Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2015 в 15:50, контрольная работа
Исследования маркетинга представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований маркетинга служат общенаучные и аналитико-прогностические методы. Информационное обеспечение складывается из кабинетных и полевых исследований, а также из различных источников информации (внутренних и внешних, собственных и платных и др.).
Введение 3
1. Сущность и основные направления маркетинговых
исследований 5
2. Методы проведения маркетинговых исследований 10
3. Процедура маркетинговых исследований 14
4. Способы сбора информации при проведении маркетинговых
исследований 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
4. СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
При проведении маркетинговых исследований для сбора информации используют следующие основные методы: наблюдение, опрос и эксперимент.
Наблюдение является наиболее простым методом исследования, как правило, дает наименее удовлетворительные результаты. Наблюдение используется для достижения поисковых целей, обычно связанных с оценкой сложившейся ситуации, поиском полезных идей. С помощью наблюдения изучают и фиксируют как настоящее поведение людей, так и результаты прошлого поведения, обычно в реальных условиях.
Для наблюдения характерно отсутствие непосредственной связи с исследуемой аудиторией, использование специальных зеркал или скрытой камеры.
Результаты наблюдения в значительной степени зависят от квалификации и объективности наблюдателя. Основные недостатки связаны с тем, что данный метод не дает возможности получить информацию о психологических особенностях потребителей, внутренних мотивах поведения, процессах принятия решений.
Опрос эффективен при проведении исследований, связанных с достижением описательных целей. Данный метод представляет собой сбор необходимой информации непосредственно от опрашиваемых лиц. Опросы проводятся для получения информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п. Это один из важнейших методов выявления и фиксирования факторов, характеризующих процессы формирования и развития спроса, товарного предложения, всей конъюнктуры рынка.
Эксперимент используется для выявления причинно-следственных связей между факторами изучаемой проблемы.
В процессе эксперимента исследуемые сопоставимые группы помещаются в контролируемые условия, в которых изменяется один или несколько факторов, остальные остаются неизменными, и изучается реакция данной группы на происходящие изменения. Например, с помощью эксперимента можно определить влияние отдельных факторов комплекса маркетинга на потребителя.
Для наблюдения, опроса и эксперимента важным и решающим условием является правильное определение выборки.
«Идея выборки базируется на двух основных принципах теории математической статистики, обычно именуемых «законом статистической закономерности» и «законом больших чисел». Первый закон устанавливает, что любая группа объектов, взятых из большой группы таких же объектов, стремится иметь те же характеристики, что и большая группа. Второй закон утверждает, что большие группы более стабильны, чем малые ввиду компенсационного эффекта отклонений в противоположных направлениях. На основании этих и подобных принципов можно определить размер и структуру выборки, которая обеспечит необходимую степень точности, в то же время, учитывая и исключая возможные причины ошибок. На практике правильно построенная и осуществленная выборка может оказаться более точной, чем плохо проведенная перепись».
Рассмотрим следующие понятия, которые характерны для выборочного исследования: «единица выборки», «генеральная совокупность», «выборочная совокупность» или «выборка» и «репрезентативность выборки».
Единица выборки - это непосредственный первичный источник информации, выбираемый в зависимости от целей и задач исследования - индивидуум, семья, предприятия (организация), товар и др.
Генеральная совокупность - это вся совокупность единиц, обладающая интересующими исследователя свойствами.
Выборочная совокупность - это часть генеральной совокупности, которая отбирается определенным способом для обследования (изучения) и отражает свойства генеральной совокупности.
Если выборка достаточно хорошо отражает свойства генеральной совокупности, ее называют репрезентативной.
Ошибками репрезентативности называют расхождения между обобщающими (средними) показателями выборочной и генеральной совокупности в условиях правильно проведенной первичной регистрации данных. Ошибки репрезентативности могут быть систематическими (смещение выборки), которые происходят из-за нарушения требований теории выборки; и случайными (ошибки выборки).
