Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, отчет по практике
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не-
счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом
является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров,
инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од-
нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после-
довательно. Множество случаев нарушений организационного,
методического, санитарно-гигиенического характера приводило
и приводит учащихся к травмам.
1.Основные причины травматизма во время занятий физической культурой……………………………………………………………2
2.Оказание первой помощи при травмах…………………………10
3.Литература………………………………………………………...15
ональной методики обучения и тренировки, учитывать инди-
видуальные особенности занимающихся, обеспечивать необ-
ходимую страховку при выполнении упражнений, обучать уча-
щихся правилам страховки, само- и взаимостраховки.
Итак, основными причинами травматизма являются:
1. Организационные недостатки при проведении занятий и
соревнований. Это нарушения инструкций и положений о про-
ведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифициро-
ванное составление программы соревнований, нарушение их
правил; неправильное размещение участников, судей и зрите-
лей при проведении соревнований по метаниям, скоростным
спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и
календаря соревнований; неправильное комплектование групп
(по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочислен-
ность групп, занимающихся сложными в техническом отноше-
нии видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные
смена снарядов и переход с места занятий; проведение заня-
тий в отсутствие преподавателя и тренера.
2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связа-
ны с нарушением дидактических принципов обучения (регу-
лярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, пос-
ледовательность), отсутствие индивидуального подхода, не-
достаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных
особенностей, физической и технической подготовленности
школьников.
Часто причиной повреждения является пренебрежитель-
ное отношение к вводной части урока, разминке; неправиль-
ное обучение технике физических упражнений, отсутствие не-
обходимой страховки, самостраховки, неправильное ее при-
менение, частое применение максимальных или форсирован-
ных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квали-
фицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кро-
ме этого, причинами травм являются недостатки учебного пла-
нирования, которое не может обеспечить полноценную обще-
физическую подготовку и преемственность в формировании и
совершенствовании у учащихся двигательных навыков и пси-
хофизических качеств.
3. Недостаточное материально-техническое оснащение за-
нятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комна-
ты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, не-
ровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табель-
ного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно
выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм
может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда,
обувь, защитные приспособления), его несоответствие особен-
ностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает
при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения заня-
тий и соревнований (плохое крепление снарядов, невыявлен-
ные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту
занимающихся).
4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состоя-
ние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное осве-
щение мест занятий, запыленность, неправильно спроектиро-
ванные и построенные спортивные площадки (лучи солнечно-
го света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в
бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высо-
кие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный
ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.
5. Низкий уровень воспитательной работы, который приво-
дит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспеш-
ности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому
способствуют либерализм или низкая квалификация учителей
физкультуры, судей и тренеров.
6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачеб-
ных требований. Причинами травм, иногда даже со смертель-
ным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в со-
ревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра,
невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом вра-
чебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок
после заболевания и травм, по ограничению интенсивности
нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени
подготовленности.
Как видно из вышеизложенного, причины травм и несча-
стных случаев — это нарушения правил, обязательных при про-
ведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в
учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболе-
ваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем
физкультуры, тренером, учащимися.
Еще об одной, важнейшей причине травм — гипокине-
зии — необходимо сказать особо.
В общеобразовательной школе более 70 % детей страдают
от последствий малоподвижного образа жизни (доклиничес-
кие изменения, заболевания, травматизм).
Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны:
в первую очередь страдают энергетический обмен и основные
физиологические системы растущего организма.
Малоподвижный образ жизни способствует развитию у уча-
щихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как
нарушение осанки, зрения, повышение артериального давле-
ния, накопление избыточной массы тела. Наиболее распрост-
раненными недугами у школьников средних и старших классов
являются хронические заболевания верхних дыхательных пу-
тей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма. Часто
встречаются и другие отклонения — неврозы, нарушения в ра-
боте сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также
аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания
позвоночника.
Наблюдаемый контингент школьников составлял 28—30 %
детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и
более в неделю, и 70—72 % детей, организованная двигатель-
ная активность которых ограничивалась только уроками физ-
культуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточ-
ной двигательной активностью обладают плохой координаци-
ей движений, недостаточно хорошо ориентируются в простран-
стве в статике и в динамике. Реакция на внешние раздражители
у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях.
И, что характерно, для таких детей случайные падения во вре-
мя игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались
травмами разной степени тяжести.
Причинную роль гипокинезии в возникновении травм
подтвердил и анализ более 150 тыс. травм, полученных в шко-
лах на уроках физкультуры и при занятиях в спортивных сек-
циях. Из числа травмированных 84 % детей получили травмы
при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в
условиях недостаточной двигательной активности. И только 16 %
из числа получивших травмы составляли дети с неадекватным
поведением или форсированной спортивной специализацией.
Существенную роль в профилактике спортивного травма-
тизма играет хорошо организованный медицинский контроль.
Медицинский персонал школы должен содействовать исполь-
зованию всех средств физической культуры и спорта в интере-
сах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической
подготовленности и улучшения физического развития; обеспе-
чивать распределение учащихся на медицинские группы для
занятий физической культурой, контролировать соответствие
физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить
врачебно-педагогические наблюдения на уроках, определять мо-
торную плотность уроков, совместно с учителем физкультуры
составлять оздоровительные программы для ослабленных де-
тей, страдающих различными хроническими заболеваниями,
после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата,
при ожирении и др.; принимать участие в организации физ-
культурно-оздоровительных мероприятий, контролировать их
проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для
физического воспитания учащихся; осуществлять их медицин-
ское обслуживание; постепенно вести работу по профилактике
спортивного травматизма.
Роль медицинской сестры в проведении всей этой рабо-
ты особенно велика, так как она непосредственно (под руко-
водством врача) осуществляет контроль за строгим соблюде-
нием всех медицинских требований в организации при прове-
дении мероприятий, связанных с физическим воспитанием
школьников.
Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведом-
лена в вопросах организации и проведения всех форм физичес-
кого воспитания от урока физкультуры, гимнастики до учеб-
ных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр
и физических упражнений на удлиненных переменах, а также
ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно назван-
ных «спортивным часом», с учащимися групп продленного дня.
Медицинская сестра должна выявлять первые признаки
утомления школьников во время урока физкультуры, инфор-
мировать об этом учителя и врача; определять плотность урока,
кривую физиологической нагрузки; проверять наличие необ-
ходимых материалов и средств для оказания первой помощи в
случае травмы.
В обязанности медицинского персонала школы входит обу-
чение школьников оказанию первой помощи при различных
травмах и несчастных случаях, обмороках, утомлении, а также
наложению повязок, остановке кровотечения, проведению ис-
кусственного дыхания, самоконтроля. Медицинский персонал
школы должен обеспечить врачебный контроль за школьника-