Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:49, контрольная работа
Главной отличительной особенностью современной авиаиндустрии является высокий уровень конкурентной борьбы. Этим объясняется, что в сфере авиаперевозок самая низкая норма прибыли. Даже в успешном для авиакомпаний 2000 году она составила всего 1,7%1. Это связано с тем, что авиаперевозчики существуют в существенно монополистической среде: монополия на аэронавигационное обслуживание, монополия аэропортов, топливозаправочных компаний, сервисных компаний, поставщиков авиационной техники, монополия страховщиков.
Главной отличительной особенностью современной авиаиндустрии является высокий уровень конкурентной борьбы. Этим объясняется, что в сфере авиаперевозок самая низкая норма прибыли. Даже в успешном для авиакомпаний 2000 году она составила всего 1,7%1. Это связано с тем, что авиаперевозчики существуют в существенно монополистической среде: монополия на аэронавигационное обслуживание, монополия аэропортов, топливозаправочных компаний, сервисных компаний, поставщиков авиационной техники, монополия страховщиков.
Жесткая конкуренция в отрасли снижает операционную прибыль авиакомпаний, чтобы поддерживать ее на достигнутом уровне, им приходится наращивать оборот, что подтверждает статистика: объем авиаперевозок в 1993 году составлял 1580 млрд. пасс.-км., в 2001 году достиг 2600 млрд. пасс.-км., а в 2006 году – 3940 млрд. пасс.-км2.
В 2007 году общий объем
регулярных перевозок составлял приблизительно 2260 млн. пассажиров.
Рост объема пассажирских перевозок в
целом опережал рост предлагаемой провозной
емкости в креслах. В результате средний
коэффициент пассажирской загрузки на
всех регулярных рейсах (внутренних и
международных) возрос до 77 % по сравнению
с 76 % в 2006 году. Что касается перевозок
в разбивке по регионам, то 31 % общего объема
перевозок (пассажирских/грузовых/
Мировая гражданская
авиация активно вовлечена в
процесс либерализации и
Либерализация обострит конкуренцию, что должно привести к снижению тарифов и улучшению качества сервиса. Также она устранит препятствия на пути к консолидации европейских авиакомпаний. На долю рейсов между США и Европой, объем которых составляет 18 миллиардов долларов в год, приходится 60% всего международного авиасообщения в мире. Предполагается, что новое соглашение уже через пять лет приведет к увеличению пассажирских авиаперевозок через Атлантику на одну треть - до 73 миллионов пассажиров в год4. Анализируя данное соглашение, следует отметить, что оно является более выгодным для авиакомпаний США и вероятнее всего при дальнейшем повсеместном внедрении принципов «открытого неба», то есть отказа от регламентации воздушных сообщений, приведет к банкротству некоторых неамериканских перевозчиков.
Российская отрасль авиаперевозок, повторяет в значительной степени общемировой путь, однако, со значительным отставанием: жесткого регулирования с момента официального роспуска авиакомпании Аэрофлот фактически не было; в 1993 году произошла либерализация тарифов на авиаперевозки; Воздушный кодекс принят только в 1997 г., в настоящее время на рынке около двухсот авиакомпаний (в два раза больше, чем в США).
Глобальная тенденция приватизации в сфере авиаперевозок является характерной для многих стран мира, однако, большинство рынков авиаперевозок все еще подвержены полному или частичному государственному регулированию. В частности, на рынках Восточно-европейских стран, правительственная собственность национальных авиалиний составляет в среднем приблизительно 80 %; на африканском континенте – 75 %; в России – 25 %; в Австралии – 17 %; в странах Латинской Америки – 6 %; в Канаде и США – теперь полностью сфера частной собственности. В частной собственности в настоящее время находятся авиаперевозчики в Японии, Республике Корея, Брунее, Малайзии, Австралии и Новой Зеландии, а также авиаперевозчики, базирующиеся в Гонконге и в китайской провинции Тайвань. Европейские авиакомпании, как правило, «привязаны» к своим государствам, которые либо имеют долю в капитале авиаперевозчиков, либо полностью их контролируют, однако, свыше половины крупных западноевропейских авиакомпаний уже находятся в частной собственности. В странах Ближнего Востока и Африки почти все национальные авиаперевозчики принадлежат государству, хотя порядка 25 перевозчиков этих двух регионов были намечены к приватизации. Авиакомпании стран Среднего Востока и Персидского залива также начинают процесс приватизации.
