Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа
Описание работы
Изучение организационных конфликтов имеет большое значение для развития любой организации и требует понимания причин и динамики развития конфликта. В организациях всегда имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины подводят к выводу о том, что если организация есть комплекс противоречий, то она содержит в себе потенциал напряженности и она конфликтна по природе своей.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие конфликта и его роль в организации 4 1.1 Виды и типы организационных конфликтов. 9
2. Особенности управления конфликтами 11 2.1 Основные этапы регулирования и формы завершения конфликтов 13
Основные этапы регулирования
и формы завершения конфликтов
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
17
ВВЕДЕНИЕ
Изучение организационных конфликтов
имеет большое значение для развития любой
организации и требует понимания причин
и динамики развития конфликта. В организациях
всегда имеют место неравенство в распределении
ресурсов, а также различия в возможностях
высшего руководства реализовать властные
функции. Все эти причины подводят к выводу
о том, что если организация есть комплекс
противоречий, то она содержит в себе потенциал
напряженности и она конфликтна по природе
своей.
Таким образом, управленческая
деятельность практически всегда сопряжена
с конфликтами. Организационные конфликты
составляют значительную часть всех конфликтов.
Следовательно, тема моей курсовой работы
является актуальной и важной. Так как
каждый руководитель заинтересован в
том, чтобы конфликт, возникший в его организации,
был, как можно быстрее преодолен, так
как его последствия могут принести немалый
ущерб.
Цель данной курсовой работы
заключается в проведении теоретических
и практических исследований, и изучении
причин возникновения трудовых организационных
конфликтов в Муниципальном образовании.
Курсовая работа предусматривает решение
следующих важнейших задач:
-теоретические исследования
организационных конфликтов и
их видов;
-изучение способов разрешения
и управления организационными
конфликтами;
-анализ причин возникновения
организационных конфликтов в
деятельности муниципального образования;
-рекомендации по воздействию
и управлению организационными
конфликтами.
В курсовой работе объектом
исследования является организационные
конфликты. Предметом курсовой работы
выступают подходы к управлению организационными
конфликтами
1. Понятие конфликта
и его роль в организации
Сформировать обобщенное представление
о роли и сущности организационного конфликта
представляется достаточно сложной проблемой.
Он по-разному определяется в психологии,
педагогике, социологии, менеджменте,
теории организаций и других отраслях
знаний. Дифференциация конфликтов зависит
от того, как они понимаются, и какие способы
управления ими предлагаются. Так, каждый
из авторов зачастую выводит свое понимание
конфликта и прочих категорий, необходимых
для его рассмотрения. Обобщив теоретический
и практический материал, важно сформулировать
ряд категорий, необходимых для рассмотрения
конфликта. Определение данных понятий
является необходимым для последующего
анализа конфликта.
В настоящее время понятие организация
трактуется в следующих направлениях:
- упорядоченное, согласованное
взаимодействие частей целого, обусловленное
специфическим строением;
- совокупность процессов, ведущих
к совершенствованию взаимодействия связей
между элементами системы;
- объединение людей, совместно
реализующих цели и действующих на основе
формальных правил, методов и технологий;
- искусственное объединение
людей, занимающих определенное место
в обществе, предназначенное для выполнения
заданных функций и определенных целей;
- система, эффективно функционирующая
в условиях внешней и внутренней среды;
- организация как совокупность
юридических, правовых и организационных
форм (ООО, ОАО, ЗАО, ИП).
По сути, организация представляет
собой целостный организм, который действует
в соответствии с четко определенными
целями и задачами. Именно они определяют
направления работы, специфику и сущность
организации.
В противовес этому в организации
присутствуют цели и задачи иного порядка.
Их происхождение относится к сотрудникам.
Понятно, что любая организация состоит
из определенного количества людей, которые
являются ее сотрудниками — персоналом.
Для них характерно наличие индивидуальных
целей и задач, которые должны быть соотнесены
с организационными.
