Основные концепции представителей школы бихевиоризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Одним из самых влиятельных направлений психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале XX века бихевиоризм (от английского слова behaviour – поведение), основоположником которого является Дж. Уотсон. Он определял бихевиоризм как сугубо объективную ветвь естественной науки, ее теоретическая цель – предсказание поведения и контроль за ним. Бихевиористы считали что, такие понятия, как «сознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, то есть субъективны; наука же с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Основные концепции представителей школы бихевиоризма………..4
Практическая ценность теорий бихевиоризма для управления организационным поведением………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

орг. поведение.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»: 1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации – это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.; 3) защитные поведенческие реакции – используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание и т.п.); 4) техники избегания – поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т.п.; 5) агрессивные поведенческие реакции – это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т.п.

По мнению Бандуры, существуют четыре основных условия, которые определяют формирования у  человека уверенности в том, что  он может и чего не может сделать:

  1. прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;
  2. самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;
  3. повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);
  4. (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Итак, по мнению Бандуры, одна из главных причин, сделавших  нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки. В рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности – с другой стороны. Ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках данного подхода формулируется следующим образом: потому что в процессе воспитания этих людей поощряли за агрессивное поведение, их окружение состояло из агрессивных людей и само агрессивное поведение для них является субъективно значимым и доступным.

Типология поведения по Макгвайру

Согласно  концепции американского психолога  Макгвайра классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Какой-либо поступок человека может быть результатом ответной реакции на внешние воздействие (реактивное поведение) либо проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение). Целью поступка человека может быть сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо приобретение нового качества, новых результатов (развитие). Закончиться поступок может при достижении желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижение согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.

  1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой при помощи перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потери значимой информации.
  2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты, которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
  3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людей самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
  4. Привычное поведение – удовлетворение от привычного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
  5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
  6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиями (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
  7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
  8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, поддержание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
  9. Уравновешивающее поведение – когда человек одновременно имеет противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать путем изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
  10. Освобождающее поведение – человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния при помощи активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от среднепривлекательных целей, уступчивость).
  11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
  12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
  13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
  14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
  15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
  16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

 

2. Практическая  ценность теорий бихевиоризма  для управления организационным  поведением

Теории бихевиоризма имеют большую практическую ценность для управления организационным  поведением. Концепция позитивного  и негативного воздействия на оперантные реакции прямо связана с проблемами менеджмента. Ее можно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежелательное, она помогает объяснять многие поведенческие реакции человека в организации, а также механизм системы поощрений и наказаний для управления организационным поведением. Используя такие регуляторы поведения людей на производстве, как денежное вознаграждение, повышение или понижение в должности, престиж статус, отношение к работнику его коллег и другие, можно оказывать влияние на сотрудников организации, вызывая желаемые поступки или предотвращать нежелательные. Особая роль в концепции позитивного и негативного воздействия отводится обратной связи. Должным образом использованная обратная связь является ценным орудием менеджмента, помогающим формировать и сохранять положительные поведенческие реакции, а также устранять и предупреждать отрицательные, Менеджер может похвалить подчиненного за хорошую работу, поинтересоваться его мнением по тому или иному вопросу и это будет хорошим стимулом для сотрудника. Точно также он может наказать виновного и навести порядок там, где это необходимо.

Концепцию Скиннера дополняет теория Роттера о влиянии на поступки людей соответствующего подкрепления (ожидаемой выгоды) за тот или иной образ действий. Роттер ввел понятие «ожидание» - то ест уверенности или субъективной вероятности того, что определенное поведение будет подкреплено (вознаграждено) соответствующим образом.

Практическую  направленность имеет и теория Бандуры, в основе которой лежит идея о  влиянии поведения коллектива и  руководителя на поведение отдельного работника. Наблюдая и имитируя ролевые  модели в окружающей рабочей среде, сотрудники организации получают значительные объемы информации об эффективном поведении в процессе труда и строят на основе этого соответствующее поведение. 6 свою очередь те, за кем наблюдают, также корректируют свои действия. Таким образом, в организациях существует формальный и неформальный двухсторонний обмен информацией между работниками и менеджментом. При этом сотрудники концентрируют свое внимание на действиях менеджеров, а не на их словах Следовательно, руководители должны всегда помнить о том, что их поступки воспринимаются подчиненными как ролевая модель поведения.

