Понятие и значение оптово-посреднической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Как для производителя так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.
Цель нашего исследования - рассмотреть сложившиеся особенности и проблемы организации оптово-посреднических предприятий в России

Файлы: 1 файл

Документ WordPad (6).doc

— 84.34 Кб (Скачать файл)

Введение

На современном этапе развития национальной экономики в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды становится актуальным не только общее совершенствование существующих технологий организации посреднической деятельности, но и внедрение новых методик продвижения товара.

Как для производителя так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.

Цель нашего исследования - рассмотреть сложившиеся особенности и проблемы организации оптово-посреднических предприятий в России

 

1. Понятие и значение оптово-посреднической деятельности

Оптовая торговля - по своей сути представляет деятельность, связанную с поставкой товаров и услуг рыночным посредникам, розничной торговле или корпоративным клиентам. К оптовой торговле не относится сбытовая деятельность производителей и розничных торговцев. Значение оптово-посреднической деятельности отражается в следующих экономических категориях:

Продажа и продвижение. Оптовики облегчают производителям доступ к большему числу корпоративных покупателей. У оптовых торговцев налажены обширные связи, благодаря чему покупатели чаще доверяют больше торговле, чем абсолютно неизвестному производителю.

Закупки и формирование ассортимента. Оптовые торговцы производят отбор товара, грамотно планируют ассортимент, избавляя розницу от лишней работы, хотя это условие в большей степени диктуется фактором конкуренции.

Массовость (оптовая выборка товара). Оптовая организация помогает корпоративному клиенту экономить средства, поставляя товар с меньшими затратами и ценами.

Складирование. Оптовики занимаются хранением товара, сокращая тем самым затраты и риски поставщиков и покупателей.

Транспортировка. Оптовики обеспечивают более быструю доставку клиентам, потому что находятся ближе к ним, чем компания-производитель.

Финансирование. Оптовик осуществляет финансирование клиентов, предоставляя кредиты и оплачивая большие партии товаров.

Принятие риска. Оптовики принимают на себя часть риска, получая товар в собственность и принимая на себя потери связанные с воровством, повреждением, порчей, переоценкой и устареванием товара.

Маркетинговая информация. Оптовые компании предоставляют поставщикам и покупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, появлении новых продуктов и изменении цен.

Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовики очень часто оказывают поддержку розничным торговцам, обучая продавцов, принимая участие в разработке планировки магазина и оформлении витрин, устанавливая новые системы учета и управления запасами. Кроме того, они предоставляют корпоративным покупателям услуги по обучению персонала и техническому обслуживанию поставленного торгового оборудования. Система оптовой торговли в российской экономике является основным каналом продвижения товаров как отечественного, так и значительной массы товаров зарубежного производства. Оптовая торговля охватывает практически все виды продукции производственно-технического и индивидуального потребления, реализуемые через рынок. Оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном как с производством, так и с потреблением.

Результативность работы оптово-посреднической организации в значительной степени зависит технологии организационного построения. Сейчас можно наблюдать отсутствие должного практического опыта рыночного взаимодействия, качественно отработанной методологии и механизма функционирования системы управления оптово-посреднического звена.

2. Организационная структура и формы оптово-посреднического предприятия в современных условиях

Организационная структура управления оптово-посреднической фирмы представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, функционирующих как единая динамичная система. Основными составными элементами любой организационной структуры построения являются органы управления, внутренние структурные подразделения с исполнителями, которые делают систему мобильной по отношению к конъюнктуре рынка и, следовательно, конкурентоспособной. Элементы системы должны быть самодостаточными и оптимальными, то есть без параллельного дублирования. Построение организационной структуры основывается на следующих принципах: Мингазов Х.Х. Современные организационные структуры в промышленности // Российский экономический журнал. - 2003. - №2. принцип соответствия прав и обязанностей между исполнителями и руководителями; принцип персональной ответственности; постоянный эффективный контроль за решением задач.. Схема организации оптовой фирмы

 

В настоящее время оптовая торговля имеет основные формы:

 

транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;

 

складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.

