Особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть сущность и характеристики инфляции;
- рассмотреть виды и типы инфляции;
- проанализировать особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 160.59 Кб (Скачать файл)

Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что  кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это  неизбежно означает постепенное  снижение ставки рефинансирования [6, c. 9].

Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического  продолжения в реальном секторе  экономики.

Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения  большинства госпредприятий и недостатком  средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности.

С целью финансирования бюджетных  расходов правительство не только увеличило  свой рублевый долг перед центральным  банком на 21,8 млрд. руб., но и снизило собственный валютный депозит в нем более чем на 60 млн. USD.[17, с. 14] Оно также активно заимствовало денежные средства у банков, превратившись из кредитора банковской системы в дебитора. На 1 апреля 2006 года общая задолженность правительства банкам страны достигла примерно 340 млрд. руб. Причем около 90% этой задолженности выражено в иностранной валюте.

Очевидно, что нынешняя экономическая  политика не позволяет белорусскому правительству найти общий язык с международными финансовыми организациями  и привлечь кредитные ресурсы  для выхода из кризиса. Поэтому перспективы  таковы: либо правительство отказывается от поддержки рубля, либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован системный  кризис банковской системы, в результате чего все обязательства банков перед  домашними хозяйствами и предприятиями  будут фактически аннулированы.

За 10 месяцев 2006 г. наметилась положительная тенденция оздоровления экономики. Среди основных успехов фигурирует рост ВВП в рамках прогноза — 106,3%. Производство продукции промышленности составило 106,5%, инвестиции в основной капитал достигли отметки 118,2%. А вот ситуация в сельском хозяйстве упорно не желает подстраиваться под прогнозные показатели — 105,8% [7, c. 54].

Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства  остается сдерживание инфляции. В 2006 г. индекс потребительских цен может составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г. [2,c.34].

Ситуация в реальном секторе  экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции  по состоянию на 1 ноября 2006 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.

Серьезные проблемы у Совета министров  возникли с прогнозными показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 446 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.

В новом проекте государственного бюджета на 2007 г. заложен рост ВВП 109-110%.

Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем роста  заработной платы, заложенным в программе [13, c. 99].

Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран  СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это  следствие нежесткой денежно-кредитной  политики и резкого повышения  зарплаты, а также решения о  повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило  повысить окупаемость издержек, а  также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в  энерго- и газоснабжении.

В первой половине 2006 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.

Таким образом, инфляция, неуправляемая  сама, делает плохо управляемым все  народное хозяйство. Инфляция автоматически  снижает эффективность экономических  регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

 

 

2.2 Динамика инфляции в Республике Беларусь на современном этапе

 

Прирост индекса потребительских цен в январе 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. составил 1,9 процента, с январем 2010 г. - 109,7 процента (годом ранее - 1,4 и 10,6 процента соответственно). При этом цены на продовольственные товары выросли на 2,2 процента, непродовольственные - на 1,6 процента, тарифы на услуги - на 1,8 процента. Рост цен на продовольственные товары в январе по сравнению с декабрем дал 1,1 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные - 0,5 процента прироста, на услуги -0,3 процента прироста.

Таблица 2.1 Индексы цен и тарифов в январе 2012 г.

Примечание: источник [3, c. 90]

Инфляционные процессы в Республике Беларусь в январе 2012 г. формировались  под влиянием предпринятых ранее  мер по ужесточению денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики. Существенное влияние на динамику потребительских  цен оказали стабилизация обменного  курса белорусского рубля к иностранным  валютам,а также предпринятые Правительством Республики Беларусь меры по администра-тивному регулированию ценообразования.

Прирост индекса цен на продовольственные товары в январе 2011 г. составил 2,2 процента (в январе 2010 г. - 2,1 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали алкогольные напитки и табачные изделия (на 9,2 процента), говя-дина, кроме бескостного мяса (на 4,4 процента) и картофель (на 3,7 процента).

Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь 2011 г. составил 1,6 процента (в январе 2010 г. - 0,3 процента). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 4,6 процента), письменные принадлежности (на 3,8 процента) и парфюмерно-косметические товары (на 2,7 процента).

Прирост цен и тарифов на услуги населению в январе 2011 г. составил 1,8 процента (в январе 2010 г. - 1,4 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на санаторно-оздоровительные (на 19,8 процента), медицинские (на 5,8 процента), бытовые услуги (на 5,1 процента) и услуги высшего образования (на 5,0 процентов).

По данным Национального статистического  комитета, базовая инфляция за январь 2011 г. составила 1,8 процента (0,8 процента за январь 2010 г.) и дала, по оценке Национального банка, 1,2 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 62,5 процента против 36,9 процента годом. Прямое административное повышение цен и тарифов, включая цены на плодоовощную продукцию, дало 0,7 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 37,5 и 63,1 процента соответственно).

В годовом выражении (к соответствующему месяцу предыдущего года) в январе 2011 г. индекс потребительских цен составил 209,7 процента, базовая инфляция -220,2 процента 24, индекс регулируемых цен, включая цены на плодоовощную продукцию, - 190,1 процента, индекс цен производителей промышленной продукции 249 процентов.

Рисунок 2.1 Динамика ценовых индексов в годовом выражении в январе 2011 г. процентов

Примечание: источник [3, c. 90]

В январе 2011 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 2,4 процента против 2,6 процента годом ранее. При этом цены на инвестиционные товары увеличились на 6,2 процента, на промежуточные - на 2,0 процента, на потребительские - на 1,6 процента. В горнодобывающей промышленности снизились на 3,3 процента (годом ранее - выросли на 4,0 процента), обрабатывающей промышленности - выросли на 2,7 процента (годом ранее - на 1,4 процента), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 1,4 процента (годом ранее - на 8,1 процента).

Индекс цен в строительстве в январе 2011 г. увеличился на 6,5 процента (в январе 2010 г. - на 1,1 процента), в том числе на строительно-монтажные работы – на 6,9 процента (в январе 2011 г. - на 3,1 процента). Индекс тарифов на грузовые перевозки вырос на 18,7 процента (годом ранее - на 3,9 процента) в основном за счет повышения тарифов на трубопроводный транспорт на 66,5 процента.

Таким образом в Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2010—2011 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособностью, с высокой материало- к энергоёмкостью выпускаемой продукции. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков. Ключевым  фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Основные направления и методы  антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь

 

 

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного  обращения, можно считать одной  из закономерностей переходного  периода. Очевидно, что стержнем любой  антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация  условий ее возникновения и развития.

Системной причиной инфляции стала  попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов. [21,c.90]

Подходы и инструменты регулирования  инфляционных процессов в прогнозном периоде 2007-2012 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2012 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики [13, с. 231].

В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных  факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности  отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2012 г. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

Макроэкономическая, монетарная и  фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для  сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного  характера, так и со стороны издержек производства. [7,c.120]

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности  функционирования реального сектора  экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных  предприятий и планово-убыточных  отраслей, функционирование которых  поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь