Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, реферат
Одним из самых влиятельных направлений психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале XX века бихевиоризм (от английского слова behaviour – поведение), основоположником которого является Дж. Уотсон. Он определял бихевиоризм как сугубо объективную ветвь естественной науки, ее теоретическая цель – предсказание поведения и контроль за ним. Бихевиористы считали что, такие понятия, как «сознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, то есть субъективны; наука же с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.
Введение…………………………………………………………………….3
Основные концепции представителей школы бихевиоризма………..4
Практическая ценность теорий бихевиоризма для управления организационным поведением………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….19
Контрольная работа
по организационному поведению
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Одним из самых
влиятельных направлений
1. Основные концепции
Поведенческая концепция Б.Ф. Скиннера
Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом, но влияние его работ выходит далеко за пределы профессиональной психологии. Пожалуй, никто из ученных со времен Фрейда не испытывал такой жесткой критики и не был настолько почитаем в одно и то же время. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему ментальному, субъективному, то есть ко всему тому, что он называл «надуманными объяснениями», заставило его сосредоточить внимание на внешних формах поведения и попытаться сформулировать методы наблюдения, измерения, предсказания и понимания поведения людей и животных. Поведение, неважно насколько сложное, может быть исследовано точно так же, как и другие достойные внимания феномены. Целью научного анализа является изучение поведения во всех его проявлениях. Для Скиннера это включало все то, что предшествовало поведению, все то, что было реакцией на него, все следствия и результаты реакции. Поведением Скиннер считает все то, что совершает организм, при условии, что эти действия являются видимыми. Исчерпывающий анализ поведения должен также учитывать генетическую наследственность организма и, кроме этого, все предыдущие модели поведения, имеющие отношение к тому, которое изучается. Он утверждал, что должно изучаться поведение, и только поведение, как нечто отличное от внутренней жизни, оно может быть полностью описано; а это значит, что его можно наблюдать и изучать при помощи измерительных приборов.
Личность, по
определению Скиннера, есть набор
поведенческих шаблонов. Различные
ситуации вызывают разную реакцию. Реакция
индивидуума зависит
Надуманные объяснения – так Скиннер называл термины, которые противники бихевиоризма употребляют для описания поведения. По его мнению, эти понятия используются, когда люди не осознают причин сложного поведения, не подозревают о процессах, которые предшествуют данному поведению или являются его следствием. Примерами надуманных объяснений, по Скиннеру, могут служить такие категории, как свобода, автономный человек, достоинство, творчество. Категорию личности Скиннер также относил к группе надуманных объяснений. Если мы не в состоянии указать на причины, определяющие поведение индивида, то говорим, что он сам несет за него ответственность. Следовать такому ходу мыслей достаточно сложно, ибо что-то в нас говорит: «Нет! Я – личность!». На это Скиннер ответит вам, что ваша реакция полностью обусловлена. Выявление тех факторов, которые меняют поведение или оставляют его неизменным, - один из основных вкладов, сделанных Скиннером в развитии бихевиоризма. Он говорил, что в науке нет места понятию личности как первоосновы или инициатора действия.
Респондентное поведение – это поведение, возникающее в ответ на что-то. Организм автоматически реагирует на определенные возбудители. Колено судорожно дергается, когда бьют по коленному сухожилию; при повышении внешней температуры тело начинает потеть и т.п. Павлов выяснил, что определенные рефлекторные процессы могут быть обусловлены. В своем классическом эксперименте после того как Павлов совместил подачу еды и звонок колокольчика, слюноотделение у собаки начиналось при звуковом сигнале и без наличия какой-либо еды. Точно так же, как и у собаки Павлова, наше слюноотделение может быть вызвано входом в ресторан или звуком обеденного гонга. Рекламодатели, связывающие привлекательного человека на экране или на плакате с определенным товаром, пытаются всего–навсего сформировать у зрителя ассоциацию и вызвать четко запланированную реакцию. Они рассчитывают, что в результате подобного сопоставления потребители будут позитивнее реагировать на этот товар. Эти реакции составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулом, а выделяются организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными.
Оперантное обусловливание. Оперантоное поведение – это поведение, возникающее спонтанно. «Оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, которые за ним следуют». Обусловливание какого-либо действия зависит от того, что происходит после прекращения этого действия. Некоторые аспекты оперантного поведения иллюстрирует следующий пример. Отец пытается научить свою дочь плавать. Дочь обожает купаться, но не хочет или боится намочить голову и опасается выдыхать воздух под водой. Это существенно мешает процессу обучения. Отец обещает дать девочке конфету только после того, как девочка намочит всю голову. Когда дочь идет и на это, отец ставит условием сделать под водой выдох. Шаг за шагом она будет менять свое поведение под влиянием грядущего вознаграждения и в результате научится плавать.
Оперантное обусловливание – это процесс формирования и поддержания частной модели поведения вытекающими из этой модели последствиями. В расчет берется не только то, что предшествовало поведению, но в основном то, что за ним последует. В случае с отцом и дочерью отец обусловливал поведение девочки тем, что давал сладости после определенных действий с ее стороны. Если за определенным поведением следуют определенные последствия, то очень высока вероятность того, что это поведение проявится вновь, а вытекающие из него одни и те же последствия вполне можно назвать подкреплениями.