В России консолидационные процессы во многом сводятся к перераспределению государственных пакетов с использованием административного ресурса. В настоящее время для поглощений интересны только контрольные пакеты авиаперевозчиков, а в России активы, представляющие наибольший интерес, находятся в госсобственности5.
Существует высокая корреляция между спросом на авиаперевозки и общей экономической ситуацией в мире. Влияние экономических спадов и замедлений темпов экономического роста в мире на объемы авиаперевозок можно проследить в следующие периоды: 1974-75, 1980-82, 1990-91, 1998 и 2001 годы. События осени 2001 года оказали на развитие мирового рынка авиауслуг наибольшее влияние. После террористических атак 11 сентября 2001 года в США, вызвавших временное закрытие воздушного пространства над США, а также снизивших спрос на авиаперелеты, мировой рынок авиаперевозок в среднем сократился на 20%6, а за первую половину 2002 года спад на рынке авиаперевозок составил 4,5%. По данным IATA, кризис обошелся авиаперевозчикам в 18 млрд. евро в 2001 году, а убытки авиакомпаний в 2002 году достигли 13 млрд. евро. Если учесть, что в среднем 278 авиакомпаний-членов IATA, выполняющих 95% авиаперевозок мировой коммерческой авиации, добивались лишь около 3 млрд. долл. чистой прибыли ежегодно с 1977 по 2000 гг. 7, то итоги 2001 года можно считать катастрофическими. После 2001 года возникли 22 новые авиакомпании, а число перевозчиков, прекративших свою деятельность, достигло 408.
Вследствие кризиса усилились конкурентные процессы, что стало причиной разорения ряда авиакомпаний. В частности, обанкротились такие авиаперевозчики, как Swissair и бельгийская Sabena, под защиту по статье 11 «Закона о банкротстве» США попали US Airways, в этом положении оказалась и авиакомпания United Airlines. Поскольку традиционные перевозчики оказались не в состоянии быстро переориентировать деятельность на новые рынки и потеряли часть потребителей, на рынке активизировались авиакомпании-дискаунтеры, предоставляющие услуги по сниженным ценам, из-за чего начался передел европейского рынка авиаперевозок, а также внутреннего рынка США. Поскольку одним из конкурентных преимуществ низкобюджетных авиакомпаний является мобильность, в период кризиса они оказались более конкурентоспособными.
Тяжелое положение в
отрасли привело к консолидации
рынка. Конкуренция в
Можно обнаружить тенденцию существенного повышения эффективности авиатранспортной деятельности и конкурентоспособности участников рынка на основе формирования и развития глобальных альянсов авиакомпаний. Для того, чтобы глобальный альянс был конкурентоспособным и приносил выгоду компаниям-участникам альянса, в его члены обязательно должны входить несколько европейских авиакомпаний и крупный американский авиаперевозчик. Кроме такого фактора, как показатели распределения пассажирооборота в мире, это связано и с особенностями рынков воздушных перевозок США и Европы. В настоящее время наиболее известными являются глобальные альянсы Star Alliance, oneworld, SkyTeam.
Анализируя форму
«Факторы
повышения
Для того чтобы достичь оптимизации издержек, повысить эффективность функционирования в условиях рыночной деятельности авиакомпании совершенствуют требования к внутрифирменной системе управления. Одним из наиболее эффективных факторов повышения конкурентоспособности авиакомпаний является управление доходами. При хорошей программе управления доходами ежегодное увеличение дохода составляет 3-7 и более процентов. Так как предельные издержки для создания подобного роста доходов не значительны, большая часть окупается довольно быстро и приносит значительную прибыль.
