Организация маркетинга в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Маркетинг – это деятельность в сфере организации производства и сбыта продукции, направленная на выявление запросов потребителей. Ее цель – оперативно ориентировать производство на их удовлетворение. Основу маркетинга составляют процессы исследования и прогнозирования емкости рынка, цен, товарной конъюнктуры, установление возможных потребителей и производителей, изучение внутренней и внешней среды развития рынка, и в итоге – разработка, производство и сбыт товаров, пользующихся спросом. Маркетинг ориентирует производителя на выпуск нужной потребителю продукции в достаточном количестве и ассортименте.

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Самарский государственный  архитектурно-строительный университет

Кафедра Теоретической  экономики и экономики недвижимости

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Маркетинг в строительстве»

на тему:

«Организация маркетинга в строительстве»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Муратова Д.А.  

студентка 4 курса ЭС-91 ИЭФ 

проверила: Вильгута О.Ф.  

оценка:     

 

 

 

Самара, 2013 г.

 

Введение.

Маркетинг – это деятельность в сфере организации производства и сбыта продукции, направленная на выявление запросов потребителей. Ее цель – оперативно ориентировать производство на их удовлетворение. Основу маркетинга составляют процессы исследования и прогнозирования емкости рынка, цен, товарной конъюнктуры, установление возможных потребителей и производителей, изучение внутренней и внешней среды развития рынка, и в итоге – разработка, производство и сбыт товаров, пользующихся спросом. Маркетинг ориентирует производителя на выпуск нужной потребителю продукции в достаточном количестве и ассортименте. Без маркетинга не может стать производительной никакая деятельность предприятия. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга – цель любой деятельности по маркетингу. Маркетинг распространился практически на все области жизнедеятельности – сферу материального производства, торговлю, общественную деятельность, науку, искусство.

Основу маркетинга составляет всестороннее изучение рынка, включающие: изучение качества товара, услуг, его эксплуатационных характеристик и их соответствия требованиям потребительского рынка; определение емкости товарного рынка; изучение форм и методов сбыта товаров. Это цельная философия, стратегия и тактика организации и управления производственной и коммерческой деятельностью предприятия, направленная на удовлетворение конкретных групп на пути продвижения товара, услуги на рынок.

Возможными участниками  маркетинга является: конечный потребитель, розничная торговля, оптовая торговля, специалисты по маркетингу, производитель или обслуживающая организация, организации – потребители.

В целом тактика маркетинга должна обеспечивать устойчивый уровень  прибыли для производителя, быстрое  реагирование на изменение рыночной конъюнктуры, принятие эффективных мер в ответ на действия конкурентов.

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Маркетинговая концепция  управления строительными организациями  в инвестиционно – строительном комплексе (ИСК) представляет собой совокупность целевых основ управления предпринимательской деятельностью организаций строительного профиля, ориентированных на производство и реализацию строительных товаров, услуги работ в зависимости от характеристик потребительского спроса и рыночной конъюнктуры. Наиболее интересна концепция управления, базирующаяся на моделировании платежеспособного спроса. Она выражает современное содержание маркетинга применительно к условиям насыщенного рынка и активной конкурентной среды, защищенной от монопольного положения государственным регулированием, в частности антимонопольным законодательством.

Фундаментальным принципом  маркетинга является подход, предполагающий интеграцию двух видов деятельности - всестороннего изучения структуры, процессов и закономерностей  потребительского спроса и активного воздействия на рынок, а также существующий спрос, формирование потребительских предпочтений.

В теоретической модели оба направления являются равновесомыми. Приоритеты в решении тех или иных задач могут расставляться только на тактическом и оперативном уровнях. Однако в ИСК уже на концептуальном уровне важно корректировать соотношение адаптивных и воспроизводящих действий, ибо строительство относится к числу наиболее капиталоемких отраслей. Уже на стадии проектирования ставятся задачи по активизации потребительского спроса и поиску возможных инвесторов среди предполагаемых потребителей. В этой связи обычно возникает необходимость коммерческой рекламы еще не созданного продукта. Таким образом, можно говорить о некотором доминировании функции воспроизводства спроса и ее определяющем характере, позволяющем активизировать инвестиционный поток.

