Особенности маркетинга в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1. Рассмотреть сущность маркетинга в туризме
2. Рассмотреть особенности использования маркетинга в туризме
3. Провести анализ особенностей маркетинговой деятельности на примере конкретного туристского предприятия.
Объектом в данной курсовой работе является туристское агентство «Balkan-Express-Obninsk», на основе данных которой проводились исследования с целью достижения выше поставленной цели.

Содержание работы

Введение………….............................................................................................
1 Понятие туризма и туристической деятельности………………………….
Виды туризма……………………………………………………………..
Индустрия туризма и её развитие в современных условиях………….
Понятие маркетинга………………………………………………………
2 Понятие туристического продукта и его особенности…………………...…
2.1. Маркетинговые коммуникации в сфере туризма…………………….
3. Концепции маркетинга в туризме…………………………………………..
4. Анализ туристического продукта, на примере, агентства «Balkan-Express-Obninsk»…………………………………………………………………………..
4.1 Особенности марк.етинговой деятельности в туристском агентстве «Balkan-Express-Obninsk»………………………………………………………
4.2 Усовершенствование маркетинговой деятельности в целом в сфере туризма………………………………………………………………………..….
4.3 Усовершенствование маркетинговой деятельности в турагентстве «Balkan-Express-Obninsk»………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

маркетинг курсовая работа.docx

— 133.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Заочный факультет

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему:   «Особенности маркетинга в туризме»

Вариант 22

 

 

 

 

             Проверил:                                                              Выполнил:

             Ст. преподаватель                                               студент группы ЗЭж-43

             Г.В. Фроленкова                                                    Н.Л. Кравцова

                                                                                                Шифр 09-Зэж-965

 

 

 

 

Гомель 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………….............................................................................................

  1 Понятие туризма и туристической деятельности………………………….

    1. Виды туризма……………………………………………………………..
    2. Индустрия туризма и её развитие в современных условиях………….
    3. Понятие маркетинга……………………………………………………

2 Понятие туристического продукта и его особенности…………………...…

     2.1. Маркетинговые коммуникации в сфере туризма…………………….

  3. Концепции маркетинга в туризме…………………………………………..

  4. Анализ туристического продукта, на примере,  агентства «Balkan-Express-Obninsk»…………………………………………………………………………..

      4.1 Особенности марк.етинговой деятельности в туристском агентстве «Balkan-Express-Obninsk»………………………………………………………

     4.2 Усовершенствование маркетинговой деятельности в целом в сфере туризма………………………………………………………………………..….

     4.3 Усовершенствование маркетинговой деятельности в турагентстве «Balkan-Express-Obninsk»………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список  использованных источников…………………………………………...

 

 

 


Введение

        Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Особенности маркетинга в туризме».

        Данная тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.

        Маркетинг в туризме - это система управления и организации деятельности туристских компаний по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учета процессов, которые протекают на мировом туристском рынке.

        При росте и постоянном изменении туристского рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. Именно поэтому индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга. Для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий. Поэтому концепция маркетинга в туризме носит более чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.

        Нужно отметить, что проблемой маркетинга на туристских предприятиях в свое время занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как: Дурович А.П.; Филип Котлер; Папирян Г.А.; Джеймс Мейкенз; Рогов Г.К.; Азар В.И.; Джон Боуэн; Розанова Т.П.; Ригер А.; Карпова Г.А.; Соундерс Дж.;Гаранин Н.И. и другие.

        Что касаемо степени изученности данной проблемы в настоящее время, то следует отметить, что зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т.д. в силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт (особенностей), которые даже выделили его в отдельное направление маркетинга как науки и учебной дисциплины.

        Итак, целью данной работы является изучение особенностей маркетинга

 

  на предприятиях туристской сферы.


Для достижения данной цели выделим ряд задач:

1. Рассмотреть сущность маркетинга  в туризме

2. Рассмотреть особенности использования  маркетинга в туризме

3. Провести анализ особенностей  маркетинговой деятельности на  примере конкретного туристского  предприятия.

Объектом в данной курсовой работе является туристское агентство «Balkan-Express-Obninsk», на основе данных которой проводились исследования с целью достижения выше поставленной цели.

Предметом - особенности маркетинга в туризме.

При написании данной работы использовались научные труды, аналитические работы, журналы, учебники и научная литература.

Работа структурно состоит из введения, основной части и заключения, изложенных на 36 страницах:

-  понятие туризма и туристической деятельности;

- понятие маркетинга;

-  понятие туристического продукта и его особенности;

-  концепции маркетинга в туризме;

- анализ туристического продукта, на примере,  агентства «Balkan-Express-Obninsk» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Особенности маркетинга туризма

1 Понятие туризма и туристической деятельности

        Для того, чтобы определить понятие туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

1. Туристы. Это люди, которые  испытывают различные психические  и физические потребности, природа  которых определяет направления  и виды участия этих людей  в туристской деятельности.

2. Организации, предоставляющие  туристам товары и услуги. Это  предприниматели, которые видят  в туризме возможность получать  прибыль посредством предоставления  товаров и услуг с учетом  спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают  туризм как важный фактор экономики,  связанный с доходами, которые  местные граждане могут получать  от этого бизнеса в виде  налогов, поступающих в местный  бюджет.

4. Принимающая сторона. Местное  население, воспринимающее туризм  в первую очередь как фактор  занятости населения. Для этой  группы важным является результат  взаимодействия с туристами, в  том числе иностранными.

Таким образом, туризм может быть определен  как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов  власти и местного населения в  процессе туристской деятельности.

        Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

        Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. При этом всегда присутствует перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Таким образом, путешествие – это  перемещение людей во времени  и пространстве, а человек, совершающий  путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных  промежутков, именуется путешественником.

        В отличие от путешествия туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая двойственностью внутренней природы


 явления, т.к. туризм –  это и особый, массовый род  путешествий, и деятельность по  организации и осуществлению  этих путешествий.

Туризм – временное перемещение  людей с места своего постоянного  проживания в другую страну или местность  в пределах своей страны в свободное  время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых  целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.

Туризм как товар реализуется  в форме услуг. Услуга туризма, как  и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет  ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказаны  либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа  производства услуг обусловливают  и два вида самих услуг: материальные (производственные), нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными  продуктами, производство которых неотъемлемо  от их потребления.

1.1 Виды туризма

        В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

        Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

        Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

        Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.


        Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

        Экономический туризм — поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

        Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

        Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» — внутренний и выездной туризм; «международный туризм» — въездной и выездной.

Информация о работе Особенности маркетинга в туризме