Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 13:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы организации маркетинговой службы в гостинице.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты создания и функционирования службы маркетинга – роль службы маркетинга, ее функции, основные формы и методы создания.
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы организации службы маркетинга на предприятии 3
1.1. Понятие и функции службы маркетинга 3
1.2. Формы организации службы маркетинга 8
1.3. Методы и принципы организации службы маркетинга 11
Глава 2. Технико-экономический анализ гостиницы Беккер 13
2.1. Характеристика предприятия 13
2.2. Организационная структура гостиницы «Беккер» и анализ персонала 13
2.3. Номерной фонд и ассортимент услуг предприятия 15
Глава 3. Совершенствование организации службы маркетинга в гостинице Беккер 16
3.1. Схема существующей организации службы маркетинга в гостинице Беккер 16
3.2. Направление оптимизации организационной службы маркетинга на предприятии и изменения должностных обязанностей специалистов по маркетингу 18
Заключение 22
Приложение 1 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации службы маркетинга на предприятии
1.1. Понятие и функции службы маркетинга
1.2. Формы организации службы маркетинга
1.3. Методы и принципы организации службы маркетинга
Глава 2. Технико-экономический анализ гостиницы Беккер
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Организационная структура гостиницы «Беккер» и анализ персонала
2.3. Номерной фонд и ассортимент услуг предприятия
Глава 3. Совершенствование организации службы маркетинга в гостинице Беккер
3.1. Схема существующей организации службы маркетинга в гостинице Беккер
3.2. Направление оптимизации организационной службы маркетинга на предприятии и изменения должностных обязанностей специалистов по маркетингу
Заключение
Приложение 1
Маркетинг в настоящее время является ведущей функцией управления, определяющей стратегию поведения компании на рынке. Маркетинговая деятельность компании направлена на поиск и реализацию эффективного пути развития, именно на основе маркетинговой информации о рынке, продукции и услугах производится принятие решения о введении новых видов услуг или сокращении производства, модернизации старых видов продукции, изменении цен и т.п.
Служба маркетинга является структурой, ответственной за качественное функционирование маркетинга на предприятии. Без этого подразделения эффективная деятельность компании на рынке невозможна. Специалисты службы маркетинга проводят исследовательские работы и анализ рынка и услуг. Это позволяет определить наиболее оптимальные пути развития фирмы. Службы маркетинга реализует маркетинговую политику предприятия, что является логическим продолжением исследований. Товарная политика содержит перечень основных инструментов воздействия на продукцию и услуги компании – именно такие, с помощью которых можно предсказать устаревание продукции и предотвратить ее или вовремя вывести на рынок новый вид продукции. Это в конечном итоге способствует экономии и повышению эффективности, что очень важно в условиях наступившего экономического кризиса.
Ценовая политика определяет настоящую цену продукции или услуг и помогает выявить факторы, влияющие на изменение цены, а также выработать стратегию ценообразования. Правильная стратегия ценообразования позволит руководству компании вовремя принять решение о поднятии или снижении цены.
Стратегия сбыта помогает выбрать канал распространения продукции или услуг, выбрать поставщиков и перепродавцов, метод сбыта. А без тактики продвижения продукции или услуг невозможна их реализация в необходимом объеме.
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы организации маркетинговой службы в гостинице.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты создания и функционирования службы маркетинга – роль службы маркетинга, ее функции, основные формы и методы создания.
Проанализировать необходимость создания служба маркетинга в гостинице «Беккер» и составить План организации маркетинговой службы для этого предприятия.
Объектом исследования является гостиница «Беккер».
Предметом исследования - служба маркетинга гостиницы «Беккер».
Работа строится по традиционной схеме: теоретическая часть и практическая часть. В теоретический части изучены теоретические вопросы, касающиеся создания и функционирования маркетинговой службы в компании. Практическая часть содержит рекомендации по созданию службы маркетинга в гостинице «Беккер».
В качестве источников информации при выполнении данной работы были использованы учебная литература по маркетингу, менеджменту и управлению проектами, статьи и монографии, а также данные официальной статистики.
1.1. Понятие и функции службы маркетинга
Маркетинговая служба – это неотъемлемая и самая важная часть маркетинговой системы компании. Маркетинговая система – это сотрудники, технические средства, правила поведения, комплекс информации, с помощью которых выстраиваются и функционируют бизнес-процессы взаимодействия компании с рынком.
Важнейшей функцией службы маркетинга является планирование маркетинга, организация и контроль маркетинговой деятельности. Планирование маркетинговой деятельности предприятия можно подразделить на разработку стратегии деятельности и определение тактики реализации разработанной стратегии. Контроль как одна из функций управления занимает в маркетинге очень важное место. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив компании, систематическое наблюдение за деятельностью предприятия, сравнение фактических результатов деятельности с запланированными.
Основными объектами контроля выступают объем продаж, размеры прибыли и убытков, реакция покупателей на новые товары. Управление маркетингом должно быть гибким, адаптивным, а система контроля – способствовать поиску и внедрению новых методов руководства коммерческой деятельностью, соответствующих изменениям во внешней среде.
Процесс деятельности маркетинговой службы представлен на рисунке 1. В основе данной схемы лежат маркетинговые исследования возможностей рынка и ресурсов предприятия, а также цели, выдвигаемые руководством. Окончательное определение целей и задач службы маркетинга осуществляется на основе именно маркетинговых исследований, а цели исследований определяются целями и стратегией предприятия в целом.
Рисунок 1– Процесс управления маркетингом
Вообще достижение целей предприятия зависит от трех факторов:
Стратегии предприятия.
Организационной структуры.