Методы формирования спроса на строительную продукцию имеют  свою специфику, в частности, реклама - основной инструмент коммуникативной  политики - никогда не ограничивается информационной насыщенностью, на всех стадиях жизненного цикла продукта она имеет элементы коммерческой пропаганды и использует средства активного воздействия на потребителя.

В деятельности российских строительных организаций используются различные виды маркетинга:

  • распределительный маркетинг связан с организацией процесса распределения и сбыта продукции, транспортировки и монтажа строительных конструкций и оборудования, а также с рекламной деятельностью;
  • функциональный маркетинг предполагает создание системы организационно-технических и коммерческих функций организации, связанных с производством и реализацией продукции, изучением рынка, стимулированием продаж, ценовой политикой. Принципы функционального маркетинга используются большинством строительных организаций в современных рыночных условиях;
  • управленческий маркетинг предполагает становление рыночной концепции управления созданием, производством и реализацией строительной продукции на основе комплексной информации о рынке. Это наиболее законченная форма маркетинга, он используется преимущественно крупными финансово-строительными структурами.

Развитие рыночных процессов  требует расширения сферы применения управленческого маркетинга, в частности, использования его принципов  в системе малого предпринимательства, где ставятся задачи овладения рынком в условиях "жесткой" конкуренции.

Рассматривая маркетинг  как рыночную концепцию управления строительной организацией, следует  отметить необходимость использования  программно-целевого метода, позволяющего повысить эффективность управленческого процесса. Практическая маркетинговая деятельность концентрируется на разработке комплексных программ по созданию, производству и реализации на выбранных сегментах строительной продукции, работ и услуг. Комплексные маркетинговые программы строятся с учетом ориентации деятельности организации на долгосрочную перспективу и включают совокупность последовательных моделей предвидения развития рынка и проведения строительной организацией стратегических, тактических и оперативных планов.

Концепция маркетинга - это  интегрированная, ориентированная  на потребителя философия ведения дел организации или человека. Широко используются пять концепций маркетинга: производственная, товарная, сбытовая, традиционного и социально-этического маркетинга.

В ИСК наибольшее развитие получила производственная концепция (или концепция совершенствования производства), в рамках которой обеспечивается массовое производство строительной продукции, реализуемой по низкой цене. При этом решаются задачи снижения себестоимости СМР как фактора снижения цены на строительную продукцию. Руководство строительной организации в этом случае прилагает усилия для обеспечения большой серийности и продажи товара через разнообразные точки сбыта. Эта концепция применяется, когда:

  • основная часть реальных и потенциальных потребителей на рынке имеет ограниченный доход;
  • спрос на данный товар превышает предложение и часть потребителей, которым не нравится предложенный товар, покупают его, удовлетворяя ненадолго свои потребности;
  • в условиях производства, особенно новой продукции, себестоимость велика и требуется найти способ ее быстрого снижения для достижения необходимой доли на рынке.

В практике строительной предпринимательской деятельности широко используется и концепция традиционного маркетинга, особенно в сфере промышленного, аграрного, дорожного строительства, строительства общественных зданий и сооружений, осуществляемого в строгом соответствии с потребительским спросом.

Основные постулаты  данной концепции:

  • производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;
  • любить потребителя, а не свой товар;
  • не продавать товары, а удовлетворять потребности;
  • изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;
  • увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности организации;
  • адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;
  • оценивать воздействия конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к организации;
  • ориентироваться на долгосрочную перспективу и рассматривать потребности потребителей в широком плане.

Крупные строительные корпорации осуществляют попытки внедрения товарной и социально-этической концепций. Последняя, по нашему мнению, более плодотворна с точки зрения укрепления стратегических позиций организации. Особенностью маркетинга как социально-экономического процесса является не только удовлетворение потребностей потребителя, но и создание общественного мнения по отношению к функционирующему бизнес-субъекту, его имиджа и социального престижа.

