Основные причины травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, отчет по практике

Описание работы

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не-
счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом
является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров,
инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од-
нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после-
довательно. Множество случаев нарушений организационного,
методического, санитарно-гигиенического характера приводило
и приводит учащихся к травмам.

Содержание работы

1.Основные причины травматизма во время занятий физической культурой……………………………………………………………2

2.Оказание первой помощи при травмах…………………………10

3.Литература………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Основные причины травматизма.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

ональной методики обучения и тренировки, учитывать инди-

видуальные особенности занимающихся, обеспечивать необ-

ходимую страховку при выполнении упражнений, обучать уча-

щихся правилам страховки, само- и взаимостраховки.

     Итак, основными причинами травматизма являются:

     1. Организационные недостатки при проведении занятий и

соревнований. Это нарушения инструкций и положений о про-

ведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифициро-

ванное составление программы соревнований, нарушение их

правил; неправильное размещение участников, судей и зрите-

лей при проведении соревнований по метаниям, скоростным

спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и

календаря соревнований; неправильное комплектование групп

(по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочислен-

ность групп, занимающихся сложными в техническом отноше-

нии видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные

смена снарядов и переход с места занятий; проведение заня-

тий в отсутствие преподавателя и тренера.

     2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связа-

ны с нарушением дидактических принципов обучения (регу-

лярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, пос-

ледовательность), отсутствие индивидуального подхода, не-

достаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных

особенностей, физической и технической подготовленности

школьников.

     Часто причиной повреждения является пренебрежитель-

ное отношение к вводной части урока, разминке; неправиль-

ное обучение технике физических упражнений, отсутствие не-

обходимой страховки, самостраховки, неправильное ее при-

менение, частое применение максимальных или форсирован-

ных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квали-

фицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кро-

ме этого, причинами травм являются недостатки учебного пла-

нирования, которое не может обеспечить полноценную обще-

физическую подготовку и преемственность в формировании и

совершенствовании у учащихся двигательных навыков и пси-

хофизических качеств.

     3. Недостаточное материально-техническое оснащение за-

нятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комна-

ты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках,                   жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, не-

ровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табель-

ного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно

выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм

может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда,

обувь, защитные приспособления), его несоответствие особен-

ностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает

при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения заня-

тий и соревнований (плохое крепление снарядов, невыявлен-

ные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту

занимающихся).

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состоя-

ние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное осве-

щение мест занятий, запыленность, неправильно спроектиро-

ванные и построенные спортивные площадки (лучи солнечно-

го света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в

бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высо-

кие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный

ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной работы, который приво-

дит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспеш-

ности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому

способствуют либерализм или низкая квалификация учителей

физкультуры, судей и тренеров.

6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачеб-

ных требований. Причинами травм, иногда даже со смертель-

ным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в со-

ревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра,

невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом вра-

чебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок

после заболевания и травм, по ограничению интенсивности

нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени

подготовленности.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несча-

стных случаев — это нарушения правил, обязательных при про-

ведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в

учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболе-

ваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем

физкультуры, тренером, учащимися.

Еще об одной, важнейшей причине травм — гипокине-

зии — необходимо сказать особо.

     В общеобразовательной школе более 70 % детей страдают

от последствий малоподвижного образа жизни (доклиничес-

кие изменения, заболевания, травматизм).

     Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны:

в первую очередь страдают энергетический обмен и основные

физиологические системы растущего организма.

     Малоподвижный образ жизни способствует развитию у уча-

щихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как

нарушение осанки, зрения, повышение артериального давле-

ния, накопление избыточной массы тела. Наиболее распрост-

раненными недугами у школьников средних и старших классов

являются хронические заболевания верхних дыхательных пу-

тей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма. Часто

встречаются и другие отклонения — неврозы, нарушения в ра-

боте сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также

аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания

позвоночника.

     Наблюдаемый контингент школьников составлял 28—30 %

детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и

более в неделю, и 70—72 % детей, организованная двигатель-

ная активность которых ограничивалась только уроками физ-

культуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточ-

ной двигательной активностью обладают плохой координаци-

ей движений, недостаточно хорошо ориентируются в простран-

стве в статике и в динамике. Реакция на внешние раздражители

у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях.

И, что характерно, для таких детей случайные падения во вре-

мя игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались

травмами разной степени тяжести.

     Причинную роль гипокинезии в возникновении травм

подтвердил и анализ более 150 тыс. травм, полученных в шко-

лах на уроках физкультуры и при занятиях в спортивных сек-

циях. Из числа травмированных 84 % детей получили травмы

при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в

условиях недостаточной двигательной активности. И только 16 %

из числа получивших травмы составляли дети с неадекватным

поведением или форсированной спортивной специализацией.

Существенную роль в профилактике спортивного травма-

тизма играет хорошо организованный медицинский контроль.

Медицинский персонал школы должен содействовать исполь-

зованию всех средств физической культуры и спорта в интере-

сах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической

подготовленности и улучшения физического развития; обеспе-

чивать распределение учащихся на медицинские группы для

занятий физической культурой, контролировать соответствие

физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить

врачебно-педагогические наблюдения на уроках, определять мо-

торную плотность уроков, совместно с учителем физкультуры

составлять оздоровительные программы для ослабленных де-

тей, страдающих различными хроническими заболеваниями,

после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата,

при ожирении и др.; принимать участие в организации физ-

культурно-оздоровительных мероприятий, контролировать их

проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для

физического воспитания учащихся; осуществлять их медицин-

ское обслуживание; постепенно вести работу по профилактике

спортивного травматизма.

     Роль медицинской сестры в проведении всей этой рабо-

ты особенно велика, так как она непосредственно (под руко-

водством врача) осуществляет контроль за строгим соблюде-

нием всех медицинских требований в организации при прове-

дении мероприятий, связанных с физическим воспитанием

школьников.

     Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведом-

лена в вопросах организации и проведения всех форм физичес-

кого воспитания от урока физкультуры, гимнастики до учеб-

ных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр

и физических упражнений на удлиненных переменах, а также

ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно назван-

ных «спортивным часом», с учащимися групп продленного дня.

     Медицинская сестра должна выявлять первые признаки

утомления школьников во время урока физкультуры, инфор-

мировать об этом учителя и врача; определять плотность урока,

кривую физиологической нагрузки; проверять наличие необ-

ходимых материалов и средств для оказания первой помощи в

случае травмы.

В обязанности медицинского персонала школы входит обу-

чение школьников оказанию первой помощи при различных

травмах и несчастных случаях, обмороках, утомлении, а также

наложению повязок, остановке кровотечения, проведению ис-

кусственного дыхания, самоконтроля. Медицинский персонал

школы должен обеспечить врачебный контроль за школьника-

Информация о работе Основные причины травматизма