Особенности маркетинговых исследований на промышленных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретический аспекты маркетингового исследования на промышленных рынках 6
1.1 Понятие и сущность маркетинговых исследований 6
1.2 Характеристика методов проведения маркетинговых исследований 9
1.3 Особенность промышленного рынка как объекта маркетингового исследования 12
2 Исследование промышленного рынка ферротитана 20
2.1 Анализ общерыночной ситуации 20
2.2 Анализ спроса на ферротитан 25
2.3 Анализ предложения 34
3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговых исследований на промышленных рынках 41
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса проведения маркетингового исследования на промышленном рынке 41
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения предложенных рекомендаций 46
Заключение 52
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

промышленные рынки.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, очевидна зависимость между ростом рынка  стали и ростом спроса на ферротитан. Следовательно, при анализе спроса необходимо учитывать тенденции рынков – потребителей товара. При условии небольшого количества участников рынка, знании технологии производства и структуры потребления можно рассчитать функциональную зависимость спроса на продукцию производственно-технического назначения от возможных изменений производства продукции более высокого передела.

Неэластичность спроса на ферротитан подтверждается сопоставлением динамики цен (рисунок 9) и динамики спроса (рисунок 10).


 

Рисунок 9 - Динамика средних (ежеквартальных) цен на ферротитан «FeTi70» (долларов/тонну)

Рисунок 9 – Динамика спроса на ферротитан «FeTi70»

При сопоставлении рисунков видно, что с 1999 по 2005 года колебание  цен на «FeTi70» имело определенную цикличность и достигало максимума и минимума, в среднем 2 раза в год. Цены колебались от 2 долларов/кг до 6 долларов/кг. Однако в начале 2005 года произошел рекордный рост цен на «FeTi70» на мировом рынке. C ноября 2003 года наметился устойчивый рост цены «FeTi70», начавшийся с цены 7 долларов/кг до цены 32-34 долларов/кг в мае 2005года. В июне-июле цены упали до 15 долларов/кг, в августе вновь начался резкий рост цен до 28 долларов/кг [18].

При сопоставлении данных с объемами спроса видно, что динамика потребления не изменилась и в 2005 году сохранилась тенденция к росту потребления ферротитана, что и подтверждает неэластичность спроса по цене.

Таким образом, учет неэластичности спроса по цене говорит о необходимости поиска других ценообразующих факторов.

«Небольшое» число потребителей рынка ферротитана играет важную роль при изучении спроса, поскольку позволяет очень точно определить объем потребления на момент исследования и с высокой точностью спрогнозировать объем спроса в будущем.

В десятку крупнейших потребителей ферротитана входят 3 компании из Европы, 3 из США, 2 из Японии и по 1 из Китая и Южной Кореи, таблица 3 [28].

Таблица 3 - Крупнейшие мировые производители стали в 2005 году

Наименование производителя

Объем производства, млн. т

1. Arcelor, Люксембург

46,1

2. Mittal Steel, США

42,8

3. Nippon Steel, Япония

32,4

4. JFE, Япония

31,6

5. POSCO, Южная Корея

30,2

6. Shanghai Baosteel, Китай

21,4

7. US Steel, США

20,8

8. Corus Group, Великобритания

19,0

Продолжение таблицы 3

9. Nucor, США

17,9

10. ThyssenKrupp, Германия

17,6


 

В российской черной металлургии  доминируют четыре крупных компании - ММК, «Северсталь», «Новолипецкий  металлургический комбинат» и «Евразхолдинг» («НТМК», «ЗСМК», «НКМК»), обеспечивающие три четверти общего производства стали в стране. Высокую долю занимают средние производители: «Мечел» и «Уральская Сталь». В категорию другие попали, прежде всего, производители нержавеющей стали: «Подмосковный завод «Электросталь», «Московский металлургический завод «Серп и Молот», «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» [33]. Структура российского рынка стали приведена на рисунке 10.

Рисунок 10 - Структура  российского рынка стали в 2005 году

 

Структура отрасли тяготеет к консолидации, так как крупные  участники рынка, демонстрируют более высокую устойчивость и эффективность, чем сравнительно небольшие и менее эффективные предприятия.

При анализе рынка  ферротитана мы видим, что на рынке  действует ограниченное число покупателей, что позволило составить прогноз  потребности в ферротитане до 2013 года. На рисунке 11 изображен прогноз потребности в мире, а на рисунке 12 в России.

 

 

Рисунок 11 - Мировое производство  стали и потребность в «FeTi70» в 1990-2013 годах

 

Как видно на рисунке  объем спроса составит порядка 57000-60000 тонн в год, что почти в полтора раза больше потребности в ферротитане в 2005 году [32].