 

Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.

 

Транзитный товарооборот подразделяется:

 

товарооборот с участием в расчетах. Торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей.

 

товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.

 

При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При этом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз. Обоснованием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятиям и адресуется конкретному поставщику-изготовителю, а копия высылается в адрес покупателя - клиента базы.

 

При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:

 

Личная отборка товаров покупателями, практикуется по изделиям сложного ассортимента (автомобили, меха, новейшие модели швейных изделий, мебель и т.п.), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка.

 

Продажа товаров через передвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах автомашин, оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами, рекламными альбомами, каталогами, бизнес-картами, на базе которых товаровед оформляет заявки на доставку товаров покупателям.

 

Продажа товаров через автосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам.

 

Посылочная торговля, обеспечивает население в форме индивидуальной или розничной торговли через магазины мелкооптовой посылочной торговли.

 

Подборка товаров в соответствии с заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу, телефаксу со стороны потребителей. Привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов или коммивояжеров.

 

 

РОЛЬ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАЗВИТИИ ТОРГОВОГО ОБОРОТА

В настоящее время значение посреднической деятельности неуклонно растѐт.

Между тем, несмотря на длительную историю становления и развития, данный вид

деятельности не получил должного нормативно-правового регулирования. Отсутству-

ют не только общие нормы, регламентирующие посредничество как вид предпринима-

тельской деятельности, но и специальные правила, касающиеся отдельных видов по-

среднических услуг.

Как отмечают экономисты, тотальное внедрение в российскую экономику ры-

ночных институтов порождает недопустимо высокий для нее уровень торговых наце-

нок. Так, цена всех видов энергоресурсов увеличивается посредниками более чем

вдвое, то есть доходы посредников превышают доходы ее производителей. Сверхдохо-

ды посреднических структур мультипликативно включаются в цены всей производи-

мой в России продукции и резко снижают и без того низкую продуктивность россий-

ской экономики1

.

Отсюда становится понятной и обоснованной необходимость совершенствова-

ния правового регулирования посреднической деятельности как элемента эффективной

экономики.

Единая и логически обоснованная концепция посредничества как комплексного

института гражданского права, регламентирующего различные виды предприниматель-

ской деятельности, в России отсутствует2

. При этом с развитием и усложнением торго-

вого оборота цивилистические трактовки посредничества следует признать не отра-

жающими сущности данной категории. Институт посредничества интегрировал в ка-

чественно новую правовую категорию торговое посредничество3

.

Любая посредническая деятельность ведется предпринимателями с целью из-

влечения прибыли. И хотя посредники взимают за свои услуги вознаграждение, их

привлечение потенциально может давать и за рубежом даѐт следующие неоспоримые

преимущества:

‒ посредники могут заблаговременно ориентировать изготовителей, в каком на-

правлении им следует развивать производство продукции и услуг, т.е. посредники

практически осуществляют непрерывный маркетинговый мониторинг рынка;

‒ посредники вкладывают в сферу обращения собственный капитал, т.е. аванси-

руют изготовителей товаров и услуг, создавая им условия для увеличения прибыли за

счет экономии оборачиваемости производственного капитала;

‒ посредники нередко принимают на себя финансовые гарантии исполнения

платежных и других обязательств сторон, повышая надежность товарного обмена;

1 Литвинцева, Г. П. Кризис инвестиций как результат несоответствия структурно-технологических ха-

рактеристик экономики ее институциональному устройству / Г. П. Литвинцева // Проблемы прогнозиро-

вания. - 2003. - № 6. - С. 38.

2 Обзор точек зрения, например: Андреева, Л. Торговое посредничество: понятие и правовые формы

осуществления / Л. Андреева // Российская юстиция. ⎼ 1994. ⎼ № 7. ⎼ С. 15; Саркисян, М. Р. Институт

торгового посредничества / М. Р. Саркисян // Журнал российского права. ⎼ 2002. ⎼ № 3. ‒ С. 18.

