Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:38, реферат
Как для производителя так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.
Цель нашего исследования - рассмотреть сложившиеся особенности и проблемы организации оптово-посреднических предприятий в России
щик. В России этого практически нет.
2. Хранение запасов (ситуация аналогичная).
3. Облегчение финансирования производственного процесса. Полностью отсут-
ствует в России.
4. Уменьшение кредитного риска. При качественной работе посредников произ-
водитель мало контактирует с конечным покупателем, а в свою очередь покупатели
многообразны, поэтому производитель не может точно знать их кредитоспособность,
кредитную историю, стабильность на рынке и пр. Это и ложится на плечи посредникам.
В РФ же посредники не берут на себя эту функцию.
5. Предоставление рыночной информации. То есть поставщик должен осуществ-
лять обратную связь между покупателем и производителем. В России это сделать
сложно в силу того, что основную массу товара составляет импорт, а анализ информа-
ции связанный с ним будет достаточно проблематичным и дорогостоящим, поэтому
отечественный поставщик на себя не берет эту функцию, оставляя еѐ на плечах произ-
водителя.
Подводя итог вышесказанному, можем сделать вывод о том, что западный по-
средник является опорой производителя, профессиональная деятельность посредника
ведет к удешевлению товара и повышению его качества, так как производитель не за-
нимается функциями, которые для него не характерны. Отечественный посредник, в
отличие от западного, из вышеперечисленных функций осуществляет лишь частично
хранение запасов, частично их транспортировку, как следствие, товар становится менее
конкурентоспособным по сравнению с импортным.
За рубежом имеется опыт нормативно-правового регулирования посреднической
деятельности в целях недопущения необоснованного роста цен.
Так, например, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000
года № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при
продаже товаров» торговая посредническая деятельность понимается как предприни-
мательская деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли
товарами несобственного производства (следовательно, торговыми посредниками яв-
ляются не только комиссионеры, поверенные, агенты, но и все другие лица, продаю-
щие товары несобственного производства). Данным Указом установлен единый обяза-
тельный порядок оформления посреднического договора, что заключается в необхо-
димости соблюдения двух дополнительных правил:
1) в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели)
приобретения товаров;
2) кроме документов, установленных законодательством, к договорам долж-
ны прилагаться копии соответствующих специальных разрешений (лицензий) на осу-
ществление оптовой и (или) розничной торговли, а по импортируемым товарам ‒ ко-
пии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций).
В белорусском Указе содержится исчерпывающий перечень целей приобрете-
ния товара по договорам торгового посредничества. При этом следует обратить вни-
мание, что условие о цели приобретения товара названо существенным для договоров
торгового посредничества. Поэтому неуказание ее в договоре может повлечь не только
существенный штраф, но и признание договора незаключенным.Значение указания цели приобретения товаров в Белоруссии заключается в том,
что от неѐ зависит максимальный уровень торговой надбавки, который определяется
Указом в процентах от цены товара. Таким образом, в Белоруссии на один и тот же то-
вар может быть установлено два и более предельных уровня цены с учетом цели его
приобретения.
За нарушение порядка ценообразования, определенного в Указе, предусмот-
рена ответственность в виде наложения штрафа на покупателя в размере до 100 %
суммы, необоснованно отнесенной на себестоимость товара.
Здесь мы наблюдаем императивное воздействие на договорные (гражданские)
отношения субъектов хозяйствования с целью упорядочения посреднической дея-
тельности при продаже товаров и недопущения необоснованного роста цен на
них.
Что касается Российской Федерации, развитие посреднической деятельности в
ней сдерживается отсутствием отлаженного механизма государственной поддержки и
регулирования оптового рынка; стабильной законодательной базы, обеспечивающей
защиту посреднической деятельности; адекватной налоговой политики; трудностями в
получении инвестиций и кредитов и многими другими факторами.
Политика государства в отношении посредников, на наш взгляд, должна вклю-
чать регулирование с помощью рекомендательных, прямых и косвенных методов воз-
действия.
Рекомендательные методы государственного воздействия призваны способст-
вовать их координации и взаимному обеспечению информацией. Их можно осуществ-
лять, например, через подготовку методических материалов информационного и реко-
мендательного характера. В России опыт действенного рекомендательного регулирова-
ния пока отсутствует. Так, вряд ли посредники руководствуются при определении раз-
мера торговой надбавки Методическими рекомендациями по формированию и приме-
нению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утверждѐнными Ми-
нэкономики РФ в 1995 году1
.
Методы прямого воздействия заключаются в организационно-правовом регу-
лировании и контроле за функционированием оптово-посреднических организаций.
