Основные черты олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Олигополия - это рыночная ситуация, при которой несколько крупных фирм преобладают на рынке.
Основные черты олигополии:
1. В отрасли присутствует две или несколько крупных фирм (обычно до 10).
2. Продукция может быть как однородной, так и дифференцированной.
3. Вход в отрасль ограничен высокими барьерами.

Файлы: 1 файл

mikro_prodolzhenie.docx

— 81.13 Кб (Скачать файл)

ОЛИГОПОЛИЯ

 

  1. Основные черты олигополии.

Олигополия -  это рыночная ситуация, при которой несколько крупных фирм преобладают на рынке.

Основные черты олигополии:

1. В отрасли присутствует  две или несколько крупных  фирм (обычно до 10). 

2. Продукция может быть как однородной, так и дифференцированной.

3. Вход в отрасль ограничен высокими барьерами.

4. Фирмы контролируют цену.

 

Особенности олигополии состоит  в том, что действия фирм взаимосвязаны, т.е. поведение (стратегия) одной фирмы  влияет на поведение другой.  Поэтому  цена и объём устанавливаются  в результате взаимодействия конкурентов (фирм), и их предположений относительно реакции (поведения) других фирм.

По характеру взаимодействия различают:

последовательную  игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника;

одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия конкурентов.

По степени взаимозависимости  олигополистов различают:

некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру;

кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.

 

2. Модели олигополии, основанные на некооперативной  стратегии.

 

Последовательная игра:

1. лидерство по  объему выпуска (модель Штакельберга)

2. лидерство в  ценообразовании (модель остаточного спроса)

Одновременная игра:        

3. одновременной  установление цены (модель Бертрана)                 

4. одновременное  установление объёма выпуска  (модель Курно)

 

В модели Штакельберга рассматриваются две фирмы. Одна из них – лидер, другая – последователь. Фирма – последователь стремится к максимизации прибыли, считая выпуск другой фирмы заданным.

Основным инструментом в  модели являются: кривые реагирования (кривые реакции) и изопрофиты.

Функции реакции показывают те объёмы выпуска каждой фирмы, которые приносят ей максимальные значения прибыли при заданном выпуске соперника (другой фирмы)

QB = f(QA) – функция реакции, которая показывает какой объем выпуска будет поставлять на рынок один олигополист при каждом заданном объеме продукции, поставляемом другим олигополистом.

Линия равной прибыли – изопрофита.

Условием равновесия является равенство: MR = MC и соответствует точке касания самой низкой из возможных изопрофит фирмы лидера с линией реакции фирмы – последователя.

Фирма – лидер выбирает объем выпуска, максимизирующий его прибыль, а фирма последователь выбирает свой объём выпуска, исходя из отраслевого (QB = QO - QA)

 

 

 QB        A   


 


 


                                            Е



                                                                 B

 

                                                                                        QA


             Рис. 6.1 Равновесие в модели Штакельберга

 

Модель лидерства  в ценообразовании:

Ценовое лидерство возникает  в том случае, когда на рынке  действует фирма, обладающая преимуществами перед своими конкурентами (качество продукции, издержки). Механизм ценового лидерства состоит в том, что  фирма-лидер устанавливает рыночную цену на продукт, а  остальные фирмы (последователи) следуют за лидером, принимая его цену как заданную.

Зная рыночный спрос и  предложение своих последователей, фирма – лидер определяет свой спрос как разность между отраслевым спросом и предложением своих конкурентов – остаточный спрос. Кривая остаточного спроса фирмы-лидера находится путем горизонтального вычитания совокупного предложения фирм конкурентного окружения из совокупного спроса отрасли (DL(P) = D (P) – S (P)). Лидер устанавливает цену, а другие фирмы (последователь) выбирает объем выпуска, исходя из этой цены. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-лидер должна прогнозировать поведение фирм. Для фирмы последователя – цена лидера – заданная величина, поэтому фирму последователя рассматривают как конкурентную фирму и Р=МС.

 

Модель одновременной  установление цены предполагают наличие ценового взаимодействия фирм на олигополистическом рынке. Каждая фирма устанавливает свою цену. Модель основана на том, что фирма принимает решение об объёме выпуска, исходя из предположения, что фирма-конкурент не изменит цену. В результате устанавливается цена, которая соответствует условию Р = МС

     

Модель Курно  предполагает, что на рынке только две фирмы. Каждая фирма предполагает, что цена и объём производства неизменны, а затем принимает решение по объёму производства. Равновесие в модели показывается с помощью кривых реакций. Точка равновесия – это точка пересечения кривых реакций.

Равновесие по Курно является равновесием по Нэшу.

Равновесие по Нэшу – это такое равновесие, когда ни одно предприятие не хочет изменить своего поведения в одностороннем порядке, поскольку он оказывается наилучшим.

Равновесие по Курно является стабильным, т.е. способно к самовосстановлению в случае нарушения по внешним причинам.

 

  1. Модели олигополии, основанные на кооперативной стратегии

(модель картеля).

 

Картель – это форма  сговора нескольких фирм, которые  действуют как одна большая монополия, согласуя выпуск продукции и цены. Цель сговора – увеличение  совокупной (отраслевой) прибыли. Действует подобно монополисту и устанавливает цену и объём, исходя из правила MR=MC. Именно такое условие удовлетворяет всем членам картеля, при условии, что издержки у них одинаковые

 

  1. Модель теории игр.

 

Анализирует стратегическое взаимодействие фирм. Поведение фирм рассматривается как игра. Выбирается доминирующая стратегия – стратегия в игре, дающая лучшие результаты независимо от стратегии, выбранной другим игроком.

