Поддержание конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной эко-номики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведу некоторые из них:
1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффек¬тивно ограничивают возможность каждого из них одно-сторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке .
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми органи¬зациями, при которой их самостоятельные действия эф¬фективно ограничивают возможность каждой из них од¬носторонне воздействовать на общие условия предостав¬ления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

Содержание работы

ГЛАВА I. ПОДДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ………………….....................................................3
1.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ…………………........………………………….........................3
1.2. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ……..…………………….5
ЗАДАЧА ...……………………………………………………………………………………………..8 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………….........................10

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

содержание

Глава I. Поддержание конкуренции………………….....................................................3

    1. Понятие конкуренции…………………........………………………….........................3
    2. Способы и средства поддержания конкуренции……..…………………….5

ЗАДАЧА ...……………………………………………………………………………………………..8               СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………….........................10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Поддержание конкуренции

    1. Понятие конкуренции

    Конкуренция — это исходная категория, характеризующая  сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведу некоторые из них:

    1.Конкуренция  — состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке1.

    Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между  финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

    Такое определение конкуренции предполагает, что:

    - участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

    - конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:

    - важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;

    - наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

    2. Конкуренция — борьба фирм  за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

    Это определение предполагает только конкуренцию  продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

    3. Конкуренция — это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства.  Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы — более высокой прибыли; покупатели — более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

    В этом неформальном определении понятие  конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

    Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой»2.

    Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью  которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как  и для кого производить?

    Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

    Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция  выражает причинно-следственную связь  между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

    При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно  бороться с конкурентами за покупателей  на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

    Конкуренция – фактор, определяющий условия  функционирования того или иного  рынка – состязание между товаропроизводителями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники  сырья.

    Можно без преувеличения утверждать, что  конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в производстве и торговле.

    Рассуждения о необходимости создания конкурентной среды можно слышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблем конкуренции все осуществлявшиеся до сих пор меры оказались малорезультативными. 
 

    
    1. СПОСОБЫ и средства ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

    Конкуренция является ведущей характеристикой  рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки  добросовестной конкуренции и ограничения  монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.

    Основным  методом конкурентной (антимонопольной) политики является обеспечение равных условий конкуренции, что создает  стимулы для инвестиций и нововведений в различных формах.

    Увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь мотивом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше предприятий предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь клиентов и для этого улучшают качество, снижают издержки и взимаемые тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.

    Создание  нормальных конкурентных отношений  непосредственно связано с оздоровлением  российской экономики, обеспечением её успешного развития. ГК РФ определяет конкуренцию как принцип осуществления  имущественных, а, следовательно –  и товарных отношений. Ст.10 ГК РФ устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

    Одним из способов, направленных на развитие конкуренции является поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентацией на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

    Государственная поддержка малому предпринимательству  может оказаться первоочередным предоставлением государственных  заказов, субсидий, гарантированием  получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субподрядчиков только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных представителей и др.

    Одним из способов также является систематическое  сопоставление, общественное сравнение  качественных и ценовых показателей  товаров и услуг, оказываемых  различными предпринимателями. Государство  обязано содействовать регулярному  проведению осмотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

    В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.94 № 191 (в ред. постановления Правительства РФ от 04.09.95 № 880)3 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации, вопросы развития конкуренции изложены декларативно.

    В целях развития конкуренции в  названной программе, в частности, предлагается:

- устранение экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов;

- снижение финансовых, организационных и правовых барьеров для выхода на рынок новых конкурирующих структур;

- диверсификация (перепрофилирование) и разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур;

- увеличение числа поставщиков и объемов поставок продукции из различных регионов;

- предоставление информационного и экономического доступа к кредитам и рынкам сбыта для любого круга субъектов;

- широкое информирование покупателей о ценах на товары различных продавцов;

- проведение селективной экономической политики в отношении новых предпринимателей: предоставление им налоговых льгот на период становления, кредитование по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения и другие меры.

    К сожалению, указанная программа  развития конкуренции во многом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно.

    Юридическая и экономическая науки не проявляют  должного интереса к этим проблемам, не обсуждают необходимых практических мер по их решению.

    Также нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средствами массовой информации объективной деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

    Сегодня в России создано своё антимонопольное  законодательство. Правовое регулирование  конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных  норм, содержащихся в Гражданском  кодексе РФ (ст. 10, 57, 1033), специальных  антимонопольных законов: Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также ряда нормативных  актов разной юридической силы. 

    Таковы  общие направления деятельности по развитию и поддержанию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придётся, прежде всего каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке. 
 
 
 
 
 

    ЗАДАЧА

    Я считаю, что предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о прекращении ФГУП «Почта России» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании ООО «Редакция газеты «СВ» невыгодной услуги, принято, верно.

Информация о работе Поддержание конкуренции