О влиянии  поведения организации на поведение  отдельного работника свидетельствуют  также выводы из коллективной рефлексологии  Бехтерева. В общении людей друг с другом, по мнению видного русского ученого, совершаются процессы взаимовнушения и взаимоподражания.

Теория Айзенка, особенно разработанный им личностный опросник, позволяет не только определить, к какому типу относится тот или иной человек (экстравертному или интровертному), каков уровень его психической устойчивости или неустойчивости, но и задуматься о самом понятии темперамента, о формах поведения работника в коллективе и степени его конфликтности.

Многое для  правильного понимания личности дают исследования бихевиористов о чертах характера и их структуре. Например, положение Олпорта и Кеттела о том, что не бывает двух одинаковых людей, требует от менеджера индивидуального подхода к каждому сотруднику. В целом представители школы бихевиоризма сделали самые существенные открытия в области оценки личности, черт ее характера, а также в обосновании влияния окружающее среды на поведение человека.

 

 

 

 

Заключение

Данная работа была посвящена изучению бихевиоризма как одного из наиболее влиятельных  направлений психологии XX века.

Мы рассмотрели общие представления о бихевиоризме как психологической концепции личности. Так поведенческая концепция Б.Ф. Скиннера рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Он считал, что следует изучать прежде всего поведение человека. В отличие от мышления и переживаний, поведение человека можно наблюдать, измерять, анализировать. Поскольку он не доверял субъективному, ментальному толкованию поведения, а также объяснению через обстоятельства, он основывал свои идеи на поведении людей и животных, которое поддавалось наблюдению. Также он полагал, что поведение человека определяется факторами генетики и окружения. Предполагается, что события будущего можно предсказать, исходя из событий прошлого.

Скиннер пришел к выводу о том, что человека можно  научить проявлять практически  любой тип поведения, свойственный людям или животным, и проявлять  его так часто, насколько потребуется  в выбранном направлении. Исследование переменных, влияющих на оперантное научение, показывает что научение достигается и без осознания, но наиболее эффективным оно оказывается, когда субъект осознает его и взаимодействует с теми, кто с ним работает.

Позитивные  и негативные последствия контролируют поведение человека. Если мы располагаем  достаточными знаниями о прежних  подкреплениях, мы можем объяснить  любой человеческий поступок. Насколько  быстро можно обучить определенному  типу поведения и как часто  этот новый тип поведения будет  проявляться зависит от того, насколько регулярно и часто подкрепляется данный тип поведения. Постоянное подкрепление увеличивает скорость научения новому типу поведения.

В работе также  рассматривалась теория социального  научения Д. Роттера, в которой для объяснения поведения человека Д. Роттер вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. В рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности – с другой. То есть ответом на вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках данного подхода формулируется следующим образом: потому что в процессе воспитания этих людей поощряли за агрессивное поведение, их окружение состояло из агрессивных людей и само агрессивное поведение для них является субъективно значимым и доступным.

Также мы рассмотрели  типологию поведения по Макгвайеру. Согласно которой классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей и ситуации. Макгвайер определяет потребность как переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо. Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999 – 384 с.
  2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 288 с.
  3. Торндайк. Э. Процесс учения у человека. – М.: Просвещение, 1935 – 496 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с. – (Большая университетская библиотека).
  6. Р. Фрейджер и Д. Фейдимен. Личность. – СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2004. – С. 254 – 277.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-На-Дону: Феникс, 2001. – С. 68 – 72.
  8. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.283 – 285.
  9. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 47 – 52.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 49 – 53.
  11. Толмен Э. Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 47-54.
  12. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 34-44.

 


Информация о работе Основные концепции представителей школы бихевиоризма