Ключевой элемент программы управления доходами – это возможность получить максимальный доход с каждого места на рейсе, пытаясь дифференцировать клиентов на основе стоимости места для каждого из них, отделяя их с помощью выставления определенных условий, при которых билет со скидками является недоступным. Это применение методов, которые предсказывают поведение людей с точки зрения их покупательских мотивов и оптимизируют пригодность продукта и цену для максимизации роста дохода. Данная концепция основана на гибком реагировании на различные рыночные факторы, которые непрерывно меняются. Для авиакомпаний одним из таких факторов является спрос на билеты, поэтому в системе управления доходами в авиакомпаниях основной упор делается на регулирование спроса и максимальной загрузке самолета. Показатели коэффициентов загрузки самолета пассажирами достаточно ясно дают представление о том, насколько хорошо руководству авиакомпании удается соблюсти баланс спроса и предложения на перевозки. По сути, чем выше заполняемость рейса у авиакомпании, тем более она прибыльна, тем выше ее конкурентоспособность. Но это является конкурентным преимуществом для авиаперевозчика только в том случае, если эта загрузка не была вызвана снижением тарифов ниже себестоимости.
Однако увеличение доходов на отдельных рейсах никоим образом не гарантирует, что максимизируются полные доходы авиакомпании по всей маршрутной сети. Это особенно верно для больших хабов, в которых существенная доля пассажирских маршрутов фактически сочетает многократные перелеты с пересечением в одном аэропорту. Например, 40 - 70 % пассажиров в США путешествуют по маршрутам с пересадками. Максимизация дохода по сети соединяющихся отрезков пути требует комбинации системы управления доходами и компьютерных систем резервирования. Во-первых, должна существовать возможность отдать предпочтение, при условии наличия места, более высокодоходному пассажиру. Во-вторых, в определенной ситуации выгоднее предотвратить подобную покупку и не отбирать места от (двух или больше) "местных" пассажиров, каждый из которых берет место только на одном отрезке, но чьи суммированные платежи могут быть существенно выше, чем с одного пассажира.
В результате внедрения системы управления доходами авиакомпания American Airlines, получила более 1,4 млрд. долл. за три года в начале 90-х гг.9 Система управления доходами South African Airways генерирует 60% прибыли авиакомпании10.
Новые стратегии управления доходами начали изменять политику авиакомпаний в сторону большего внимания к нуждам и поведению потребителей, так если при базовой установке тарифов, основной упор делался на обеспечение условий «затраты-плюс», то внедрив систему управления доходами, компании стали сегментировать потребителей по ценовой чувствительности, стремиться снизить затраты, чтобы иметь возможность не повышать цены, при этом максимизируя прибыль.
Таким образом, авиакомпания, внедряя программы по управлению доходами, меняет и свою тарифную политику, пытаясь выявить структуру тарифов, которая извлекала бы самый большой доход при определенном характере спроса на рынке. Структура тарифов сегментирует рынок, извлекая премиальные выплаты от неэластичных рыночных сегментов (бизнес-перевозки) и устанавливая тарифы для других с учетом стимулирования спроса и заполняемости рейса. Эффективная структура тарифов базируется на ценности услуги, так же как на затратах, максимизирует доход, легка для обслуживания и продаж.
Авиакомпании дифференцируют свое предложение, варьируя качество услуг в полете, обычно предлагая различные конфигурации с выбором между классами полётного обслуживая (от одного до трёх) с разительно отличающимися ценами между эконом- и бизнес-классом, и бизнес- и первым классом. Кроме того, есть существенные качественные различия между авиакомпаниями. Авиаперевозчик с превосходящим обслуживанием в полете, по крайней мере, если оно так воспринимается, может поставить более высокую цену. Еще в конце 90-х годов эксперты отмечали, что при правильно определенных тарифах дополнительный доход может составить 5-10 %11, но и в настоящее время очевиден положительный эффект от компетентной сегментации рынка. Работая в этом направлении, авиакомпания повышает свою конкурентоспособность, может найти уникальную нишу и получать дополнительный доход.