Основные причины травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, отчет по практике

Описание работы

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не-
счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом
является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров,
инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од-
нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после-
довательно. Множество случаев нарушений организационного,
методического, санитарно-гигиенического характера приводило
и приводит учащихся к травмам.

Содержание работы

1.Основные причины травматизма во время занятий физической культурой……………………………………………………………2

2.Оказание первой помощи при травмах…………………………10

3.Литература………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Основные причины травматизма.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. 
 

1.Основные причины  травматизма во время занятий  физической культурой……………………………………………………………2 
 

2.Оказание первой  помощи при травмах…………………………10 
 

3.Литература………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Основные причины травматизма

           при занятиях физкультурой и  спортом

         и медицинский контроль за  физическим 

                   воспитанием  учащихся. 
 

     Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не-

счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом

является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров,

инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од-

нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после-

довательно. Множество случаев нарушений организационного,

методического, санитарно-гигиенического характера приводило

и приводит учащихся к травмам.

     Учитель физкультуры проводил на уроке соревнования по

встречной эстафете в зале, где совсем не было предусмотрено рас-

стояние для гашения скорости. Ученик IX класса не смог затор-

мозить, руками уперся в стену зала, по инерции тело сильно про-

гнулось. Исход — перелом позвоночника.

     Учитель физкультуры разделил ребят VIII класса на две

шеренги, дал им гранаты, показал, как метать, и стал занимать-

ся с девочками. Мальчики метали гранаты шеренга в шеренгу,

пока не попали одному из учеников в голову. Исход — тяжелая

черепно-мозговая травма.

     Учитель разрешил ребятам заниматься самостоятельно.

Один из учащихся взобрался по канату, а другой раскрутил его

конец. В результате — падение с высоты, перелом костей пред-

плечья и сотрясение головного мозга.

      При проведении школьных соревнований в морозную ветренную

погоду в одном месте лыжня была проложена на спуске на откры-

том месте и при встречном ветре. В результате этих нарушений

некоторые школьники получили отморожения I и II степени.

     На занятиях по физическому воспитанию учителя исполь-

зуют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность та-

ких занятий зависит прежде всего от твердых знаний учащимися

правил установки в рабочее и исходное положение снарядов,

обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

     Во избежание возможных травм необходимо выполнять

следующие правила:

     а) все действия учащихся по установке оборудования дол-

жны организовываться и осуществляться только в присутствии

учителя и по его рапоряжению;

     б) по окончании установки оборудования в рабочее по-

ложение необходимо обязательное опробование его снарядов.

     Важно также знать и некоторые особенности операций по

установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гим-

настических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно

наглядно показать всем учащимся.

     Так, при отодвигании секций от стены к центру зала уча-

щиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку

секции, толкая ее одной рукой.

     Во время установки перекладин и брусьев при опускании

хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей

рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую

трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди

необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими ря-

дом стоящего учащегося.

     Большое внимание необходимо уделить установке учащи-

мися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться

в свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора,

находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая

возможность его выпадения при работе на снарядах.

     После установки снарядов в рабочее положение нужно под

каждый снаряд положить необходимое количество гимнасти-

ческих матов.

     В целях предупреждения травмы учащихся необходимо

осуществлять технический уход за спортивным оборудованием.

Он заключается в систематическом контроле со стороны учи-

теля физического воспитания за целостностью элементов сна-

рядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке

всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)

     Для предупреждения травматизма необходима прежде всего

систематическая проверка прочности установки снарядов, под-

весных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, стра-

хующих устройств. Для защиты ладоней используют специаль-

ные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных

суставов — кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о

снаряды отдельных частей тела — поролоновые прокладки.

     В целях безопасной работы на спортивных снарядах важ-

ное значение имеет физическая помощь, страховка и само-

страховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых

учителем или учащимся в целях правильного и успешного за-

вершения части или всего изучаемого упражнения. К основ-

ным видам физической помощи относятся: помощь «провод-

кой»; поддержка «фиксаций»; помощь подталкиванием.

     Страховка — это готовность учителя или учащегося ока-

зать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упраж-

нение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая

помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках со-

вершенствования физических упражнений, когда учащиеся

выполняют их самостоятельно.

     Самостраховка — способность занимающихся самостоя-

тельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом

выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения

возможной травмы. Например, при выполнении стойки на пле-

чах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сде-

лать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов,

влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.

     Одна из важнейших функций физкультурных работни-

ков — это профилактика спортивного травматизма. Причины

травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-

тренировочного процесса и правил соревнований, а также в

нарушениях санитарно-гигиенического характера.

     Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетво-

рительного состояния покрытий в местах занятий: неровный,

твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гим-

настических залов, неровный лед, плохое состояние мест от-

талкивания и приземления для прыжков и т. д.

     К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

     - плохое качество или изношенность снарядов, матов;

     - наличие на местах занятий посторонних предметов;

     - плохое качество, неисправность спортивного инвентаря

или его неправильное хранение;

     - несоответствие размеров и массы инвентаря индивиду-

альным особенностям занимающихся.

     При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потерто-

сти, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения

связочно-суставного аппарата преимущественно верхних ко-

нечностей.

   Используют такие технические средства: поролоновые

ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекла-

дине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и

выполнении сложных комбинаций.

     Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в

зависимости от узкой специализации в видах спорта. Спринте-

ры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов дву-

главой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожи-

лия, растяжений связок голеностопного сустава.

     Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями свя-

зок коленного и голеностопного суставов, травматических ра-

дикулитов. При беге на средние и длинные дистанции возника-

ют потертости стоп и промежности, хронические заболевания

сухожилий и мышц стопы и голени.

     Для баскетболистов характерны травмы связочного аппа-

рата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, кре-

стообразных связок, повреждения менисков коленного сустава,

а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.

     Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти луче-

запястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища,

чаще связанные с дефектами оборудования, неудовлетвори-

тельным санитарным состоянием залов.

     При занятиях футболом травмируются, как правило, ниж-

ние конечности, возникают хронические артриты коленного

сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суста-

вов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности

бедра и приводящих мышц, травматические периоститы боль-

шой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, что-

бы на поле, как и в других местах занятий, не было камней,

стекол и других предметов, которые могут привести к травмам

и падениям.

     Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при

низких температурах опасны из-за возможности обморожения.

Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мок-

рая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой тем-

пературе.

     Для профилактики спортивного травматизма учителя фи-

зического воспитания должны строго соблюдать правила раци-

Информация о работе Основные причины травматизма