Ошибки выборки и ее объем при заданной предельной ошибке можно рассчитать по формулам:
?p = ± tvpg/n(1? n /N) (1)
n= t2 pg N /?p2N + t2pg (2)
где ?p - предельная ошибка выборки для доли признаков;
p - доля признака (g = 1-р);
N - численность генеральной
n - численность выборочной
Для среднего значения признака предельная ошибка (X) может быть рассчитана по формуле
?Х=± tvу/n*(1?n/N) (3)
Численность выборочной совокупности определяется по формуле:
n = t2 у2N/?х2 N+ t2 у2 (4)
у2- дисперсия;
?Х - предельная ошибка выборки
для среднего значения
t - коэффициент кратности ошибки,
зависящей от вероятности, с которой
гарантируются результаты
В практике выборочного обследования различных объектов (товаров, потребителей и др.) известны следующие способы отбора:
- простой случайный отбор, при
котором отдельные единицы
- механический отбор, при котором совокупность разбивается на группы одинакового объема и затем из каждой группы отбирается одна единица (такой отбор дает более точные результаты);
- типичный отбор, при котором
совокупность разбивается на
типичные по какому-либо
- серийный отбор, при котором совокупность разбивается на группы, а затем случайно отбирается несколько групп серий, каждая из которых сплошь исследуется.
Все способы отбора (кроме механического) могут быть повторными.
В практике социально-экономических исследований применяются только бесповторный отбор, т. е. исследуемый элемент не возвращается в совокупность.
Следует отметить также, что в случае исследования конечных потребителей выборка может осуществляться с учетом принципов сегментирования и представляет собой группу населения, которая олицетворяет как бы все население в целом.
При исследовании потребителей после выборки группы лиц необходимо определить, каким способом будет осуществлена связь с ними: по телефону, по почте или посредством личной беседы.
Интервью по телефону должно быть коротким и в то же время ясным. Этот способ эффективен при необходимости быстрого сбора информации, однако возможен лишь при наличии у опрошенных по телефонам.
Анкета по почте обеспечивает связь с разбросанной совокупностью опрашиваемых людей. Способ сравнительно дешев, не имеет смещений от личности интервьюера, требует простых четко сформулированных вопросов. Основными недостатками являются низкая скорость и низкий процент возврата.
Личное интервью является самым универсальным из данных способов связи с опрашиваемой аудиторией. Его отличают гибкость, а также возможность получения дополнительной информации благодаря личным наблюдениям интервьюера. В то же время это наиболее дорогой способ связи, требующий наличия опытных, хорошо подготовленных интервьюеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества на рынке товаров и услуг, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии. Одним из важных моментов являются маркетинговые исследования. Результаты исследования являются существенным «путеводителем» для фирмы. С их помощью можно предотвратить крах фирмы и разработать стратегический замысел.
Можно сказать, что маркетинговое исследование представляет собой эксклюзивную информацию, которая отсутствует в текущем информационном массиве. Управление процессом маркетингового исследования предполагает: постановку задач маркетингового исследования, планирование программы исследования, его реализацию, контроль и анализ результатов, подготовку аналитического отчета.
Маркетинговое исследование нацелено на информационно-аналитическое обоснование поиска и выбора оптимальных решений, завоевание и освоение новых рынков сбыта, осуществление программ модернизации и диверсификации производства и торговли, оптимизацию товародвижения, совершенствование форм обслуживания потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие / О.Д. Андреева // М: Финстатинформ.-2011.-с.50
2. Багиев Г. Л. Маркетинг. Учебник для ВУЗов / Г.Л. Багиев // М.-2010.-с. 300
3. Баканов М. И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет // - М.: Финансы и статистика.- 2010.-с.289
4. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / А. Вайсман // М.-2011
5. Гудушаури Г. В. Управление современным предприятием: Маркетинг. Менеджмент. Право. Интегрированные системы управления / Г.В. Гудушаури // М., 2010.-с.154
6. Демченко, А.Ф. Маркетинг: Учебное пособие / А.Ф. Демченко, А.В. Белоусов, С.Н. Коновалова // Воронеж: ВГАУ.-2007.-с.206
7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер //СПб.-2011.-с.124
8. Панкрухин А. П. Маркетинг. Учебник для ВУЗов / А.П. Панкрухин // М., 2010.-с.187
Информация о работе Основные направления исследований в маркетинге