Понятие маркетинга, его цели и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Сегодня все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКЕТИНГА 4
1.2. Этапы развития маркетинга 5
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА 7
2.1. Принципы маркетинга 9
2.2. Цели и задачи маркетинга 10
2.3. Функции маркетинга 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Маркетинг.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Кафедра Коммерции

 

 

                                                    Оценка ________________

                                                                                    «_____ » _______________ 2012 г.

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Маркетинг»

Тема:  «ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА, ЕГО ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Студент: _________                                                       Д. Р.  Насибуллина 

 Группа:  2011 СПТ                                                          

 Руководитель: к. э.  н.                                                     С. С. Бухвалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         

3

1.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКЕТИНГА

         

4

 

1.2. Этапы развития маркетинга

         

5

2.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА

         

7

 

2.1. Принципы маркетинга

         

9

 

2.2. Цели и задачи маркетинга

         

10

 

2.3. Функции маркетинга

         

13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         

15

 

16


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей контрольной  работы «Понятие маркетинг, его цели и функции», я считаю ее актуальной, т. к маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни.

Маркетинг одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т. п. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

Сегодня все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая  средства на благотворительные нужды  или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.

Цель и задача данной работы рассмотреть маркетинг, раскрыть понятие маркетинга, определить его  основные цели и рассмотреть функции.

 

  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКЕТИНГА

 

Маркетинг как концепция  управления действиями субъектов рынка в условиях конкуренции приобрел свою известность в мировом масштабе благодаря его эффективному применению, как в коммерческой, так и некоммерческой сферах. Выделившись в самостоятельную науку в начале прошлого XX в., он обоснованно занял свое место в ряду достижений экономических наук и практики бизнеса. Успешная деятельность каждого субъекта рынка в конкурентной среде позитивно воздействует на общее благосостояние, что во многом зависит от результативного маркетингового управления соответствующих объектов.

Предпосылками возникновения  маркетинга в конце XIX в. были «дикий рынок» (неорганизованная конкуренция, игнорирование потребностей потребителя, концентрация промышленного и торгового капитала, монополия и т. п) и антимонопольное законодательство, т. е государственное регулирование рынка.

В 1902 г. вводится преподавание маркетинга как науки в университетах  США.

1910 – 1920 гг. ознаменованы  началом разработки стройной  теории об инструментах регулирования  рынка.

Первоначально предполагалось организовать систему рыночного сбыта на научных основах, которая получила название дистрибуция. Дистрибуция - это распределение на рынке. В ходе своего развития теория начинает охватывать процесс продвижения товара, изучение спроса и его удовлетворение и т. д. И поэтому, вначале 1920-х гг. экономистом А. Коксом было предложено другое название «маркетинг» [1, c 36].

    1. Этапы развития маркетинга

Этапы развития маркетинга как науки тесно связаны с  этапами развития рынка и рыночной ориентацией деятельности фирмы.

Первый этап связан с ориентацией на производство (длился примерно до 1930-х гг.), т. е. деятельность фирмы направлена на использование производственных возможностей. Так, в это время спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар (важную роль играет количество товара, а не его качество). Существует конкуренция между покупателями.

Другой характерной  особенностью данного периода времени  является монопольный рынок. В определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка, поэтому либо вмешивается государство (антимонопольная политика), либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность, препятствуя падению покупательского спроса. В результате появляется маркетинговая концепция совершенствования производства, где основной недостаток - узость товарного ассортимента. Данное направление применяется при производстве товаров массового спроса. В конечном итоге предложение начинает превышать спрос, возникает ситуация изобилия товаров. В 1929 - 1931 гг. наличие перепроизводства показывает, что недостаточно произвести товар, надо уметь его реализовать.

Второй этап связан с ориентацией на сбыт (1930 – 1959 гг.). Главной идеей этой концепции являлось то, что необходимо прилагать значительные усилия по сбыту, чтобы товар пользовался спросом. Фирмы стали применять различные методы реализации своей продукции, от агрессивных (принуждения к разовой покупки) до ориентации потребителя на долговременные покупки. Хорошо организованное производство и разветвленная сеть сбыта дает приоритет более дорогим или менее качественным товарам. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Все это привело к тому, что рынок перенасытился узким товарным ассортиментом, а усиление конкуренции заставило компании применять концепцию «совершенствование товара». Суть - товар будет пользоваться спросом, если он хорошего качества, а следовательно, ключ к успеху - постоянное совершенствование качества выпускаемого продукта. Недостатками являются: высокая цена, «увлеченность» фирмы своим товаром и многие другие.

В последующем появляется «потребительская концепция» (конец 1970-х  гг.), основанная на желаниях и предпочтениях  потребителя. И сбыт будет успешен, если производству предшествует изучение конъюнктуры и потребностей рынка. Ориентация фирмы на сиюминутные потребности индивидуума часто противоречили долгосрочному благосостоянию всего общества, что привело к необходимости ориентации на социально-этический маркетинг (1980-е гг.) данная концепция характерна тем, что если производство товара вызывает негативные процессы в природе или каким-то образом вредит обществу, то такое производство должно быть ликвидировано или модифицировано. Все это возможно лишь в обществе с развитым рынком, прошедшим многолетний этап массовой ориентации на маркетинг.

Каждая из вышеперечисленных  концепций имеет свои плюсы и  минусы. Соединить конструктивные элементы попыталась концепция маркетинга, предложенная Дж. Маккарти. Эта система включает в себя пять направлений рыночной деятельности фирм:

1) продавцы и покупатели (people);

2) товар (product);

3) цена (price);

4) стимулирование сбыта (promotion);

5) позиционирование товара на  рынке (place).

Концепция возникла в 1960-х гг. как  реакция на принятие однозначного маркетингового решения [1, c. 40]

 

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА

 

Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.

Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.

Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки  никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.). Естественно, это все было на примитивном уровне. И лишь в последние десятилетия в науке управления появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методами течение под названием «маркетинг». Данный термин появился впервые в начале ХХ в. В США, а спустя всего лишь 15 – 20 лет он проник и начал активно использоваться и развиваться во многих странах мира. Свое развитие маркетинг начинает в 1960 – 1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы:

а) возросший уровень  жизни;

б) увеличение части располагаемого дохода;

в) повышение качества предоставляемых  услуг социальной сферы;

г) развитие систем сообщения (люди активно  начинают путешествовать, привозя с  собой не только новые товары, но и новые потребности);

д) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.

В связи с этим предприниматели  начинают исследовать данные факторы  с целью совершенствования своих  товаров, увеличение продаж и максимизации прибыли. В эти маркетинговые  программы фирмы закладывают  мероприятия по улучшению качества товара, его ассортиментных групп, исследование покупателей, потенциальных конкурентов, задачи ценовой политики, способы и приемы увеличения спроса и многое другое.

Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена рынку, политическим, экономическим и социальным воздействиям. При правильном «понимании окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения, умение принимать гибкость в решении стратегических и тактических задач маркетинг может стать фундаментом для долгосрочной и прибыльной деятельности любой фирмы.

В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда - это ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те, которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.

Потребность, подкрепленная  покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.

Товар - это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.

Обмен - это акт получения чего-либо взамен на что-либо.

Коммерческий обмен  двух сторон ценностями есть сделка.

Для совершения сделки необходимо наличие некоторых  условий:

а) наличие объектов сделки;

б) наличие субъектов  сделки;

в) определение условий  совершения сделки;

г) определение времени  и места совершения сделки.

Любая сделка происходит на рынке. В современном обществе рынок не обязательно физическая величина (место).

Отсюда роль маркетинга для экономики - это повышение торгово-рыночной эффективности [2, c. 96].

2.1. Принципы маркетинга

Одной из основ деятельности любого предприятия, работающего на принципах маркетинга, является девиз: «производить только то, что нужно  рынку, что будет востребовано покупателем». Главной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей, что является сущностью данной науки. Отсюда вытекают основные принципы, которые включают:

1) достижение конечного  оправданного результата деятельности  фирмы;

2) завладение в долговременном  периоде определенной долей рынка;

3) эффективная реализация товара;

4) выбор эффективной  маркетинговой стратегии и политики  ценообразования;

5) создание товаров  рыночной новизны, позволяющих  фирме быть рентабельной;

6) постоянно проводить  исследования рынка с целью  изучения спроса для дальнейшего активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей;

7) использовать комплексный  подход к увязке поставленных  целей с имеющимися ресурсами  и возможностями фирмы;

Информация о работе Понятие маркетинга, его цели и функции