Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:43, курсовая работа
Цель стратегического планирования — создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленные на успешное ее развитие и достижение поставленных целей. Стратегическое планирование осуществляется на четырех уровнях: корпорации, подразделения, бизнес-единиц и производственной линии.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ - 4 -
1.1. Концепции управления маркетингом - 5 -
1.2. Стратегическое планирование маркетинга - 7 -
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ И АУДИТ - 10 -
2.1 Основы аудита и анализа маркетинга - 10 -
2.2. Процесс управления маркетингом - 19 -
2.3. Контроль за осуществлением маркетинговых мероприятий - 29 -
ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА НА … . - 32 -
3.1 Общая характеристика фирмы. - 32 -
3.2. Текущая маркетинговая ситуация. - 33 -
3.3. Товарная стратегия фирмы. - 33 -
3.4. Планирование маркетингового бюджета. - 36 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 38 -
ЛИТЕРАТУРА - 39 -
Разработка
маркетинговых стратегий
Конкурентная
маркетинговая стратегия
После выбора общей маркетинговой стратегии достижения конкурентных преимуществ компания может перейти к детальному планированию маркетингового комплекса. Маркетинговый комплекс – набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов – товар, цена, методы распространения и продвижения товара, совокупность которых компания использует для получения желаемой реакции целевого рынка. Маркетинговый комплекс включает в себя все инструменты, которые использует компания, чтобы повлиять на собственный товар или услугу. Маркетинговый комплекс представлен на рисунке 1.8.
Все многочисленные возможности маркетингового комплекса можно условно разделить на четыре группы, так называемые «4Р»:
Рис. 1.8. Составляющие элементы маркетингового комплекса.
Эффективная
маркетинговая программа
По мнению автора, следует учитывать то, что концепция «4Р» представляет собой точку зрения продавца на маркетинговые средства воздействия на покупателя, а с точки зрения потребителя, – любое маркетинговое мероприятие разрабатывается для обеспечения покупателю определенных преимуществ. Поэтому при разработке комплекса «4Р» следует параллельно разрабатывать, так называемый, комплекс «4С» для сбалансирования внешней и внутренней маркетинговой среды (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2. Сравнительная характеристика комплексов «4Р» и «4С».
4Р |
4С |
Товар (product) |
Нужды и потребности покупателя (Customer needs and wants) |
Цена (price) |
Затраты покупателя (Cost to the customer) |
Методы распространения (Place) |
Удобство (Convenience) |
Методы продвижения (Promotion) |
Обмен информацией (Communication) |
Таким образом, преуспевать будут те компании, которые смогут удовлетворить потребности покупателя экономно, удобно и при хорошем взаимопонимании.
Весь комплекс
проведенных мероприятий должен
найти отражение в плане
Таблица 1.3. Структура
плана маркетинговых
Раздел |
Назначение |
Обзор плана маркетинговых мероприятий (резюме) |
Представляет основные тезисы предлагаемого плана для беглого просмотра |
Текущее состояние рынка |
Предоставляет основную информацию о рынке, товаре, конкурентах и распространении товара |
Угрозы и возможности |
Описывает основные возможности, которые могут оказать влияние на товар |
Задачи и проблемы |
Кратко формулирует задачи компании по данному товару, включая вопросы продаж, доли рынка, прибыли, а также проблемы, с которыми может столкнуться компания при выполнении этих задач |
Маркетинговая стратегия |
Представляет общий маркетинговый подход, который будет использоваться для достижения запланированных целей |
Программы действий |
Определяют, что, кем, когда будет сделано, и сколько это будет стоить |
Бюджеты |
Предполагаемые доходы и расходы, которые позволяют дать предварительную финансовую оценку результатов выполнения данного плана |
Контроль |
Указывает, каким образом будет контролироваться выполнение плана |
Планирование хороших стратегий – это лишь начало пути к успешному маркетингу. Самая блестящая маркетинговая стратегия ничего не будет стоить, если компании не удастся реализовать ее надлежащим образом. Реализация маркетинга представляет собой процесс преобразования маркетинговых стратегий и планов в маркетинговые мероприятия, направленные на достижение стратегических маркетинговых целей. Реализация заключается в повседневной и ежемесячной работе для эффективного претворения в жизнь маркетингового плана. Если маркетинговое планирование задается вопросами что и почему, то реализация задает вопросы кто, где, когда и как.
Компания должна
иметь людей способных
Маркетинговая деятельность в современных компаниях организована по-разному. Наиболее распространенная форма – это функциональная организация, когда во главе различных направлений маркетинговой деятельности стоят специалисты по этому виду деятельности – менеджеры по продажам, менеджеры по рекламе, менеджеры по маркетинговым исследованиям, сервис–менеджеры и менеджеры по новым товарам (см рис. 1.9).
Рис. 1.9. Функциональная организация службы маркетинга
В компаниях, продающих свой товар по всей стране и за рубежом, часто используется организация по географическому принципу, при которой за сотрудниками, занимающимися продажами и маркетингом, закреплены определенные страны, регионы и области. Организация по географическому принципу позволяет торговым агентам работать непосредственно на закрепленной за ними территории, лучше узнавать свих покупателей и сократить расходы, связанные с командировками (см. рис. 1.10).
Компания с большим разнообразием товаров или торговых марок часто организует управление по товарам или торговым маркам. При таком подходе менеджер по товару разрабатывает и реализует стратегию и маркетинговую программу по определенному товару или торговой марке (см. рис. 1.11).
Для компаний, продающих одну товарную группу на многочисленных и разнотипных рынках с различными потребностями и предпочтениями, более эффективна организация управления по рынкам. Организация управления по рынкам напоминает организацию по товарам.
Рис. 1.10. Организация по географическому принципу
Рис. 1.11. Организация по товарному принципу
Поскольку при осуществлении планов маркетинга возникает множество неожиданностей, отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за ходом их выполнения. Системы маркетингового контроля нужны для того, чтобы быть уверенным в эффективности и эффектности деятельности компании. Контроль маркетинга – процесс количественного определения и анализа результатов реализации маркетинговых стратегий и планов, а также осуществление корректирующих действий для достижения поставленных целей.
В настоящий момент большая часть компаний практикуют три типа маркетингового контроля:
Типы маркетингового контроля в сравнении рассмотрены в таблице 1.4.
Таблица 1.4. Сравнительная характеристика типов маркетингового контроля.
Тип контроля |
Основные ответственные за его проведение |
Цель контроля |
Примеры и методы контроля |
|
|
Убедиться в достижении намеченных результатов |
|
|
Контролер по маркетингу |
Выяснить, значение рентабельности СЭБ |
Рентабельность в разбивке по товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам, объемам заказа |
|
|
Выяснить степень
эффективности маркетинговых |
Ревизия (аудит) маркетинга |
Цель контроля за выполнением годовых планов – убедиться, действительно ли компания вышла на запланированные на конкретный год показатели валового дохода, прибыльности и прочие целевые параметры. Контроль этого типа включает в себя четыре этапа (см. рис. 1.12).
Во-первых, руководство должно заложить в годовой план контрольные показатели в разбивке по месяцам и (или) кварталам. Во-вторых, необходимо организовать замеры показателей рыночной деятельности фирмы. Для этого используются инструменты финансовой, бухгалтерской и управленческой отчетности компании. В-третьих, необходимо выявлять причины несоответствия плановых и реальных показателей деятельности. В-четвертых, руководство компании должно предпринимать меры по корректировке деятельности фирмы и ликвидации разрыва между поставленными целями и достигнутыми результатами.
Рис. 1.12. Этапы процесса контроля за выполнением годовых планов
Особое внимание следует уделить приемам и методам контроля за выполнением планов.
Анализ возможностей сбыта заключается в замерах и оценке фактических продаж и валового дохода в сопоставлении с плановыми. Источником информации может служить маркетинговые отчеты подразделений сбыта или данные бухгалтерской отчетности.
Однако, анализ возможностей сбыта еще не позволяет судить о рыночном положении фирмы. Для этого собственный валовой доход необходимо сопоставить с аналогичным показателем конкурентов в процессе проведения анализа доли рынка. Тенденция изменения объемов валового дохода и его темпы могут не совпадать со среднерыночными и данными конкурентов. Источниками данной информации могут служить данные государственной статистической отчетности, данные маркетинговых исследований и другие источники коммерческой информации.
После анализа рыночных показателей необходимо выяснить количество ресурсов, которое тратиться на достижение полученных результатов. Инструментом этого типа контроля служит анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом. Причем, желательным является получение аналогичных данных у основных конкурентов. Основными внутренними источниками служат маркетинговые отчеты, а внешними – данные коммерческой разведки и аудита расходов на рекламу и маркетинг конкурентами.
Благоприятная картина, полученная в результате проведения трех предыдущих этапов, может быть значительно откорректирована в результате наблюдения за отношением клиентов. Основными инструментами, применяемыми на этом этапе контроля, являются маркетинговые исследования, система клиентских жалоб и предложений, потребительские панели и опросы клиентов.
Корректирующие действия, предпринимаемые в процессе осуществления маркетингового контроля, носят, как правило, тактический характер. Однако, следует помнить, что многие решения стратегического характера вначале выглядят как текущие или временные. Перед принятием тех или иных корректирующих действий следует предпринять попытку планирования результатов планируемых мероприятий. Для этого используются методы статистического учета и экономического моделирования.