Понятие и значение оптово-посреднической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Как для производителя так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.
Цель нашего исследования - рассмотреть сложившиеся особенности и проблемы организации оптово-посреднических предприятий в России

Файлы: 1 файл

Документ WordPad (6).doc

— 84.34 Кб (Скачать файл)

щик. В России этого практически нет.

2. Хранение запасов (ситуация аналогичная).

3. Облегчение финансирования производственного процесса. Полностью отсут-

ствует в России.

4. Уменьшение кредитного риска. При качественной работе посредников произ-

водитель мало контактирует с конечным покупателем, а в свою очередь покупатели

многообразны, поэтому производитель не может точно знать их кредитоспособность,

кредитную историю, стабильность на рынке и пр. Это и ложится на плечи посредникам.

В РФ же посредники не берут на себя эту функцию.

5. Предоставление рыночной информации. То есть поставщик должен осуществ-

лять обратную связь между покупателем и производителем. В России это сделать

сложно в силу того, что основную массу товара составляет импорт, а анализ информа-

ции связанный с ним будет достаточно проблематичным и дорогостоящим, поэтому

отечественный поставщик на себя не берет эту функцию, оставляя еѐ на плечах произ-

водителя.

Подводя итог вышесказанному, можем сделать вывод о том, что западный по-

средник является опорой производителя, профессиональная деятельность посредника

ведет к удешевлению товара и повышению его качества, так как производитель не за-

нимается функциями, которые для него не характерны. Отечественный посредник, в

отличие от западного, из вышеперечисленных функций осуществляет лишь частично

хранение запасов, частично их транспортировку, как следствие, товар становится менее

конкурентоспособным по сравнению с импортным.

За рубежом имеется опыт нормативно-правового регулирования посреднической

деятельности в целях недопущения необоснованного роста цен.

Так, например, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000

года № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при

продаже товаров» торговая посредническая деятельность понимается как предприни-

мательская деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли

товарами несобственного производства (следовательно, торговыми посредниками яв-

ляются не только комиссионеры, поверенные, агенты, но и все другие лица, продаю-

щие товары несобственного производства). Данным Указом установлен единый обяза-

тельный порядок оформления посреднического договора, что заключается в необхо-

димости соблюдения двух дополнительных правил:

1) в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели)

приобретения товаров;

2) кроме документов, установленных законодательством, к договорам долж-

ны прилагаться копии соответствующих специальных разрешений (лицензий) на осу-

ществление оптовой и (или) розничной торговли, а по импортируемым товарам ‒ ко-

пии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций).

В белорусском Указе содержится исчерпывающий перечень целей приобрете-

ния товара по договорам торгового посредничества. При этом следует обратить вни-

мание, что условие о цели приобретения товара названо существенным для договоров

торгового посредничества. Поэтому неуказание ее в договоре может повлечь не только

существенный штраф, но и признание договора незаключенным.Значение указания цели приобретения товаров в Белоруссии заключается в том,

что от неѐ зависит максимальный уровень торговой надбавки, который определяется

Указом в процентах от цены товара. Таким образом, в Белоруссии на один и тот же то-

вар может быть установлено два и более предельных уровня цены с учетом цели его

приобретения.

За нарушение порядка ценообразования, определенного в Указе, предусмот-

рена ответственность в виде наложения штрафа на покупателя в размере до 100 %

суммы, необоснованно отнесенной на себестоимость товара.

Здесь мы наблюдаем императивное воздействие на договорные (гражданские)

отношения субъектов хозяйствования с целью упорядочения посреднической дея-

тельности при продаже товаров и недопущения необоснованного роста цен на

них.

Что касается Российской Федерации, развитие посреднической деятельности в

ней сдерживается отсутствием отлаженного механизма государственной поддержки и

регулирования оптового рынка; стабильной законодательной базы, обеспечивающей

защиту посреднической деятельности; адекватной налоговой политики; трудностями в

получении инвестиций и кредитов и многими другими факторами.

Политика государства в отношении посредников, на наш взгляд, должна вклю-

чать регулирование с помощью рекомендательных, прямых и косвенных методов воз-

действия.

Рекомендательные методы государственного воздействия призваны способст-

вовать их координации и взаимному обеспечению информацией. Их можно осуществ-

лять, например, через подготовку методических материалов информационного и реко-

мендательного характера. В России опыт действенного рекомендательного регулирова-

ния пока отсутствует. Так, вряд ли посредники руководствуются при определении раз-

мера торговой надбавки Методическими рекомендациями по формированию и приме-

нению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утверждѐнными Ми-

нэкономики РФ в 1995 году1

.

