Особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть сущность и характеристики инфляции;
- рассмотреть виды и типы инфляции;
- проанализировать особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 160.59 Кб (Скачать файл)

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку  способствует развитию эффективных  и менее ресурсоемких отраслей и  производств, предоставляет возможность  в какой-то мере маневрировать материальными  ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать  перспективные направления, получая  тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной  системы производства, ее высокой  материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию  топливно-энергетических ресурсов, сырья  и материалов в ближайшей перспективе  должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной  структуры народного хозяйства  в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;

• увеличение масштабов внедрения  ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

• расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива  и энергии, сырья и материалов;

• оптимизация топливно-энергетического  баланса страны на основе повышения  уровня использования вторичных  энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов  топлива при производстве продукции.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2012 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер законодательного, организационного, технического, финансово-экономического характера. [13, с. 78]

Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества  самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и  страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.

Ключевыми проблемами для обеспечения  снижения издержек обращения являются:

• сокращение посреднических организаций;

• формирование эффективной информационной базы о рыночной конъюнктуре;

• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков.

Общей целью совершенствования  системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего  формирование системы цен, создающей  условия для эффективного использования  ресурсов, повышения конкурентоспособности  экономики, реализации приоритетов  государственной экономической  политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении  на этой основе жизненного уровня населения.

Главной целью государственной ценовой политики на 2007-2012 гг. должно стать достижение и поддержание сбалансированной внутренней и внешнеторговой ценовой структуры. Наиболее существенными дисбалансами сегодня являются перекрестное субсидирование услуг ЖКХ (окупаемость затрат тарифами для населения в 2012 г. составила 20%); значительная дотационность городского и пригородного транспорта (возмещение затрат по перевозкам городским автотранспортом составляет около 28%, пригородными поездами - 25%, пригородным автотранспортом - 42%); низкие закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства. Высвобождение накопленных ценовых диспропорций в ходе достижения сбалансированной ценовой структуры может привести к усилению инфляции, однако в дальнейшем равновесная структура цен будет способствовать сдерживанию роста цен.

Несбалансированность ценовой  структуры проявляется в заниженном уровне потребительских цен по отношению  к ценам производителей промышленной продукции, что создает угрозу накопления инфляционного потенциала. Отставание цен на продовольственные, непродовольственные  потребительские товары и услуги имело своим следствием ухудшение  среднего качества товаров, реализуемых на внутреннем рынке. (В 2011 г. впервые за последние пять лет тенденция изменилась - индекс цен промышленных производителей был ниже, чем индекс потребительских цен).

Новая цель государственной ценовой  политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом аспекте  необходимо смещение от преимущественного  анализа инфляции к анализу изменения  внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и  своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике  республики, соответствующим образом  корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен.

Ориентация на новые стратегические цели в ближайшей перспективе  требует выполнения ряда тактических  задач и осуществления определенных мер.

1. Необходимо продолжить политику  либерализации системы ценообразования,  повысить ее прозрачность. Цены  должны формироваться под воздействием  спроса и предложения. Изменение  относительных цен также должно  происходить под воздействием  изменений в спросе и/или предложении,  а не вследствие пересмотра  закупочных цен, потолков цен  или других инструментов прямого  регулирования.

2. Следует ликвидировать в 2013 г. перекрестное субсидирование услуг ЖКХ для населения в соответствии с постепенно вводимым графиком.

Такая динамика ликвидации перекрестного  субсидирования может дать 10-15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно в  течение трех лет и возможность  многократного превышения темпов роста индексов тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их себестоимости. Вместе с тем специфика этого процесса такова, что он не требует адекватной девальвации национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности экспорта, наоборот, даже при нулевой эластичности обменного курса по отношению к этому росту цен, вызванному снятием перекрестного субсидирования, ценовая конкурентоспособность экспорта должна возрастать. Меры данного порядка потребуют соответствующего роста номинальной заработной платы и доходов населения, которые, однако, с учетом предыдущих замечаний повысят долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом указанные подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.

3. Доведение тарифов на услуги  пассажирского транспорта в течение 2013 гг. до уровня, обеспечивающего его самоокупаемость, (вклад около 2-3 процентных пунктов в ИПЦ в течение двух лет) должно поднять уровень самофинансирования транспорта и повысить эффективность его работы. Замечания, сделанные в отношении ЖКХ, во многом справедливы и для пассажирского транспорта – подобное повышение цен не стимулирует девальвацию (через необходимость повышения ценовой конкурентоспособности экспорта) и требует повышения заработной платы и доходов населения. [6,c.9]

4. Выравнивание потребительских  цен на продовольствие и закупочных  сельскохозяйственных цен с западными  областями России в основном должно быть осуществлено в 2013 г.

Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие  бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры превосходят белорусский рынок).

Структурные изменения в системе цен до 2015 г. должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси в ВТО. Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.

Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер  защиты национальных производителей (в  первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и  каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось  и много общего.

Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности  денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.

Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных  сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования  в Беларуси, которые в самом  общем виде сводятся к следующим.

С учетом финансовой и экономической  ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь