Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, отчет по практике
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не-
счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом
является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров,
инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од-
нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после-
довательно. Множество случаев нарушений организационного,
методического, санитарно-гигиенического характера приводило
и приводит учащихся к травмам.
1.Основные причины травматизма во время занятий физической культурой……………………………………………………………2
2.Оказание первой помощи при травмах…………………………10
3.Литература………………………………………………………...15
Содержание.
1.Основные причины
травматизма во время занятий
физической культурой…………………………
2.Оказание первой
помощи при травмах…………………………10
3.Литература………………………………………………
Основные причины травматизма
при занятиях физкультурой и спортом
и медицинский контроль за физическим
воспитанием учащихся.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не-
счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом
является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров,
инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од-
нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после-
довательно. Множество случаев нарушений организационного,
методического, санитарно-гигиенического характера приводило
и приводит учащихся к травмам.
Учитель физкультуры проводил на уроке соревнования по
встречной эстафете в зале, где совсем не было предусмотрено рас-
стояние для гашения скорости. Ученик IX класса не смог затор-
мозить, руками уперся в стену зала, по инерции тело сильно про-
гнулось. Исход — перелом позвоночника.
Учитель физкультуры разделил ребят VIII класса на две
шеренги, дал им гранаты, показал, как метать, и стал занимать-
ся с девочками. Мальчики метали гранаты шеренга в шеренгу,
пока не попали одному из учеников в голову. Исход — тяжелая
черепно-мозговая травма.
Учитель разрешил ребятам заниматься самостоятельно.
Один из учащихся взобрался по канату, а другой раскрутил его
конец. В результате — падение с высоты, перелом костей пред-
плечья и сотрясение головного мозга.
При проведении школьных соревнований в морозную ветренную
погоду в одном месте лыжня была проложена на спуске на откры-
том месте и при встречном ветре. В результате этих нарушений
некоторые школьники получили отморожения I и II степени.
На занятиях по физическому воспитанию учителя исполь-
зуют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность та-
ких занятий зависит прежде всего от твердых знаний учащимися
правил установки в рабочее и исходное положение снарядов,
обучения учителем приемам страховки и самостраховки.
Во избежание возможных травм необходимо выполнять
следующие правила:
а) все действия учащихся по установке оборудования дол-
жны организовываться и осуществляться только в присутствии
учителя и по его рапоряжению;
б) по окончании установки оборудования в рабочее по-
ложение необходимо обязательное опробование его снарядов.
Важно также знать и некоторые особенности операций по
установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гим-
настических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно
наглядно показать всем учащимся.
Так, при отодвигании секций от стены к центру зала уча-
щиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку
секции, толкая ее одной рукой.
Во время установки перекладин и брусьев при опускании
хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей
рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую
трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди
необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими ря-
дом стоящего учащегося.
Большое внимание необходимо уделить установке учащи-
мися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться
в свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора,
находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая
возможность его выпадения при работе на снарядах.
После установки снарядов в рабочее положение нужно под
каждый снаряд положить необходимое количество гимнасти-
ческих матов.
В целях предупреждения травмы учащихся необходимо
осуществлять технический уход за спортивным оборудованием.
Он заключается в систематическом контроле со стороны учи-
теля физического воспитания за целостностью элементов сна-
рядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке
всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)
Для предупреждения травматизма необходима прежде всего
систематическая проверка прочности установки снарядов, под-
весных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, стра-
хующих устройств. Для защиты ладоней используют специаль-
ные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных
суставов — кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о
снаряды отдельных частей тела — поролоновые прокладки.
В целях безопасной работы на спортивных снарядах важ-
ное значение имеет физическая помощь, страховка и само-
страховка учащихся на занятиях.
Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых
учителем или учащимся в целях правильного и успешного за-
вершения части или всего изучаемого упражнения. К основ-
ным видам физической помощи относятся: помощь «провод-
кой»; поддержка «фиксаций»; помощь подталкиванием.
Страховка — это готовность учителя или учащегося ока-
зать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упраж-
нение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая
помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках со-
вершенствования физических упражнений, когда учащиеся
выполняют их самостоятельно.
Самостраховка — способность занимающихся самостоя-
тельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом
выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения
возможной травмы. Например, при выполнении стойки на пле-
чах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сде-
лать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов,
влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.
Одна из важнейших функций физкультурных работни-
ков — это профилактика спортивного травматизма. Причины
травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-
тренировочного процесса и правил соревнований, а также в
нарушениях санитарно-гигиенического характера.
Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетво-
рительного состояния покрытий в местах занятий: неровный,
твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гим-
настических залов, неровный лед, плохое состояние мест от-
талкивания и приземления для прыжков и т. д.
К недостаткам оборудования мест занятий относятся:
- плохое качество или изношенность снарядов, матов;
- наличие на местах занятий посторонних предметов;
- плохое качество, неисправность спортивного инвентаря
или его неправильное хранение;
- несоответствие размеров и массы инвентаря индивиду-
альным особенностям занимающихся.
При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потерто-
сти, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения
связочно-суставного аппарата преимущественно верхних ко-
нечностей.
Используют такие технические средства: поролоновые
ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекла-
дине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и
выполнении сложных комбинаций.
Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в
зависимости от узкой специализации в видах спорта. Спринте-
ры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов дву-
главой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожи-
лия, растяжений связок голеностопного сустава.
Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями свя-
зок коленного и голеностопного суставов, травматических ра-
дикулитов. При беге на средние и длинные дистанции возника-
ют потертости стоп и промежности, хронические заболевания
сухожилий и мышц стопы и голени.
Для баскетболистов характерны травмы связочного аппа-
рата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, кре-
стообразных связок, повреждения менисков коленного сустава,
а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.
Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти луче-
запястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища,
чаще связанные с дефектами оборудования, неудовлетвори-
тельным санитарным состоянием залов.
При занятиях футболом травмируются, как правило, ниж-
ние конечности, возникают хронические артриты коленного
сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суста-
вов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности
бедра и приводящих мышц, травматические периоститы боль-
шой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, что-
бы на поле, как и в других местах занятий, не было камней,
стекол и других предметов, которые могут привести к травмам
и падениям.
Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при
низких температурах опасны из-за возможности обморожения.
Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мок-
рая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой тем-
пературе.
Для профилактики спортивного травматизма учителя фи-
зического воспитания должны строго соблюдать правила раци-