Методы прямого воздействия заключаются в организационно-правовом регу-

лировании и контроле за функционированием оптово-посреднических организаций.

Именно данный метод пока превалирует в России.

Методы косвенного управления заключаются в государственной поддержке ос-

новных функций и организационных форм посредников. Один из методов косвенного

воздействия - определение в нормативных документах функций оптовых посредников

и вариантов развития коммерческо-посреднических организаций, предоставляющих

посреднические услуги.

Таким образом, на наш взгляд, правовое регулирование посреднической деятель-

ности должно основываться на системном подходе и применении преимущественно

экономических рычагов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что как в отношении понятия

посреднической деятельности в целом и отдельных еѐ видов, так и в отношении право-

вого статуса посредника в России существует правовая неопределѐнность. Такое поло-

жение дел недопустимо, так как правовая определенность является одним из основопо-

лагающих принципов права. Так, И.А Покровский в своей книге «Основные проблемы

гражданского права» отметил, что одним из первых и самых существенных требований,

которые предъявляются к праву, является требование определенности правовых норм;

1 О методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на про-

дукцию, товары и услуги: Письмо Минэкономики от 20 декабря 1995 года № 7-1026 // Налоговый вест-

ник. ‒ 1996. ‒ № 5. если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспо-

соблять свое поведение к его требованиям, то очевидно, что первым условием упоря-

доченной общественной жизни является определенность этих требований1

.

Поэтому мы считаем необходимым разработать основные положения норматив-

но-правового регулирования торгово-посреднической деятельности. В них целесооб-

разно дать понятие торговому посредничеству и его отдельным видам, определить ста-

тус посредников, более чѐтко сформулировать направления, формы и методы государ-

ственного регулирования и поддержки посреднической деятельности в России.

В качестве одного из вариантов решения проблемы неурегулированности в за-

конодательстве посреднической деятельности возможно ввести в главу 10 Гражданско-

го кодекса Российской Федерации общее положение, регламентирующие посредниче-

ство, а название главы изложить в следующей редакции: «Посредничество, представи-

тельство, доверенность», ‒ содержание главы дополнить новой статьей «Посредничест-

во». Возможно, эти вопросы могут быть урегулированы в рамках Хозяйственного (тор-

гового) кодекса.

Поскольку эффективность любого звена экономики в условиях рынка, в том

числе оптово-посреднических структур зависит в первую очередь от уровня организа-

ции управления, то, на наш взгляд, необходимо создать разветвленную сеть специали-

зированных торгово-посреднических организаций, к созданию и деятельности которых

в силу их специфики будет предъявлен ряд требований.

В качестве примеров таких требований могут выступать:

‒ обязательное страхование ответственности посредников по аналогии со стра-

хованием ответственности морских посредников;

‒ установление минимальной численности персонала оптовой организации (в

качестве меры борьбы с фирмами-однодневками и так называемыми «транзитными»

посредниками);

‒ увеличенный минимальный размер уставного капитала для оптовых посредни-

ческих фирм;

‒ установление нормативов обеспеченности складскими помещениями посред-

нических фирм в качестве условия для их государственной регистрации.

В качестве мер, направленных на развитие посреднической деятельности, можно

также рассматривать:

‒ закрепление в качестве принципа коммерческого права принципа верховенства

интересов покупателя;

‒ закрепление безусловного права покупателей требовать заключения прямых

договоров с изготовителями или поставщиками для отсечения лишних посредников,

что сейчас особенно актуально, например, на автомобильном рынке;

‒ закрепление за покупателями права перехода на прямые поставки, т.е. возмож-

ности в любой момент отказаться на будущее от услуг посредника;

‒ установление максимально высоких ставок налога на прибыль для транзитных

посредников (по аналогии с казино);

‒ соответствующее в первую очередь потребностям экономики государственное

регулирование цен. При этом опыт свидетельствует о преимуществах косвенного регу-

лирования цен и тарифов по сравнению с прямым регулированием. Большинство стран

мира отказались от прямого воздействия на цены в качестве средства антиинфляцион-

ного регулирования и социальной политики.

1Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. - М.: Статут, 2009. - 351

с. Все вышесказанное делает актуальной постановку вопроса о необходимости

формирования самостоятельного правового института -- института торгового посред-

ничества. Известные законодателю правовые конструкции представительских догово-

ров (поручение, комиссия) не охватывают всех посреднических отношений. Значитель-

ная часть их вообще не урегулирована законом. Назрела необходимость объединить

разрозненные нормы в данной области и создать новые в рамках единого института

торгового посредничества.


Информация о работе Понятие и значение оптово-посреднической деятельности