Именно данный метод пока превалирует в России.
Методы косвенного управления заключаются в государственной поддержке ос-
новных функций и организационных форм посредников. Один из методов косвенного
воздействия - определение в нормативных документах функций оптовых посредников
и вариантов развития коммерческо-посреднических организаций, предоставляющих
посреднические услуги.
Таким образом, на наш взгляд, правовое регулирование посреднической деятель-
ности должно основываться на системном подходе и применении преимущественно
экономических рычагов.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что как в отношении понятия
посреднической деятельности в целом и отдельных еѐ видов, так и в отношении право-
вого статуса посредника в России существует правовая неопределѐнность. Такое поло-
жение дел недопустимо, так как правовая определенность является одним из основопо-
лагающих принципов права. Так, И.А Покровский в своей книге «Основные проблемы
гражданского права» отметил, что одним из первых и самых существенных требований,
которые предъявляются к праву, является требование определенности правовых норм;
1 О методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на про-
дукцию, товары и услуги: Письмо Минэкономики от 20 декабря 1995 года № 7-1026 // Налоговый вест-
ник. ‒ 1996. ‒ № 5. если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспо-
соблять свое поведение к его требованиям, то очевидно, что первым условием упоря-
доченной общественной жизни является определенность этих требований1
.
Поэтому мы считаем необходимым разработать основные положения норматив-
но-правового регулирования торгово-посреднической деятельности. В них целесооб-
разно дать понятие торговому посредничеству и его отдельным видам, определить ста-
тус посредников, более чѐтко сформулировать направления, формы и методы государ-
ственного регулирования и поддержки посреднической деятельности в России.
В качестве одного из вариантов решения проблемы неурегулированности в за-
конодательстве посреднической деятельности возможно ввести в главу 10 Гражданско-
го кодекса Российской Федерации общее положение, регламентирующие посредниче-
ство, а название главы изложить в следующей редакции: «Посредничество, представи-
тельство, доверенность», ‒ содержание главы дополнить новой статьей «Посредничест-
во». Возможно, эти вопросы могут быть урегулированы в рамках Хозяйственного (тор-
гового) кодекса.
Поскольку эффективность любого звена экономики в условиях рынка, в том
числе оптово-посреднических структур зависит в первую очередь от уровня организа-
ции управления, то, на наш взгляд, необходимо создать разветвленную сеть специали-
зированных торгово-посреднических организаций, к созданию и деятельности которых
в силу их специфики будет предъявлен ряд требований.
В качестве примеров таких требований могут выступать:
‒ обязательное страхование ответственности посредников по аналогии со стра-
хованием ответственности морских посредников;
‒ установление минимальной численности персонала оптовой организации (в
качестве меры борьбы с фирмами-однодневками и так называемыми «транзитными»
посредниками);
‒ увеличенный минимальный размер уставного капитала для оптовых посредни-
ческих фирм;
‒ установление нормативов обеспеченности складскими помещениями посред-
нических фирм в качестве условия для их государственной регистрации.
В качестве мер, направленных на развитие посреднической деятельности, можно
также рассматривать:
‒ закрепление в качестве принципа коммерческого права принципа верховенства
интересов покупателя;
‒ закрепление безусловного права покупателей требовать заключения прямых
договоров с изготовителями или поставщиками для отсечения лишних посредников,
что сейчас особенно актуально, например, на автомобильном рынке;
‒ закрепление за покупателями права перехода на прямые поставки, т.е. возмож-
ности в любой момент отказаться на будущее от услуг посредника;
‒ установление максимально высоких ставок налога на прибыль для транзитных
посредников (по аналогии с казино);
‒ соответствующее в первую очередь потребностям экономики государственное
регулирование цен. При этом опыт свидетельствует о преимуществах косвенного регу-
лирования цен и тарифов по сравнению с прямым регулированием. Большинство стран
мира отказались от прямого воздействия на цены в качестве средства антиинфляцион-
ного регулирования и социальной политики.
1Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. - М.: Статут, 2009. - 351
с. Все вышесказанное делает актуальной постановку вопроса о необходимости
формирования самостоятельного правового института -- института торгового посред-
ничества. Известные законодателю правовые конструкции представительских догово-
ров (поручение, комиссия) не охватывают всех посреднических отношений. Значитель-
ная часть их вообще не урегулирована законом. Назрела необходимость объединить
разрозненные нормы в данной области и создать новые в рамках единого института
торгового посредничества.
Информация о работе Понятие и значение оптово-посреднической деятельности