков и перепродавцов, метод сбыта. А без тактики продвижения продукции или услуг невозможна их реализация в необходимом объеме.

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы организации маркетинговой службы в гостинице.

Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:

      Изучить теоретические аспекты создания и функционирования службы маркетинга – роль службы маркетинга, ее функции, основные формы и методы создания.

      Проанализировать необходимость создания служба маркетинга в гостинице «Беккер» и составить План организации маркетинговой службы для этого предприятия.

Объектом исследования является гостиница «Беккер».

Предметом исследования - служба маркетинга гостиницы «Беккер».

Работа строится по традиционной схеме: теоретическая часть и практическая часть. В теоретический части изучены теоретические вопросы, касающиеся создания и функционирования маркетинговой службы в компании. Практическая часть содержит рекомендации по созданию службы маркетинга в гостинице «Беккер».

В качестве источников информации при выполнении данной работы были использованы учебная литература по маркетингу, менеджменту и управлению проектами, статьи и монографии, а также данные официальной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации службы маркетинга на предприятии

 

1.1. Понятие и функции службы маркетинга

 

Маркетинговая служба – это неотъемлемая и самая важная часть маркетинговой системы компании. Маркетинговая система – это сотрудники, технические средства, правила поведения, комплекс информации, с помощью которых выстраиваются и функционируют бизнес-процессы взаимодействия компании с рынком.

              Важнейшей функцией службы маркетинга является планирование маркетинга, организация и контроль маркетинговой деятельности. Планирование маркетинговой деятельности предприятия можно подразделить на разработку стратегии деятельности и определение тактики реализации разработанной стратегии. Контроль как одна из функций управления занимает в маркетинге очень важное место. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив компании, систематическое наблюдение за деятельностью предприятия, сравнение фактических результатов деятельности  с запланированными.

              Основными объектами контроля выступают объем продаж, размеры прибыли и убытков, реакция покупателей на новые товары. Управление маркетингом должно быть гибким, адаптивным, а система контроля – способствовать поиску и внедрению новых методов руководства коммерческой деятельностью, соответствующих изменениям во внешней среде.

              Процесс деятельности маркетинговой службы представлен на рисунке 1. В основе данной схемы лежат маркетинговые исследования возможностей рынка и ресурсов предприятия, а также цели, выдвигаемые руководством. Окончательное определение целей и задач службы маркетинга осуществляется на основе именно маркетинговых исследований, а цели исследований определяются целями и стратегией предприятия в целом.

 

Рисунок 1– Процесс управления маркетингом

 

              Вообще достижение целей предприятия зависит от трех факторов:

      Стратегии предприятия.

      Организационной структуры.

      От качества функционирования организационной структуры.

              Организационная структура службы маркетинга является конструкцией, на основе которой осуществляется управление маркетингом на предприятии. В целом службе маркетинга можно дать следующее определение: это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

              Можно выделить следующие основные функции службы маркетинга на предприятии:

1.      Обработка и анализ информации.

1.1.  Мониторинг и систематизация информации о рынке (конкуренты, цены, продукты и услуги, целевые сегменты рынка, изменения в макроэкономике).

1.2.  Сбор информации и подготовка проектов управленческих решений (стратегия, планы продвижения продукции и т.п.).

1.3.  Разовые маркетинговые исследования (по новым видам продукции и различным идеям по улучшению бизнеса).

2.      Рекламная составляющая.

2.1.  Медиа-планирование, изготовление рекламных и презентационных материалов.

2.2.  Организация рекламной кампании.

2.3.  Контроль эффективности рекламы.

3.      Организационная составляющая.

3.1.  Диагностика проблем предприятия и формулировка задач.

3.2.  Планирование собственной деятельности.

В общем виде функции службы маркетинга представлены на рисунке 2.

 

Создание службы маркетинга на предприятии поможет добиться следующих положительных результатов:

      Выбор более ликвидных и рентабельных товаров и услуг, отказ от менее ликвидных и рентабельных.

      Повышение удовлетворенности клиентов за счет улучшения их обслуживания.

      Выход на новые рынки раньше конкурентов.

      Повышение качества существующей продукции.

      Выбор оптимальной цены на товары и услуги.

      Точное ценообразование и минимизация товарных запасов.

      Грамотное позиционирование.