3 Саркисян, М. Р. Институт торгового посредничества / М. Р. Саркисян // Журнал российского права. ‒

2002. ‒ № 3. ‒ С. 17.‒ посредники могут оказывать содействие в организации транспортировки гру-

зов, их растаможивании и страховании;

‒ посредники повышают конкурентоспособность товаров по техническому

уровню и качеству, осуществляя предпродажную подготовку товаров и их техническое

обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды;

‒ посредники способствуют повышению эффективности рекламы товаров, кото-

рую они осуществляют с учетом региональных и других особенностей рынка;

‒ капитал посреднических фирм используется для финансирования сделок на

основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования;

‒ производитель освобожден от многих забот, связанных с реализацией товара

(доставка, сортировка, упаковка, подбор по ассортименту, приспособление к требова-

ниям местного рынка)1

.

Функции посредников можно разделить на два вида: по отношению к потреби-

телям и по отношению к поставщикам.

Функции по отношению к потребителям.

1. Оценка потребностей и спроса. Эта функция предполагает наличие аналити-

ческих и маркетинговых служб, изучение рынка и пр. Российские посредники этого не

делают.

2. Перегруппировка, сортировка товаров в зависимости от тары, срока реализа-

ции и т.д. В настоящее время в России эту функцию выполняют только розничные се-

ти.

3. Хранение товара. Эта функция характерна и для российских посредников, но

реализуется не в полном объеме; она часто лежит на плечах розничных сетей сбыта. В

США уже в 1971 г. доля торговой площади составляла 71 % общей площади супермар-

кетов2

, в свою очередь в отечественном торговом бизнесе на начало 2004 г. удельный

вес площади торгового зала составлял 49,4 %

3

.

4. Доставка товаров.

5. Предоставление кредитов. Эта функция российскими посредниками начала

реализовываться не так давно. По данным журнала «Финанс», в конце 2006 года мно-

гие розничные торговые сети получили отсрочку по расчетам с поставщиками на 1‒2

месяца4

. Вместе с тем, реализация данной функции посредников в России была пере-

чѐркнута принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирова-

ния торговой деятельности в Российской Федерации»

5

, который императивно устано-

вил сжатые сроки оплаты продовольственных товаров по договорам товарного кредита.

6. Предоставление информации и консультационных услуг.

7. Облегчение функции покупки.

8. Владение и передача прав собственности на товар. Эта функция должна ис-

ключать лишних контрагентов. В России же товар, прежде чем попасть к потребителю,

меняет несколько собственников, каждый из которых получает торговую маржу от об-

ладания товаром. Так, например, в сфере оборота лекарств в России работает более

1

Бахрамов, Ю. М. Организация внешнеэкономической деятельности (особенности менеджмента): учеб-

ное пособие / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - СПб.: Лань, 2001. ‒ 448 с.

2

Загладина, С. М. США: обращение товаров и услуг в в экономике / С. М. Загладина. - М.: Наука, 1975.

‒ 271 с.

3 Ханин, Г. И. Оптовая торговля в современной России / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин // Проблемы прогно-

зирования. ‒ 2007. ‒ № 5. ‒ С. 42‒61.

4 Снегирѐв, П. Какая розница / П. Снегирѐв // Финанс. - 2006. ‒ № 36. - С. 62.

5 Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Феде-

ральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ // Собрание законодательства РФ. ‒ 2010. ‒ № 1. ‒ Ст.

2.2000 посредников, при этом есть лекарства, цена которых на таможне 8 рублей, а ко-

нечная, розничная цена 800 рублей за упаковку.

Функции по отношению к поставщикам относятся.

1. Облегчение функций продаж. Она осуществляется за счет того, что произво-

дитель лишь производит товар, а продажей, рекламой этого товара занимается постав-

Информация о работе Понятие и значение оптово-посреднической деятельности