Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:07, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы – проанализировать особенности современного ценообразования на рынках основных факторов производства
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выяснить, что относится к факторам производства.
Определить особенности спроса и предложения на факторы производства и иные показатели, которые влияют на формирование их цены.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие факторов производства и ценообразования на них 5
1.1. Основные факторы производства 5
1.2. Правило спроса и предложения на факторы производства 10
1.3. Ценообразование на рынке труда, капитала и земельных ресурсов 14
Глава 2. Анализ цен факторов производства и их динамики в России 25
2.1. Анализ динамики цен на рынке труда 25
2.2. Последствия динамики, трансформации учетной ставки в экономике России 28
Глава 3. Проблемы и перспективы рынков факторов производства в условиях современной России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Федеральное агентство образования Российской Федерации
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
маркетинг
на тему:
Особенности ценообразования на факторы производства
Улан-Удэ
2010
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие факторов производства и ценообразования на них 5
1.1. Основные факторы производства
1.2. Правило спроса и предложения на факторы производства 10
1.3. Ценообразование на рынке труда, капитала и земельных ресурсов 14
Глава 2. Анализ цен факторов производства и их динамики в России 25
2.1. Анализ динамики цен на
рынке труда
2.2. Последствия динамики, трансформации
учетной ставки в экономике
России
Глава 3. Проблемы и перспективы рынков факторов производства
в условиях современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Движущей силой рыночной экономики является потребности людей, удовлетворить которые можно, лишь получая доход и обладая в силу этого платежеспособным спросом. Для удовлетворения потребностей и получения дохода организуется производство экономических благ (товаров и услуг). Эти блага удовлетворяют потребности людей, и одновременно их реализация приносит доход производителю. Для производства требуются определенные ресурсы, которые применяются в нужных комбинациях.
Современная экономическая теория классифицирует необходимые для производства ресурсы по крупным группам, называемым факторами производства.
Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг – покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах - денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг).
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что в России рынки факторов производства пока что полностью не сформированы. Несмотря на некоторые структурные изменения, в экономике России сохраняется монопольное владение и пользование ресурсами. Ресурсы свободно не поступают на рынки, не сформирована конкурентная среда в области ценообразования на важнейшие факторы производства.
Главная цель данной курсовой работы – проанализировать особенности современного ценообразования на рынках основных факторов производства
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выполнив поставленные задачи можно увидеть полную картину состояния современных рынков факторов производства и предположить дальнейший ход их развития. Именно этому посвящена данная курсовая работа.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НИХ
1.1. Основные факторы производства
Производство – это процесс изготовления материальных благ. Какие же факторы участвуют в изготовлении благ. В экономической теории под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможности и результативность производства. Таких факторов, которые используются для производства продукта, очень много. Причем для производства, каждого продукта существует свой набор факторов. Поэтому возникает потребность их классифицировать, объединить в большие группы.
Традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.1
Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе элементов (факторов) производства относят и природные богатства, залежи ископаемых, которые применимы в производственном процессе. В эту категорию включаются пахотные земли, леса и т.д.
Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса и его эффективную целесообразность.
Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью, направленной на изготовление благ и оказание услуг. Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками, здоровьем, образует человеческий капитал. Чем квалифицированней труд человека, там выше его капитал, а соответственно, и доход по этому капиталу (оплата труда). Инвестиционные вложения в человеческий капитал в настоящее время является самыми эффективными и быстро окупающимися для общества.
Предпринимательская деятельность – специфический фактор производства. Она предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства.
Предпринимательская способность – особый вид человеческого капитал, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных факторов производства в целях создания благ и услуг. Специфика этой разновидности этого человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.
Приведенные классификации факторов производства не является застывшими навсегда данными.2 В экономической теории постиндустриального общества в качестве факторов производства выделяются информационный и экономический факторы.
Оба они тесно связаны с достижениями современной науки, которая сама по себе тоже оказывает решающее воздействие на уровень эффективности производства, процесс подготовки квалифицированной рабочей силы и повышения уровня и возможностей в связи с вредностью, загазованностью, загрязнением и т.д.
Следует заметить, что факторы обладают взаимозаменяемостью. Она обусловлена разнообразными потребительскими свойствами продукта. В результате возможно любое производство продукта или блага при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Такая взаимозаменяемость и пропорциональная количественная переменность особенно типична для современного производства: от изготовления химических продуктов до индустриального строительства жилых зданий.
Взаимозаменяемость факторов обусловлена не только спецификой потребностей и конструктивных особенностей изделий, но и, главным образом, ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования – с другой. Предприниматель выбирает такую технологию производства, при которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор производства используется в меньшей мере. Именно этим обстоятельствам общество обязано появлению высотных зданий при ограниченности свободной земли, полупроводников, заменителей, многообразных моделей бензиносберегающих машин и т.д. Предпринимательство, таким образом предполагает использование различных комбинаций факторов производства, руководствуясь потребностями неизбежного снижения издержек производства. Оно исчисляется путем сопоставления рыночной цены и затрат на изготовление придельного продукта.3
В реальной жизни в пределах используемой технологии предприниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства (труд, земля, капитал) с тем, чтобы добиться наилучшего выхода продукции. Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора факторов, характеризует производственную функцию. Производственная функция характеризует технологическую зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Она всегда строится для определенной технологической структуры. Улучшение технологии, увеличивающей максимально достигаемый объем выпускаемой продукции при любой комбинации факторов, всегда находит отражение в новой производственной функции. Производственную функцию можно использовать, чтобы определить минимальное количество затрат, необходимых для производства любого данного объема товаров.
Если весь набор факторов производства и ресурсов представить как затраты труда, материалов и капитала, производственная функция может быть описана следующим образом:
Q = f(L,K,М),
где Q – максимальный объем продукции, производимый при данной технологии и данном соотношении труда (L), капитала (К), материалов (М).
Производственная функция характеризует зависимость физического объема производства от использования не только по отношению к отдельной фирме, но и пропорцию между этими величинами в масштабах общества.4
Модификацией производственной функции является изокванта.
Изокванта – кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции.
Fk Ft – затраченный труд
Fk – используемый капитал
Q1 Q2 Q3
Рис.1.1.2. График изоквант.
График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант.
При анализе хозяйственной деятельности используются также изокосты.
Изокосты – это линии равных издержек, в которых затраты на факторы производства ограничены бюджетными возможностями предпринимателя.
Графически изокосты могут быть изображены следующим образом (рис 1.1.3.):
Fk
3
2
1
2 3 4 FL
Рис. 1.1.3. График изокост
При определенном бюджете предпринимателя строятся соответствующие линии бюджетных ограничений.
Наложение графиков изокванты на изокосты обеспечивает принятие гибкого решения при минимуме производственных издержек (точка Б на графике, рис 1.1.4.)
Fk
3
2 .
1 Б
Информация о работе Особенности ценообразования на факторы производства