От качества функционирования организационной структуры.
Организационная структура службы маркетинга является конструкцией, на основе которой осуществляется управление маркетингом на предприятии. В целом службе маркетинга можно дать следующее определение: это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Можно выделить следующие основные функции службы маркетинга на предприятии:
1. Обработка и анализ информации.
1.1. Мониторинг и систематизация информации о рынке (конкуренты, цены, продукты и услуги, целевые сегменты рынка, изменения в макроэкономике).
1.2. Сбор информации и подготовка проектов управленческих решений (стратегия, планы продвижения продукции и т.п.).
1.3. Разовые маркетинговые исследования (по новым видам продукции и различным идеям по улучшению бизнеса).
2. Рекламная составляющая.
2.1. Медиа-планирование, изготовление рекламных и презентационных материалов.
2.2. Организация рекламной кампании.
2.3. Контроль эффективности рекламы.
3. Организационная составляющая.
3.1. Диагностика проблем предприятия и формулировка задач.
3.2. Планирование собственной деятельности.
В общем виде функции службы маркетинга представлены на рисунке 2.
Создание службы маркетинга на предприятии поможет добиться следующих положительных результатов:
Выбор более ликвидных и рентабельных товаров и услуг, отказ от менее ликвидных и рентабельных.
Повышение удовлетворенности клиентов за счет улучшения их обслуживания.
Выход на новые рынки раньше конкурентов.
Повышение качества существующей продукции.
Выбор оптимальной цены на товары и услуги.
Точное ценообразование и минимизация товарных запасов.
Грамотное позиционирование.
Повышение эффективности рекламы.
Повышение качества работы товаропроводящей сети.
Рисунок 2 – Функции службы маркетинга
1.2. Формы организации службы маркетинга
Организация службы маркетинга на предприятии состоит из следующих мероприятий:
1. Построение организационной структуры службы маркетинга.
2. Подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации.
3. Распределение задач, прав и ответственности.
4. Создание условий для эффективной работы.
5. Организация эффективного взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями компании.
Служба маркетинга может быть двух типов – центральная служба маркетинга или оперативная служба маркетинга. Центральные службы маркетинга координируют, планируют и контролируют маркетинговую деятельность компании. Оперативная служба маркетинга занимается оперативным решением текущих вопросов.
Организационная структура службы маркетинга должна строиться на основании следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты, потребительские рынки.
Основными видами организационных структур службы маркетинга на предприятии являются:
Функциональная
Товарная
Рыночная
Товарно-рыночная (матричная).
Для большинства компаний рекомендуется организация службы маркетинга по функциональному типу. Обычно в компаниях каждое подразделение службы маркетинга соответствует одному звену структуры: отдел исследований занимается маркетинговыми исследованиями, отдел рекламы – рекламой, отдел развития регионов – маркетингом в регионах и т.п. Такая структура присуща небольшим компаниям с логично выстроенным коротким перечнем продукции или услуг. Такие предприятия производят, как правило, индивидуализированный товар, а рынок, на котором они существуют – однороден и стабилен. Недостатками такой структуры являются отсутствие специализированных подразделений службы маркетинга (продуктовые отделы, региональные отделы и др.) – это может вызывать затруднения при разработке и выводе новой продукции или услуг на рынок. Если же компания работает на большое количество регионов и не имеет специализации по территориальному признаку, то могут возникать сложности с выводом и продвижением продукции на конкретные рынки.
Во многих европейских компаниях получила широкое распространение структура службы маркетинга, сформированная по продуктовому принципу. Предприятия с широким ассортиментов продукции или услуг, специализирующиеся на большом количестве рынков – портрет таких компаний. Они лучше приспосабливаются к изменениям рынка и его изменениям по каждому конкретному продукту и мобильней реагируют на изменения в товарной конкуренции. Недостатком подобной структуры является чрезмерное утяжеление системы управления из-за большого количества товаров и рынков, и как следствие – ослаблении координации и контроля, дублирование функций.
Компании, регионально ориентированные в сбыте продукции, имеют структуру, учитывающую специфику каждого региона. Как правило, процессы разработки и вывода продукции или услуг на рынки здесь тонко проработаны, а сама продукция учитывает все предпочтения потребителей конкретных рынков. Региональная структура формирования маркетинговой службы дает преимущества компаниям, осуществляющим свою деятельность, к примеру, за рубежом. Недостатками данной структуры являются дублирование функций внутри подразделений, затрудненность координации.
В настоящее время все более широкое распространение получила структура формирования службы маркетинга по группам потребителей. С помощью такой структуры компания становится ориентированной на конкретного потребителя и может осуществлять комплексную маркетинговую политику. Недостатком может быть дублирование функций.
Сравнительный анализ всех возможных организационных схем службы маркетинга приведен в таблице 1.
Достоинства | Недостатки |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | |
Простота управления Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор их профессионального роста Конкуренция между отдельными сотрудниками как стимул роста эффективности работы | Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности компании Конкуренция между сотрудниками – борьба за частный, а не корпоративный интерес |
ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | |
Полный маркетинг каждого товара Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому продукту | Широкий круг обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации Наличие дублирующих друг друга в функциональном плане сотрудников |
РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | |
Лучшая координация служб при выходе на рынок Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики | Сложная структура Низкая степень специализации работы сотрудников Дублирование функций Плохое знание товарной номенклатуры Отсутствие гибкости |
ТОВАРНО-РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | |
Лучшая организация работ при выходе на рынок Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики Достаточно полное знание товара | Наиболее высокая себестоимость содержания службы Возможность конфликта при неоднозначном решении вопроса
|
Информация о работе Организация деятельности маркетинговой службы