Сотрудники (персонал), составляющие
организацию, являются главным ресурсом
организационной деятельности, от качества,
оперативности и точности функционирования
которого зависит эффективность организации
в целом. На каждого сотрудника организации
возлагается определенный комплекс обязанностей,
он обладает кругом полномочий и компетенцией,
посредством которых вносит свой вклад
в достижение организационных целей.
Можно сказать, что особенностями
современных организаций являются:
- реализация потенциальных
возможностей и способностей индивида;
- единство интересов людей
(личных, групповых, общественных);
- одинство организационных
и частных (индивидуальных) интересов.
Деятельность сотрудников в
рамках организации не происходит автономно,
так как организация является результатом
коллективного труда. Во многом преимущество
такой формы совместной деятельности
людей, как организация, заключается в
том, что человек, входящий в состав коллектива,
более успешно достигает своих целей,
чем в индивидуальном порядке. Конечно,
взаимодействие членов организации должно
быть сбалансировано и скоординировано
для того, чтобы существовать как стабильная
внутренняя среда. Однако в организации
в большинстве случаев возникают проблемы
вследствие недостаточного взаимодействия
и скоординированного функционирования
сотрудников организации. Одной из причин
того, что сотрудники работают неэффективно,
увольняются из организации, руководители
теряют контроль над персоналом, производство
приостанавливается и возникает угроза
самому существованию организации, являются
конфликты.
В литературе конфликт трактуется
неоднозначно, а иногда и противоречиво.
Обратимся к этимологии данного слова.
Так, слово конфликт (лат. conflictus) переводится
как столкновение. Основываясь на исходном
значении этого термина, понимание конфликта
должно включать действие, ориентированное
на столкновении противоборствующих сторон.
В отечественной научной литературе
наиболее полное определение конфликта,
на наш взгляд, дал Шайхутдинов, который
выделяет следующие способы использования
понятия конфликт:
- конфликт как объект исследования;
- конфликт как область специализации
научных методов;
- конфликт как механизм, искусственно
создаваемый организаторами для интенсификации
мышления и деятельности;
- конфликт как эталон, позволяющий
увидеть то, что невозможно при нормальном
течении дел;
- конфликт как случившееся,
по отношению к которому надстраиваются
различные технические образования, доводя
фактическое столкновения сторон до полной
структуры конфликта.
Однако это определение не отражает
сути и всех основных черт конфликта как
понятия психологического и организационного.
Остановимся на основных общеметодологических
понятиях конфликта, которые отражают
его сущность:
- конфликт — ситуация, которая
возникает, когда целенаправленное поведение
одной группы в организации блокирует
целенаправленное проведение другой;
- конфликт — поведение, основным
направлением которого является поражение,
ослабление или подавление оппонента;
- конфликт — противоречие между
людьми;
- конфликт означает несогласие
сторон, при котором одна сторона пытается
добиться принятия своих взглядов и помешать
другой стороне доказать свои взгляды;
- конфликт — это несогласие
между двумя или более сторонами;
- конфликт — столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с другом
тенденций в сознании отдельно взятого
индивида, в межличностных отношениях
индивидов или групп людей, связанное
с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Суммируя приведенные высказывания,
можно определить конфликт как динамически
сбалансированное воздействие, осуществляемое
двумя или более субъектами на основе
несовпадения интересов, целей, методов
и способов их достижения. Предполагается,
что субъектом воздействия в процессе
конфликта может быть либо отдельный человек,
два человека или группа людей. Если рассматривать
конфликт с позиции организации, то именно
от субъектов конфликта зависит острота
возникших противоречий, срок их протекания,
способ и технология разрешения конфликта.
Ведь совокупность индивидов в организации
составляют люди, которые имеют различные
психологические, физиологические, интеллектуальные
характеристики, а также различные опыт,
цели и задачи. Можно говорить, что одним
из существенных признаков конфликта
являются характерные особенности участвующих
сторон. Выделим основные понятия, характеризующие
субъективную сторону конфликта в организации.
