Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:37, реферат
Особенности и этапы формирования рынка труда в Украине и состояние занятости и безработицы населения являются следствием исторических, социальных и экономических условий в государстве, которые складывались не только в последнее десятилетие, но и значительно раньше. Становление рынка труда отображает диалектику системы управления экономикой в последние висим—десять лет. Специфика социального развития общества и влияние процессов мировой экономики значительно обусловили характер современного национального рынка труда: недостаточную розвинутисть важных структурных компонентов, отсутствие длительное время адекватного механизма его регуляции, иснувавший патернализм государства в отрасли занятости и много другого являли собой значительное несоответствие рыночной экономике.
С позиций количественной характеристики безработицы представляется необходимым рассмотреть два ее уровня - естественный и общий.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, являющийся приемлемым, который обуславливается ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами экономического роста и т.п. Естественный уровень безработицы складывается, главным образом, из структурной и фрикционной форм. Он зависит не только от структурных изменений в экономике и стремления наемных работников к <перемене мест>, но и от эффективности рыночных механизмов содействия занятости. В результате формируется тот общественно приемлемый уровень безработицы, который не противоречит понятию полной занятости. Кроме вышеупомянутых видов безработицы, составляющих ее естественный уровень, необходимо выделить институциональную безработицу, порожденную институтами и устройством рынка рабочей силы, и добровольную безработицу, которые имеют признаки естественной безработицы. И поэтому они также должны включатся в расчет естественного уровня безработицы.
Оценка реальной ситуации,
а также международный опыт позволяют
утверждать, что безработица в
пределах 5-7% экономически активного
населения не только неизбежна, но и
вполне приемлема, поскольку совместима
с поддержанием нормальной социально-экономической
жизни в стране. Однако при этом
следует иметь в виду, что неверно
ориентироваться на какой-то средний
естественный уровень безработицы,
поскольку в каждой стране он зависит
от многих факторов, прежде всего от
экономического положения и проводимой
социальной политики. Так, стабильный
уровень безработицы в Японии
(2% рабочей силы) является отражением
известной системы "пожизненного
найма". В Швеции в течение длительного
периода послевоенного развития
безработица находилась на уровне 2%,
что было следствием активной политики
занятости, на которую страна расходовала
в 2 раза больше средств, чем на пособия
по безработице. Безработица в США,
равная 6% обусловлена принятием
либеральной модели рыночной экономики,
в которой экономические
В России на конец 2001 года по данным Госкомстата России уровень безработицы составил 9,1%, уровень зарегистрированной безработицы - 1,6%.
Кроме естественной безработицы
существует вынужденная безработица,
которая возникает при
Общий уровень безработицы отражает все ее виды, имеющиеся в экономике той или иной страны. Задача состоит в том, чтобы правильно оценить и учитывать его при разработке и реализации конкретной программы действий.
Уровень безработицы определяется
как отношение численности
Превышение безработицей своего естественного уровня приводит к значительным экономическим и психологическим потерям, как для отдельных категорий населения, так и для государства в целом.
Экономические потери безработных заключаются, во-первых, в том, что они лишаются на определенное время своих доходов. Во-вторых, длительная безработица снижает уровень заработной платы даже после того, как найдена новая работа. Это объясняется тем, что за период длительной безработицы утрачиваются навыки работы, снижается трудовая активность, а также теряется возможность дальнейшего совершенствования и углубления знаний на рабочем месте. Кроме того, безработица влечет за собой значительные социальные и психологические проблемы для тех, кого она поражает. Зарубежные психологи и социологи, имеющие возможность на протяжении длительного периода времени изучать влияние безработицы на человека, отмечают, что она сказывается на экономической, социальной и психологической функциях людей, на состоянии здоровья, на средней продолжительности жизни и долголетии. Например, в работах американских психологов указывается, что рост безработицы на 1% увеличивает число совершаемых в стране убийств на 650 случаев, самоубийств - на 820, психические лечебницы при этом пополняются на 4 тысячи пациентов, а тюрьмы на 3 тысячи преступников.
Экономические потери общества в целом куда весомее потерь отдельного человека, так как непосредственно затрагивают интересы всех. Возникновение безработицы приводит в конечном итоге к снижению эффективности общественного производства, так как сопровождается снижением объемов производства и ростом издержек производства продукции. Рост себестоимости продукции связан с устранением так называемого <эффекта масштаба>, когда происходит снижение издержек производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства. Кроме этого безработица вызывает увеличение издержек общества, складывающихся из затрат на содержание безработных и освобождаемых рабочих мест, вследствие возникновения безработицы.
4Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:
1) косвенное, представляющее
2) прямое. Сюда относят регулирование
финансовой деятельности, экологической,
санитарной, пожарной безопасности,
меры весов и денежной единицы,
Вмешательство государства в сферу
предпринимательской
1) предупреждением экологических
катастроф и решением
2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;
5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:
1) установление целей развития
рынка. В государственном
2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.
Методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Функции государственного управления:
1) прогнозирование. Прогноз
2) планирование (план-закон принимается
законодательным органом и
3) подбор и расстановка кадров;
4) материально-техническое
5) финансирование;
6) информационное обеспечение;
7) оперативное управление
8) нормативное регулирование;
9) учет и контроль.
Информация о работе Особенности и этапы формирования рынка труда в Украине