Особенности и этапы формирования рынка труда в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

Особенности и этапы формирования рынка труда в Украине и состояние занятости и безработицы населения являются следствием исторических, социальных и экономических условий в государстве, которые складывались не только в последнее десятилетие, но и значительно раньше. Становление рынка труда отображает диалектику системы управления экономикой в последние висим—десять лет. Специфика социального развития общества и влияние процессов мировой экономики значительно обусловили характер современного национального рынка труда: недостаточную розвинутисть важных структурных компонентов, отсутствие длительное время адекватного механизма его регуляции, иснувавший патернализм государства в отрасли занятости и много другого являли собой значительное несоответствие рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

Особенности и этапы формирования рынка труда в Украине.docx

— 53.02 Кб (Скачать файл)

С позиций количественной характеристики безработицы представляется необходимым рассмотреть два ее уровня - естественный и общий.

В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, являющийся приемлемым, который обуславливается  ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами экономического роста и т.п. Естественный уровень безработицы складывается, главным образом, из структурной и фрикционной форм. Он зависит не только от структурных изменений в экономике и стремления наемных работников к <перемене мест>, но и от эффективности рыночных механизмов содействия занятости. В результате формируется тот общественно приемлемый уровень безработицы, который не противоречит понятию полной занятости. Кроме вышеупомянутых видов безработицы, составляющих ее естественный уровень, необходимо выделить институциональную безработицу, порожденную институтами и устройством рынка рабочей силы, и добровольную безработицу, которые имеют признаки естественной безработицы. И поэтому они также должны включатся в расчет естественного уровня безработицы.

Оценка реальной ситуации, а также международный опыт позволяют  утверждать, что безработица в  пределах 5-7% экономически активного  населения не только неизбежна, но и  вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической  жизни в стране. Однако при этом следует иметь в виду, что неверно  ориентироваться на какой-то средний  естественный уровень безработицы, поскольку в каждой стране он зависит  от многих факторов, прежде всего от экономического положения и проводимой социальной политики. Так, стабильный уровень безработицы в Японии (2% рабочей силы) является отражением известной системы "пожизненного найма". В Швеции в течение длительного  периода послевоенного развития безработица находилась на уровне 2%, что было следствием активной политики занятости, на которую страна расходовала  в 2 раза больше средств, чем на пособия  по безработице. Безработица в США, равная 6% обусловлена принятием  либеральной модели рыночной экономики, в которой экономические интересы берут верх над социальными и стороны, выступающие на рынке труда, защищают свои позиции в противоборстве друг с другом.

В России на конец 2001 года по данным Госкомстата России уровень безработицы составил 9,1%, уровень зарегистрированной безработицы - 1,6%.

Кроме естественной безработицы  существует вынужденная безработица, которая возникает при превышении безработицей своего естественного  уровня. Черты вынужденной безработицы  присущи циклической и скрытой  безработице. Вынужденная или массовая безработица может привести к  дестабилизации социально-экономической  ситуации в стране.

Общий уровень безработицы  отражает все ее виды, имеющиеся  в экономике той или иной страны. Задача состоит в том, чтобы правильно  оценить и учитывать его при  разработке и реализации конкретной программы действий.

Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, выраженное в процентах.

Превышение безработицей своего естественного уровня приводит к значительным экономическим и  психологическим потерям, как для  отдельных категорий населения, так и для государства в  целом.

Экономические потери безработных  заключаются, во-первых, в том, что  они лишаются на определенное время  своих доходов. Во-вторых, длительная безработица снижает уровень  заработной платы даже после того, как найдена новая работа. Это  объясняется тем, что за период длительной безработицы утрачиваются навыки работы, снижается трудовая активность, а  также теряется возможность дальнейшего  совершенствования и углубления знаний на рабочем месте. Кроме того, безработица влечет за собой значительные социальные и психологические проблемы для тех, кого она поражает. Зарубежные психологи и социологи, имеющие возможность на протяжении длительного периода времени изучать влияние безработицы на человека, отмечают, что она сказывается на экономической, социальной и психологической функциях людей, на состоянии здоровья, на средней продолжительности жизни и долголетии. Например, в работах американских психологов указывается, что рост безработицы на 1% увеличивает число совершаемых в стране убийств на 650 случаев, самоубийств - на 820, психические лечебницы при этом пополняются на 4 тысячи пациентов, а тюрьмы на 3 тысячи преступников.

Экономические потери общества в целом куда весомее потерь отдельного человека, так как непосредственно  затрагивают интересы всех. Возникновение  безработицы приводит в конечном итоге к снижению эффективности  общественного производства, так  как сопровождается снижением объемов  производства и ростом издержек производства продукции. Рост себестоимости продукции  связан с устранением так называемого <эффекта масштаба>, когда происходит снижение издержек производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства. Кроме этого безработица вызывает увеличение издержек общества, складывающихся из затрат на содержание безработных и освобождаемых рабочих мест, вследствие возникновения безработицы.

4Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой  систему льгот и налогов; ценовую  политику, регулирование занятости  населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и  т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование  финансовой деятельности, экологической,  санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы,  качества продукции, а также  ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу  предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено  определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических  катастроф и решением экологических  проблем, порождаемых свободой  выбора субъектами сферы экономической  деятельности;

2) борьбой с криминализацией  предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических  кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее  обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном  регулировании рыночных отношений  относят:

1) установление целей развития  рынка. В государственном законодательстве  указываются только общие ориентиры  развития, а граждане вольны поступать  в соответствии с принципом:  все, что не запрещено, дозволено.  Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование  всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты,  налоги, лицензии), т. е. косвенное  регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Функции государственного управления:

1) прогнозирование. Прогноз бывает  ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не  обеспечивается финансированием;

2) планирование (план-закон принимается  законодательным органом и имеет  высшую юридическую силу, обязательное  исполнение, ответственность за  неисполнение) ;

3) подбор и расстановка кадров;

4) материально-техническое обеспечение;

5) финансирование;

6) информационное обеспечение;

7) оперативное управление собственностью;

8) нормативное регулирование;

9) учет и контроль.


Информация о работе Особенности и этапы формирования рынка труда в Украине