Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:51, реферат
Служба маркетинга может быть организована в четырех основных вариантах:
- функциональная структура - каждый отдел выполняет одну из функций маркетинга (в небольших фирмах)
- структура, ориентированная на товары - каждый отдел занимается маркетингом отдельных товарных групп (при широком ассортименте).
- структура, ориентированная на рынки - каждый отдел занимается маркетингом на определенном географическом рынке (при работе на разнородных рынках).
- региональная структура.
Организация маркетинга на промышленных предприятиях.
1.
Взаимодействие служба
с подразделениями предприятия
Служба маркетинга может быть организована в четырех основных вариантах:
- функциональная структура - каждый отдел выполняет одну из функций маркетинга (в небольших фирмах)
- структура, ориентированная на товары - каждый отдел занимается маркетингом отдельных товарных групп (при широком ассортименте).
- структура, ориентированная на рынки - каждый отдел занимается маркетингом на определенном географическом рынке (при работе на разнородных рынках).
- региональная структура.
Выбор той или иной структуры опосредован особенностями производственной и сбытовой деятельности предприятия, ассортиментом выпускаемой продукции, расположением обслуживаемых клиентов предприятия и т.п.
Однако, на практике наибольший интерес представляет взаимодействие службы маркетинга с другими службами предприятия и ее роль и место в структуре управления предприятием.
Создание на предприятии службы маркетинга потребует соответствующего изменения организационной структуры управленческих служб и установления новых функциональных связей между подразделениями предприятия. Возможный вариант организационно-управленческой структуры предприятия, ориентирующего свою деятельность на маркетинг, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Взаимодействие службы маркетинга с подразделениями предприятия
Организационно служба маркетинга должна быть подчинена непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать со всеми подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей.
При взаимодействии с отделом НИОКР и технологическими отделами служба маркетинга предоставляет следующие данные:
В свою очередь, конструкторские и технологические отделы взаимодействуют со службой маркетинга по всем вопросам, связанным с оценкой продуктивности новых решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают службу маркетинга сведениями:
Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.
С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия взаимодействует при выполнении следующих задач:
Взаимодействие службы маркетинга с отделом материально-технического снабжения осуществляется при подготовке договоров на приобретение необходимой для производства материально-технической продукции и управления ее запасами.
Взаимодействие с ОАСУП (отдел автоматизированных систем управления производством) осуществляется по вопросам организации и ведения автоматизированных коммерческих баз данных, проведения расчетов, обеспечивающих процесс конъюнктурно-экономических исследований.
С юридическим отделом служба маркетинга взаимодействует по вопросам правового обеспечения производственно-коммерческой деятельности предприятия.
В соответствии с основными направлениями деятельности, служба маркетинга ряд своих функций может выполнять во взаимодействии с внешними предприятиями и организациями (специализированные организации по маркетинговым исследованиям и т.д.). Услугами сторонних организаций пользуются, как правило, небольшие предприятия.
2. Распределение специальных функций управления
В случае выделения маркетинга
в отдельную целевую систему
или подсистему распределение специальных функ
Таблица 1 - Специальные функции управления в подсистеме
«Маркетинг»
Функциональная подсистема |
Специальная функция маркетинга |
1. Перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование |
Разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития рынка, его емкости; участие в разработке планов и программ НИОКР и производства, подготовка планов экспортной деятельности на различных рынках. |
2. Организация работ по стандартизации |
Сбор и анализ действующих стандартов, международных норм и правил, касающихся производимой продукции. |
3. Управление технической подготовкой производства 4. Организация производства 5.Управление технологическими процессами |
Разработка
эффективной системы взаимодейс |
6.Оперативное управление производством |
Корректировка планов с учетом реализации продукции имеющихся заказов. |
7.Управление метрологическим обеспечением производства |
Совершение метрологического обеспечения на основе анализа информации о качестве продукции, поступающей от потребителя. |
8. Технический контроль и испытания |
Совершение системы контроля и испытаний на основе информации о качестве продукции, поступающей от потребителя. |
9. Управление кадрами |
Обучение кадров принципам и методам маркетинга. |
10. Управление МТС |
Определение поставщиков с учетом анализа качества их продукции, своевременности выполнения договоров на поставку. |
11.Управление сбытом продукции |
Организация системы товародвижения (товарные запасы, складское хозяйство, транспортировка), организация рекламы, дополнительных услуг, товарных скидок, торговли в кредит, мероприятий в об-ласти поставок, льготных сделок, и т.д. |
12. Управление гарантийным обслуживанием |
Анализ претензий покупателей к качеству продукции и обслуживания. |
13. Управление капитальным строительством |
Разработка предложений по расширению или сворачиванию производственных мощностей с учетом прогнозов спроса на продукцию. |
14. Управление финансовой деятельностью |
Обоснование необходимости капиталовложений в развитие производства с учетом изменения внешней среды. |
15. Учет и отчетность |
Оперативный сбор сведений о каналах сбыта, оптовой и розничной торговле, специализированных магазинах. |
16. Экономический анализ |
Анализ положения продукции на рынке, изменяющихся условий в инфраструктуре, соотношении цен, объемов сбыта, заказов. |
С переходом к рынку управление маркетингом приобретает такое же значение, как и управление производством, финансами, кадрами и иными сферами.
Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за деятельность предприятия на рынке, его конкурентоспособность и развитие. Для обеспечения реализации возложенных на службу маркетинга задач, необходимо обеспечить взаимообмен информацией и сотрудничество с основными подразделениями компании.
3.Реализация и контроль маркетинговых планов.
Реализация маркетинговых планов — это процесс перевода планов маркетинга в действия, обеспечивающие достижение маркетинговых целей.
Выполнение маркетинговых планов включает в себя:
1.Программы действий — совокупность мероприятий оперативного планирования, которые должны реализовать службы предприятия для достижения целей маркетинга. В программе действий описано: что должно быть сделано, когда, кем, стоимость, какие решения и действия должны быть для этого скоординированы.
2.Организационные структуры предприятия.
3.Людские ресурсы.
4.Управленческий климат — характеризует обстановку, психологический климат на предприятии, определяемый стилем, методом работы руководителей со своими подчиненными (степень жесткости контроля, поощрение инициативы и делегирования полномочий, реакция на ошибки подчиненных, возможность использования в работе неформальных связей).
5.Культуру организации (корпоративная культура) — систему ценностей и взглядов, разделяемых сотрудниками предприятия и выражающую коллективное отношение к целям предприятия и методам их достижения. Корпоративная культура является одной из основ для реализации стратегии предприятия. Она должна трансформироваться с течением времени, адаптироваться к изменяющимся условиям.
6.Системы решений
и поощрений — формальные и
неформальные рабочие
В настоящее время
наметилась тенденция перехода от функциональной
структуры предприятия к
Управление подразделениями базируется на ряде принципов, в корне отличающихся от принципов построения функциональной структуры:
а)децентрализация интегральной предпринимательской ответственности;
б) организационный проект, ориентированный на потребителя;
в)внутреннее предпринимательство через делегирование полномочий;
г) децентрализация работ, ведущих к интеграции стратегической и оперативной ответственности;
д) регулирование внутренних отношений на контрактной основе;
е) синергия стратегического управления, корпоративная культура и концепция «самоизучающей» организации.«Самоизучающая» организация — организация, постоянно находящаяся в процессе перестройки и адаптации к меняющимся условиям.
Задачи концепции управления подразделениями:
1.Использовать стратегию корпорации, нацеленную на активные действия, через создание способных к нововведениям и приспосабливающимся к условиям рынка предпринимательских подразделений (buisness units) — стратегических бизнес-единиц.
2.Организовать процесс
внедрения нововведений путем
установления непосредственных
связей между отделом
3.Нацелить персонал
корпорации на нужды
4.Расширять возможности
высшего руководства в решении
действительных задач
5.Оптимизировать функции
обеспечения и обслуживания
По мере усложнения и роста организации система маркетинга на предприятии проходит следующие этапы развития:
1)простой отдел сбыта — для небольших компаний;
2)отдел сбыта, выполняющий
функции маркетинга; по мере роста
отдел сбыта начинает
3)самостоятельный отдел маркетинга — отдельные отделы по сбыту и маркетингу, тесно связанные между собой;
4)современный отдел
маркетинга, отделы маркетинга и
сбыта объединяются под
5)эффективная маркетинговая ко
Маркетинговая информационная система (МИС) — совокупность
персонала, оборудования и процедур, предназначенная
для сбора, обработки, анализа и распределения
своевременной и достоверной информации,
необходимой для принятия маркетинговых решений
Информация о работе Организация маркетинга на промышленных предприятиях