Широкие исследования факторов, влияющих на оперантное поведение, привели к следующим выводам:
1. Обусловливание может иметь и имеет место, когда мы о нем не подозреваем. Например, результаты исследования показали, что обусловливание может происходить у людей «в состоянии сна, в состоянии пробуждения, то есть в то время, когда субъект не осознает, что реагирует на появившийся раздражитель».
2. Обусловливание реально осуществляется, даже когда мы знаем о нем. Осознание того факта, что наше поведение может быть обусловлено даже тогда когда мы знаем, что этот процесс идет и мы ему противимся, приводит в замешательство.
3. Обусловливание более эффективно, когда человек о нем знает и подстраивается под него, начинает сотрудничать.
Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.
Подкрепление. Подкреплением является любой стимул, который проявляется вслед за каким бы то ни было действием и увеличивает или поддерживает вероятность дальнейшего появления именно такого действия. В примере с ребенком, обучающимся плаванию, подкреплением были сладости. Подкрепление может быть как положительным (позитивным), так и отрицательным (негативным). Позитивное подкрепление увеличивает вероятность повторение того действия, после которого оно проявилось. Негативное подкрепление усиливает то поведение, которое уменьшает или уничтожает вероятность появления подобного подкрепления. Негативное подкрепление по своей сути нежелательно для человека. Оно является тем самым стимулом, от которого человек или животное стремится избавиться.
Скиннер выделял
первичные подкрепления - это стимулы,
которые заложены в нас с рождения.
Им не надо учиться в процессе жизнедеятельности,
они присутствуют изначально. Как
правило, первичные подкрепления тесно
связаны с физическими
Режим подкрепления. Как часто и как регулярно новое поведение подкрепляется, как быстро это поведение запоминается и как долго и часто оно будет повторяться потом? Долгосрочное, или регулярное, подкрепление повышает скорость запоминания нового поведения. Дискретное, или нерегулярное, подкрепление создает более стабильное поведение, то есть поведение, которое будет воспроизводиться даже после того, как подкрепление перестанет действовать или будет действовать очень редко. Если подкрепление предопределяет правильную реакцию, то обучение данному поведению упрощается или ускоряется. Это гораздо эффективнее, нежели наказание (аверсивный контроль), так как действие подкрепления избирательно направляет поведение на достижение заранее выбранной цели.
Контроль поведения. Скиннер был поглощен исследованием возможностей контролировать поведение. Согласно Скиннеру, мы все находимся под контролем того мира, в котором живем и тот, кто научится изменять внешние обстоятельства, сможет контролировать поведение.
Факторы, способствующие
и препятствующие личному развитию.
Степень развития, по Скиннеру, отражает
способность ослабить воздействие
неблагоприятных условий и
Невежество.
Скиннер подразумевает под
Функциональный анализ – это исследование причинно – следственных связей. Он рассматривает все стороны поведения как функцию определенных обстоятельств (переменных), которые можно описать физическими терминами. Таким образом, поведение и его причины можно определять, не прибегая к надуманным объяснениям. Точное описание поведения помогает нам делать правильные предсказания будущего поведения и усовершенствовать анализ подкреплений, приводящих к этому поведению. Чтобы понять самих себя, мы должны признать, что наше поведение не является ни случайным, ни произвольным, но представляет собой целенаправленный процесс, который может быть описан в тех условиях, в которых он происходит.
Наказание не
дает информации о том, как что-то
можно сделать правильно. Оно
не соответствует запросам ни того
человека, который налагает наказание,
ни того, который наказанию
С тем же связана и другая проблема: наказание избирательно подкрепляет модель поведения наказывающего. Например, шантажист пугает разоблачением до тех пор, пока жертва не заплатит требуемую сумму; заплатив, жертва избавляется от угроз (но подкрепляет подобную практику поведения со стороны шантажиста).
Скиннер делает вывод, что, хотя и есть смысл изредка использовать наказание для подавления в высшей степени нежелательного поведения или поведения, могущего привести к травмам или смерти, тем не менее гораздо более предпочтительным является подход, создающий определенные условия, в которых вырабатывается иной, новый стиль поведения и этот стиль, являясь социально приемлемым, быстро заучивается и закрепляется.
Итак, положительные или отрицательные последствия регулируют поведение. Это основа скиннеровской теории; он предложил, что любое поведение может быть понятно как нечто, обусловленное позитивными и негативными подкреплениями. Более того, Скиннер утверждал, что возможно объяснить любое поведение, если обладать знаниями обо всех предшествующих подкреплениях.
Теория социального научения
В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения.
Согласно теории социального научения Д. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:
1) поведенческий потенциал – каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течении жизни; 2) на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению); 3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги, или более чувствителен к наказанию и т.п.); 4) на поведение человека влияет его «локус» контроля – экстернал либо интернал. Экстерналы возлагают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни.
Информация о работе Основные концепции представителей школы бихевиоризма