 

  1. Устойчивость цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

 

Развитие модель Курно получила в модели ломаной кривой спроса (Р. Холла, С. Хитча) – в которой анализируется изменение цены. Модель основано на том, что конкуренты всегда будут реагировать на снижение цены фирмой таким же снижением и не реагировать на увеличение цены, оставляя  свои цены неизменными.

Кривая спроса будет иметь «перегиб». Если цена увеличивается, то спрос более эластичен, и фирма теряет часть своих покупателей. Если цена уменьшается, то спрос менее эластичен. Ожидание реакций фирм на изменение цены заставят фирмы независимо не изменять цену, и они будут продавать продукцию по одинаковым ценам.

В результате делается вывод: цены на слабо дифференцированную продукцию  могут быть одинаковыми и относительно стабильными.

 

Тема7: Рынки ресурсов.

  1. Рынки ресурсов и их особенности.
  2. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурсов. Предельные издержки ресурса.
  3. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы и факторы ее определяющие.
  4. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.
  5. Особенности ценообразования на рынках ресурсов. Условия максимизации прибыли на различных типах рынков ресурсов.

 

1.Рынки ресурсов  и их особенности.

Специфические черты  рынка  ресурсов:

1.Спрос и предложение  на рынке ресурсов охватывает  классические факторы производства: труд, земля и капитал.

2.Фактор  предпринимательские  способности не учитывается.          

3. Цена ресурсов, которую готовы заплатить предприниматели за них является доходом для  владельцев этих ресурсов.

4.Цена на ресурсы определяет  структуру расходов предпринимателя. 

5.Некоторые факторы производства  имеют текущую оценку и оценку  во времени. 

6. На рынках ресурсов спрос на ресурсы предъявляют фирмы, а предложение – домашние хозяйства.

 

  1. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурсов. Предельные издержки ресурса.

 

Особенности спроса на ресурсы:

1. Это вторичный (производный)  спрос, который зависит от спроса  на товар, производимый с помощью  данных ресурсов.

2. Спрос на ресурс зависит  от его производительности ресурса. 

3. Все ресурсы взаимосвязаны: взаимозаменяемые  или  взаимодополняемые.

 

Производный спрос  на ресурсы зависит:

а) от производительности данного  ресурса при создании продукта;

б) от цены товара, произведенного с помощью этого ресурса.

 

Особенности предложение  ресурсов:

1. Предложение зависит от специфики каждого фактора производства.

2. Предложение определяется: относительной редкостью данного ресурса;

                                                      степенью мобильности данного ресурса.

 

Результаты производства при использовании ресурсов:

МРх – предельный продукт переменного фактора – это дополнительный продукт, полученный в результате использования одной дополнительной единицы переменного фактора (ресурса).

МRа – предельный доход – это доход от продажи дополнительной единицы товара.

МRРх - предельная доходность ресурса – это общая выручка от дополнительного использования переменного фактора производства. Она равна: предельный продукт переменного фактора умножаем на предельный доход товара.

            МRРх = МРх × МRа        или    МRРх =

                       Х – ресурс    а -  товар

 

VМРх – предельная доходность ресурса в стоимостном выражении. – это стоимость дополнительной единицы товара, произведенной дополнительной единицей ресурса.  Она равна: предельный продукт ресурса умножаем на цену товара.

VМРх = МРх × Ра

 

Затраты предпринимателя  на покупку ресурсов – это его  издержки.

МRС – предельные издержки ресурса – это затраты на покупку одной дополнительной единицы ресурса.

 

3.Рыночный спрос  на ресурсы.

 Эластичность  спроса на ресурсы  и факторы  ее определяющие.

 

Рыночный спрос – сумма объемов спроса всех отраслей на данный ресурс при данной цене (суммирование по горизонтали при данной цене).

Отраслевой спрос – сумма объемов спроса на данный ресурс  отдельных фирм в рамках отрасли.

Если в отрасли одна фирма, то отраслевой спрос совпадает  со спросом фирмы. Если много, то определение  отраслевого спроса усложняется. Кривая спроса на ресурс имеет нисходящий характер.

Эластичность  спроса на ресурс – степень изменения спроса на ресурс при изменении его цены.

Спрос на ресурсы обладает различной эластичностью, которая  зависит от следующих факторов:

  1. от эластичности спроса по цене на главный продукт. Здесь зависимость прямая.
  2. от доли ресурсов в издержках фирмы. Чем выше доля ресурсов, тем эластичность больше.
  3. от количества ресурсов заменителей, чем их больше, тем эластичность больше.
  4. от цены на сам ресурс. Спрос более эластичен на те факторы производства, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену.
  5. от степени доходности фирмы и ее стремлении к новизне. Чем выше эти показатели, тем меньше эластичность спроса фирмы на ресурсы.

 

  1. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.

 

 Совершенная  конкуренция.

 Спрос на ресурсы на конкурентных рынках факторов производства.

Свободный рынок характеризуется  тем, что для каждого отдельного продавца и покупателя на рынке ресурсов цена является заданной величиной, т.е. масштабы закупок ресурсов не влияют на уровень цен.

МRРх = МРх х МRа      при свободной конкуренции МRа = Ра

VМРх = МРх   х Ра      или    МRРх = VМРх

Цена ресурса постоянна, а предельный продукт МРх падает согласно действия закона убывающей доходности факторов производства, поэтому предельный доход ресурса МRРх  падает.

Информация о работе Основные черты олигополии