Субъекты конфликта — отдельные
индивиды или группы индивидов, имеющие
свои личные цели, которые разнятся с целями
организации. В зависимости от степени
участия в конфликте, выделяют следующих
основных участников конфликта:
- основные участники — это
главные действующие лица на арене — оппоненты;
- группа поддержки — люди, которые
могут коренным образом воздействовать
на развитие конфликта и его исход;
- другие участники — могут
лишь оказать эпизодическое влияние на
ход и результаты конфликта.
Другой важнейшей характеристикой
конфликта является степень остроты конфликтной
ситуации. Так, по степени остроты выделяют
конфликты, имеющие низкую, среднюю и высокую
конфликтность. Конфликт с низким уровнем
конфликтности протекает в форме обостренного
диалога — спора между противоборствующими
сторонами — и завершается согласованием
сторон. Конфликт с высоким уровнем конфликтности
протекает в форме обостренного противоречия
— физического насилия — и завершается
физическим уничтожением одной из сторон.
Конфликт средней тяжести представляет
собой симбиоз выделенных конфликтов.
Степень тяжести конфликта обостряется
тем, что в большинстве организаций для
разрешения конфликтов не разработано
правовых, административных, организационных
и иных механизмов их предупреждения и
урегулирования.
Предмет конфликта — существующая
или воображаемая проблема или ситуация,
посредством которой стороны вступают
в противоречие.
Объект конфликта — ресурсы
организации (материальные, человеческие,
организационные, социальные, духовные),
цели конфликтов организации, ценности,
приоритеты.
Можно говорить о том, что в
возникновении конфликтов определяющее
значение играют так называемые конфликтогены,
т. е. слова, действия (или бездействие),
способствующие возникновению и развитию
конфликта.
На практике широко распространены
следующие три основных типа конфликтогенов:
- стремление к превосходству;
- проявления агрессивности;
- проявления эгоизма.
По сути, психологическими составляющими
конфликта являются стремления, стратегии,
методы и способы поведения сторон. Развитие
и возникновение конфликтогенов связано
с уровнем информационной обеспеченности
субъектов конфликта. Именно информация
ее количество и качество определяет количество
и качество конфликтогенов. Например,
если начальник отдела по управлению персоналом
строит свою деятельность только на основании
имеющейся в его распоряжении информации,
что типично для практики, его действия
могут вызвать конфликтную ситуацию с
руководителем организации. Роль конфликтогена
здесь выполняет информация, а именно
ее ограниченный характер.
Традиционно в организации
конфликт ассоциируется с агрессией, угрозами,
спорами, враждебностью, противоборством,
т. е. конфликт предстает как явление негативное.
Этот подход к определению сущности конфликта
характерен для основоположников теории
менеджмента и управления персоналом
и называется дисфункциональным. Основное
направление значений конфликтов в организации
основывалось на подходах к эффективности
организационной деятельности при отсутствии
конфликтов благодаря отлаженному механизму
системы управления, четко определенных
задач, процедур, должностной субординации.
Школа человеческих отношений
в отношении исследования конфликтологического
направления также опиралась на отрицательный
характер конфликта в рамках организации.
Так, конфликт рассматривался как признак
неэффективной деятельности организации
и плохого управления. Однако не исключалась
возможность появления конфликта и при
хорошем уровне управления, в ситуации,
когда возникает дифференциация между
целями отдельной личности и организации
в целом, между руководством и персоналом
организации. Поэтому одной из форм предотвращения
конфликтов и их последующего предупреждения
считалось создание благоприятной внутренней
атмосферы, корпоративной культуры.
С точки зрения современного
менеджмента, конфликты являются не только
необходимым элементом организации, но
и зачастую благоприятным, позитивным
и необходимым. Положительное влияние
конфликта заключается в том, что конфликт
выявляет разнообразие точек зрения, дает
дополнительную информацию, помогает
выявить большее число проблем по вопросам
организационной деятельности, что делает
процесс принятия решений группой более
эффективным, а также дает возможность
каждому члену организации выразить свои
мысли и тем самым удовлетворить личные
потребности в уважении и власти. Можно
говорить о том, что конфликт может быть
функциональным и вести к повышению эффективности
деятельности организации.