 

Рисунок 12 - Российское производство  стали и потребность в «FeTi30» в 2003-2013 годах

2.3 Анализ предложения

 

На этапе изучения предложения необходимо учитывать следующие особенности промышленных рынков: дефицитную природу промышленного рынка, а также ограниченное количество конкурентов на рынке. Рассмотрим приведенные особенности на примере изучения рынка ферротитана.

Рынок ферротитана тесно  интегрирован в мировую титановую промышленность. Наглядно место ферротитана в мировой титановой промышленности изображено на схеме производства ферротитана (рисунок 13).

Рисунок 13 – Место ферротитана в мировой титановой промышленности

 

Основной движущей силой  ферротитановой отрасли является спрос на титановую продукцию со стороны военной и аэрокосмической промышленности. Несмотря на то, что конечной отраслью потребления ферротитана является стальная промышленность, тенденции, происходящие в титановой отрасли, значительным образом влияют на данный рынок [30].

В ходе исследования были сопоставлены факторы, влияющие на предложение и спрос ферротитана. Схема представлена в приложении А. Наибольшее воздействие оказывают два ключевых фактора и, прежде всего, на значительный рост его цен: 

- сокращение количества титанового лома в СНГ и в мире в целом, в связи с недостаточным воспроизводством за последние 15 лет;

- высокий спрос на титановый лом у производителей титановой продукции, вызванный ростом заказов со стороны военной и аэрокосмической промышленности США в 2004-2005 гг.

Анализ ситуации показывает, что дефицит титанового лома сдвинул  фокус конкурентной борьбы со сбыта  ферротитана, на закупку титанового лома. Наличие стабильных источников титанового сырья является главным  конкурентным преимуществом производителя.

В СНГ основным источником лома является реконструкция или  утилизация следующих объектов: пивные и химзаводы, атомный подводный  флот и авиация, запасы технологических  отходов и неликвиды на предприятиях. Первоначально большие объемы лома России после списания, демонтажа и разборки военной техники практически исчерпали себя.

Крупнейшим поставщиком  титанового лома в мире остается аэрокосмический  сектор с такими гигантами, как «Boeing» (США), «Pratt & Whiney» (США), «General Electric» (США), «EADS», «SNECMA Moteurs» (Франция), «Rolls-Royce» (Великобритания), «Mitsui & Co» (Япония). Эти отрасли сильно подвержены цикличности в 3-5 лет: так после подъема в 1996-1999, в 2000-2003 годах наблюдался значительный спад в данных отраслях. Рост со стороны производителей стальной промышленности на ферротитан, и как следствие, на титановый лом стабильно растет и не подвержен цикличности. В результате,   в 2000-2003 годах произошло перераспределение титанового лома в пользу производителей ферротитана [28].

С 2004 года возобновился рост спроса на титановый лом в аэрокосмической  промышленности и продолжится до 2006 года, далее в 2007-2010 вновь произойдет спад, очередной рост наступит в 2011-2013 годах. Рост со стороны производителей стальной промышленности на ферротитан, и как следствие, на титановый лом будет продолжать стабильно расти. В результате чего,   в долгосрочном периоде продолжится перераспределение титанового лома в пользу производителей ферротитана.

В 2004 году потребность в титановом ломе составила 42 тыс.тонн, в 2005 она увеличилась на 8% и достигла 45,5 тыс.тонн. В 2006 темпы роста составят около 3%, в 2007-2010 годах 1-1,5%. В 2011-2013 гг. в связи с циклическим подъемом в аэрокосмической промышленности темпы роста вновь достигнут 5-7% [39]. На рисунке 14 приведена динамика потребления титанового лома.

 

Рисунок 14 - Динамика потребления титанового лома в мире

 

Таким образом, в долгосрочном периоде основными факторами, определяющими  цены на титановый лом останутся как рост спроса со стороны производителей ферротитана (вследствие развития стальной промышленности), так и со стороны производителей титановой продукции. В 2007-2009 году прогнозируется циклического спад в аэрокосмической промышленности, в результате чего произойдет уменьшение влияния данного фактора на цены на титановый лом, в 2010-2012 в ситуации циклического подъемного давление на цены на титановый лом вновь усилится.

Таким образом, очевидна зависимость между производством  ферротитана и наличием достаточного количества титанового лома. Приведенный факт свидетельствует о дефицитности промышленного рынка и необходимости оценки рынка сырья с точки зрения наличия конкурентных преимуществ.

Небольшое число конкурентов на рынке ферротитана, говорит о высокой концентрации рынка, данное обстоятельство облегчает задачу исследования, поскольку дает возможность оценить не всех, но хотя бы основных агентов рынка.

Основное производство ферротитана сосредоточено в  Великобритании, России и США. Мировой объем производства за 2005 год составил 64 000 тонн. Совокупный экспорт около  40 000 тонн в год в основном из Великобритании, России, Германии, Франции и Японии.

В Великобритании сосредоточено 5 производителей ферротитана, они произвели  за 2005 год 47 100 тонн ферротитана. Наиболее крупными являются «London & Scandinavian Metallurgical» и «Metal & Alloys Titanium Products»,объемы их производства показаны в таблице 4.

 

Таблица 4 - Производители ферротитана в Великобритании

Производитель

Месторасположение завода или головного офиса

Объем производства, тонн

1. London & Scandinavian Metallurgical

Роттердам

25 000

Продолжение таблицы 4

2. Metal & Alloys Titanium Products

Шеффилд

9 600

3. Ferro-Titanium and Alloys

Буртон-на-Тренте

2 500

4. Willian Wogen Allpys Ltd

Роттердам

4 000

5. F.E.Mottram Ltd

Шеффилд

6 000


 

Всего 5 компаний в США  производят или обрабатывают ферротитан (таблица 5), но только «Galt Alloys» выделяется значительным по объему производством. Остальные компании занимаются данной продукции только в рамках производства широкого ряда ферросплавов. Совокупный объем производства за 2005 год составил 21 500 тонн.

 

  Таблица 5 – Основные производители ферротитана в США

 

 

Производитель

Месторасположение завода или головного офиса

Объем производства, тонн

1. Galt Alloys

Кантон, Огайо

7 000

2. Global Titanium Inc

Детройт, Мичиган

3 800

3. Shieldalloy Metallurgical Corp

Ньюфайлэнд, Кэмбридж

3 100

4. HTP Inc

Шэрон, Пенсильвания

2 800

5. American Alloys Inc

Нью-Хэвэн, Западная Верджиния

2 500

6. Reactive Metals & Alloys Corp

Западный Питсбург, Пенсильвания

1 600

7. Atomergic Chemetals Corp

Фармингдэйл, Нью-Йорк

700


 

Всех производителей ферротитана в России в зависимости  от объема можно разделить на 4 группы:

- очень крупные производители: более 5000 тонн;

- крупные производители: объем производства 1000-5000 тонн  в год (таблица 6);

- средние производители: объем производства 500-1000 тонн  в год;

- мелкие производители: объем производства 100-500 тонн.

В России крупнейшим производителями  ферротитана является «ВСМПО» (мощность 12000-15000 тонн в год). Суммарный объем производства крупных производителей за 2005 году составил 16 530 тонн [33].

 

Таблица 6 – Объемы производства крупных производителей ферросплавов России.

Производитель

Объем производства, тонн

1. ЗАО «Волговятсквторцветмет»

3 200

2. ЗАО «Каскад АВС»

2 100

3. ЗАО «ПО Зубцовский  машзавод»

2 000

4. ЗАО «Ключевского  завода ферросплавов»

2 000

5. ЗАО «Режевской завод  металлопроката»

1 800

6. ООО «ТЕХНОИНВЕСТПРОМ»

1 730

7. ОАО «Среднеуральский металлургический завод»

1 400

8. ОАО «Ново-мет»

1 200

9. ООО «Экостайл»

1 100


 

Мелких и средних  производителей ферротитана насчитывается  22 предприятия. Суммарный объем их производства составил на конец 2005 года 13 420 тонн.   

Практически весь объем произведенного «FeTi70» отправляется российскими производителями на экспорт. Структура экспортных поставок изображена на рисунке 15. На внутреннем рынке потребляется  в основном низкопроцентный ферротитан производства «Ключевского завода ферросплавов».

Рисунок 15 - Структура  экспортных поставок «FeTi70» из России по типу производителя в 2005 году

 

На долю «ВСМПО» и крупных производителей приходится практически 80%. Необходимо оценить основного игрока рынка, так это производственное объединение имеет наибольшее влияние на рынок по сравнению с другими участниками.

Общее влияние «ВСМПО» на рынок ферротитана сокращается, так как компания концентрируется на производстве и маркетинге титановых слитков и титановых изделий. Объём продаж ферротитана в этом году меньше, чем в предыдущие годы, и в будущем объёмы продаж будут ещё меньше, снизится и влияние на глобальный рынок [27].

Информация о работе Особенности маркетинговых исследований на промышленных рынках