Современный маркетинг  предлагает еще одну - сервисную концепцию. Она пока не получила достаточного теоретического обоснования, однако, ее основные характеристики очерчены ведущими специалистами отечественной и зарубежной научных школ. Специфика сервисной концепции маркетинга - концентрация внимания на оказании услуг по обслуживанию процесса эксплуатации товара в течение всего срока его службы. Ее использование целесообразно в агропромышленном строительстве, коттеджном домостроении, строительстве малоэтажных секционных домов и специализированных сооружений. Строительная организация может ориентировать свою деятельность на эксплуатацию зданий, сооружений, систем и оборудования, проведение ремонтных работ и модернизации по мере физического и морального износа.

Сервисное производство подчеркивает единство процесса производства и последующей эксплуатации продукта, охватывая весь период его жизненного цикла, вплоть до исчерпания резервов физического и морального износа. Сервисные услуги следует отличать от услуг, предоставляемых непроизводственной сферой. Услуга непроизводственной сферы представляет собой особый вид товара и формируется в рамках определенного цикла, который может рассматриваться как производственный. Сервисное производство выступает, как дополнительный элемент, который при определенных условиях может доминировать в цепочке "производство - потребление". На международных рынках часто сервисные услуги становятся источником конкурентного преимущества. На отечественном рынке одна из первых девелоперских компаний ОАО "Росстро" в середине 90-х гг., с целью обеспечения качественного и своевременного технического и коммунального обслуживания построенных зданий создала департамент эксплуатации зданий и сооружений, основной задачей которого является обслуживание жилых домов.

В настоящее время  этой корпорацией создано более  двух десятков домохозяйств. Каждое из них объединяет по 3-4 многоквартирных  жилых здания, которые обслуживают порядка 300 специалистов. Будущее сервисное обслуживание строящегося дома декларируется на начальном этапе строительства, и будущие собственники ставятся в известность о порядке обслуживания и оплаты еще в начале строительства. Для сервисных компаний не важно, кто выступает в роли застройщика; далеко не все дома, находящиеся на обслуживании, построены группой "Росстро". Многие фирмы еще при закладке нулевого цикла заключают договор на сервисное обслуживание будущего жилого дома.

Идея сервисной концепции  маркетинга в ИСК была реализована  строительным объединением "ЛенСпецСМУ". Так, например, отдельную крупную  нишу в структуре ССМО "ЛенСпецСМУ" занимает группа предприятий, выполняющих  только функцию предоставления сервисных  услуг (ООО "Товарищество собственников жилья "РЭМЭКС"). К 2005 г. в составе корпорации планируется создать более 50 таких организаций.

Сервисную концепцию  маркетинга осваивают также "Петротрест", а в области сельского строительства - ОАО "ПСО "Леноблагрострой".

В конкретных условиях рыночной конъюнктуры могут сложиться  предпосылки для узкопрофильной ориентации строительной организации (например, ремонтные и эксплуатационные услуги). Такая ориентация оправдана  при наличии сегмента, нуждающегося в этих услугах. При освоении узкого сегмента строительная организация может столкнуться с резким обострением конкуренции, риском, связанным с быстрым насыщением потребностей или ухудшением финансового состояния потребителей. Однако маневренность организации позволяет компенсировать негативное влияние этих факторов за счет сокращения сроков перепрофилирования и концентрации на других сервисных услугах.

Выбор концепции маркетинга зависит от профиля строительства  и масштабов строительных организаций. Зависимость между этими факторами можно представить в матричной форме (см. табл.).

В соответствии с международными стандартами "жизненный цикл" продукции состоит из 11 этапов (так  называемая петля качества). Применительно  к объекту данного исследования можно выделить девять укрупненных структурных элементов "жизненного цикла" строительной продукции (см. рис.). Представленная на рис. схема позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, единство процесса производства, реализации и эксплуатации строительной продукции требует  отражения при формировании системы управления организации и является дополнительным основанием для использования сервисной концепции предпринимательства.

Информация о работе Организация маркетинга в строительстве