      Повышение эффективности рекламы.

      Повышение качества работы товаропроводящей сети.

 

 

Рисунок 2 – Функции службы маркетинга

 

1.2. Формы организации службы маркетинга

 

Организация службы маркетинга на предприятии состоит из следующих мероприятий:

1.      Построение организационной структуры службы маркетинга.

2.      Подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации.

3.      Распределение задач, прав и ответственности.

4.      Создание условий для эффективной работы.

5.      Организация эффективного взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями компании.

Служба маркетинга может быть двух типов – центральная служба маркетинга или оперативная служба маркетинга. Центральные службы маркетинга координируют, планируют и контролируют маркетинговую деятельность компании. Оперативная служба маркетинга занимается оперативным решением текущих вопросов.

Организационная структура службы маркетинга должна строиться на основании следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты, потребительские рынки.

Основными видами организационных структур службы маркетинга на предприятии являются:

      Функциональная

      Товарная

      Рыночная

      Товарно-рыночная (матричная).

Для большинства компаний рекомендуется организация службы маркетинга по функциональному типу. Обычно в компаниях каждое подразделение службы маркетинга соответствует одному звену структуры: отдел исследований занимается маркетинговыми исследованиями, отдел рекламы – рекламой, отдел развития регионов – маркетингом в регионах и т.п. Такая структура присуща небольшим компаниям с логично выстроенным коротким перечнем продукции или услуг. Такие предприятия производят, как правило, индивидуализированный товар, а рынок, на котором они существуют – однороден и стабилен. Недостатками такой структуры являются отсутствие специализированных подразделений службы маркетинга (продуктовые отделы, региональные отделы и др.) – это может вызывать затруднения при разработке и выводе новой продукции или услуг на рынок. Если же компания работает на большое количество регионов и не имеет специализации по территориальному признаку, то могут возникать сложности с выводом и продвижением продукции на конкретные рынки.

Во многих европейских компаниях получила широкое распространение структура службы маркетинга, сформированная по продуктовому принципу. Предприятия с широким ассортиментов продукции или услуг, специализирующиеся на большом количестве рынков – портрет таких компаний. Они лучше приспосабливаются к изменениям рынка и его изменениям по каждому конкретному продукту и мобильней реагируют на изменения в товарной конкуренции. Недостатком подобной структуры является чрезмерное утяжеление системы управления из-за большого количества товаров и рынков, и как следствие – ослаблении координации и контроля, дублирование функций.

Компании, регионально ориентированные в сбыте продукции, имеют структуру, учитывающую специфику каждого региона. Как правило, процессы разработки и вывода продукции или услуг на рынки здесь тонко проработаны, а сама продукция учитывает все предпочтения потребителей конкретных рынков. Региональная структура формирования маркетинговой службы дает преимущества компаниям, осуществляющим свою деятельность, к примеру, за рубежом. Недостатками данной структуры являются дублирование функций внутри подразделений, затрудненность координации.

В настоящее время все более широкое распространение получила структура формирования службы маркетинга по группам потребителей. С помощью такой структуры компания становится ориентированной на конкретного потребителя и может осуществлять комплексную маркетинговую политику. Недостатком может быть дублирование функций.

Сравнительный анализ всех возможных организационных схем службы маркетинга приведен в таблице 1.

 

 

Достоинства

Недостатки

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

       Простота управления

       Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника

       Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор их профессионального роста

       Конкуренция между отдельными сотрудниками как стимул роста эффективности работы

       Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров

       Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности компании

       Конкуренция между сотрудниками – борьба за частный, а не корпоративный интерес

ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

       Полный маркетинг каждого товара

       Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому продукту

       Широкий круг обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации

       Наличие дублирующих друг друга в функциональном плане сотрудников

РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

       Лучшая координация служб при выходе на рынок

       Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок

       Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики

       Сложная структура

       Низкая степень специализации работы сотрудников

       Дублирование функций

       Плохое знание товарной номенклатуры

       Отсутствие гибкости

ТОВАРНО-РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

       Лучшая организация работ при выходе на рынок

       Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок

       Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики

       Достаточно полное знание товара

       Наиболее высокая себестоимость содержания службы

       Возможность конфликта при неоднозначном решении вопроса

 

Информация о работе Организация деятельности маркетинговой службы