Понятие недобросовестной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, что позволяет найти равновесие между субъективными правами конкретного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц.
Частью 2 ст.34 Конституции РФ установлен конституционный запрет на недобросовестную конкуренцию, в соответствии с которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Файлы: 1 файл

моя контрольная на печать.docx

— 40.48 Кб (Скачать файл)

2.3 Некорректное  сравнение

«Некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с  товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами» (п. 3 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции) –это самостоятельная форма недобросовестной конкуренции. Первоначально в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 10) этот состав содержал существенную оговорку. Указанные действия не допускались в процессе рекламной деятельности хозяйствующего субъекта. Поскольку отношения, связанные с рекламой, регулируются теперь специальным законом, слова: «в процессе рекламной деятельности» из Закона о защите конкуренции исключены. Эта форма недобросовестной конкуренции может проявляться как отдельный (самостоятельный) прием, так и в составе действий, направленных на дискредитацию конкурента либо на введение в заблуждение.

В мировой практике наблюдается  различное отношение к вопросу  допустимости использования сравнений (а по сути – критики) в конкурентной борьбе. Одни полагают, что критика  в отношении конкурента, если она  правдива и опирается на факты, полезна  для конкуренции. Другие – принципиально отвергают право на критику конкурентов. Французская судебная практика основывается на втором подходе. Наше законодательство о недобросовестной конкуренции, как следует из смысла рассматриваемой нормы, не препятствует правдивой критике конкурентов. Однако относиться к такой критике надо с подозрением, принимая во внимание очевидную заинтересованность конкурентов.

2.4 Незаконное  использование интеллектуальной  собственности

В качестве недобросовестной конкуренции не допускается «продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно  использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг» (п. 4 части 1 ст. 14 Закона о  защите конкуренции). Эта форма недобросовестной конкуренции связана с действиями хозяйствующего субъекта, способными вызвать смешение в отношении конкурента, его товаров или деятельности. Такое смешение может возникнуть в результате нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Согласно части 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

произведения науки, литературы и искусства;

программы для электронных  вычислительных машин (программы для  ЭВМ);

базы данных;

исполнения;

фонограммы;

сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание  организаций эфирного или кабельного вещания);

изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

селекционные достижения;

топологии интегральных микросхем;

секреты производства (ноу-хау);

фирменные наименования;

товарные знаки и знаки  обслуживания;

наименования мест происхождения  товаров;

коммерческие обозначения.

Вопрос о целесообразности применения законодательства о защите против недобросовестной конкуренции  в сфере интеллектуальной собственности  является дискуссионным. Проблема здесь  заключается в том, что защита исключительных прав осуществляется через  суд способами, предусмотренными ГК РФ. В частности, путем предъявления требования:

о признании права;

о пресечении действий нарушителя;

о возмещении убытков;

об изъятии контрафактного товара и т. д.

Какой смысл вмешивать  в эти отношения антимонопольный  орган, а также дублировать или  даже дополнять меры правовой защиты, предусмотренные ГК РФ, санкциями  антимонопольного законодательства?

В настоящее время возможная  коллизия в какой-то степени разрешена  законодателем. Так, в силу части 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение  исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке  недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права  может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным  законодательством. Таким образом, в случае недобросовестной конкуренции  потерпевшая сторона вправе выбирать способы правовой защиты, включая  и обращение в антимонопольный  орган.

2.5 Незаконное  использование информации(промышленный шпионаж)

Последней формой недобросовестной конкуренции, поименованной в части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, является «незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну» (п. 5 части 1 ст. 14). Данная норма направлена в  основном на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с так  называемым «промышленным шпионажем». Однако недобросовестной конкуренцией будут считаться использование  и распространение также служебной  и иной охраняемой законом тайны, так как и в этих случаях  возможно приобретение информации, имеющей  ценность в конкурентной борьбе.

Применение защиты против действий, предусмотренных этим составом правонарушения, тесно связано с  правовым регулированием информации. Специальными законами, а также иными  нормативными правовыми актами устанавливаются  различные правовые режимы для соответствующих  видов информации. Само определение  информации содержится в Федеральном  законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации» (п. 1 ст. 2).

Понятие коммерческой тайны  закреплено в Федеральном законе от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (п. 1 ст. 3).

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной  тайны. Вместе с тем анализ нормативных  правовых актов позволяет выявить  содержание и основные признаки отнесения  информации к служебной тайне. Следует  назвать Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня  сведений конфиденциального характера» (с изм. на 23.09.2005 г.). Согласно п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного этим Указом, служебной тайной являются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

В законодательстве содержание коммерческой тайны определяется достаточно широко. Это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая  или иная информация (в том числе  составляющая секреты производства (ноу-хау)). При этом тип информации, которую можно рассматривать  в качестве коммерческой тайны, зависит  от конкретных обстоятельств. Например, по мнению авторов международного исследования ВОИС «Защита против недобросовестной конкуренции», коммерческая тайна включает в себя методы продажи, методы дистрибьюции, формы контрактов, бизнес-планы, детали соглашений по ценам, сведения о потребителях, рекламную стратегию и списки поставщиков или клиентов.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический  термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так  называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

 

Заключение        

 Конкуренция является  неотъемлемым атрибутом рыночной  экономической системы. Положительное  влияние конкуренции на экономическое  развитие и необходимость поддержания  высокого уровня конкуренции  практически на всех рынках  не вызывают сомнения.

Конкуренция является наиболее приемлемым средством регулирования  основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения интересов потребителей.

Вместе с тем конкуренция  не способна к саморегуляции в  необходимой степени. Поэтому для  обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное  законодательное регулирование  отношений, существующих в условиях конкуренции.

 Необходимость правового  регулирования конкурентных отношений  как следствие становления новой  экономической системы сомнению  не подвергалась, что привело  к принятию различных нормативных  актов о защите конкуренции  и борьбе с недобросовестной  конкуренцией.

 За время действия  законов антимонопольными органами  пресечено большое количество  разнообразных нарушений антимонопольного  законодательства, постоянно ведется  работа по совершенствованию  правового регулирования конкурентных  отношений. В последние годы  вопросы, связанные с защитой  от недобросовестной конкуренции,  все чаще освещаются на страницах  специализированных изданий.

Недобросовестная конкуренция  как экономико-правовое явление  сформировалось при наличии факторов (предпосылок) объективного и субъективного  характера.

Объективными предпосылками  существования и распространения  недобросовестной конкуренции являются: ускоренный рост монополизации экономики, высокая степень интенсивности соперничества, развитие научно-технического прогресса.

К субъективным предпосылкам существования и распространения  недобросовестной конкуренции относится  создание, а также использование  конкурентами различных препятствий  к доступу на рынок и других конкурентов и привлечению потребительского спроса. Данные «барьеры» повышают степень интенсивности соперничества  и толкают предпринимателей на использование  недобросовестных методов конкуренции  с целью преодоления этих «барьеров» и привлечения к себе потребительского спроса.

Как видится, полностью устранить  совокупность предпосылок существования  недобросовестной конкуренции невозможно, так как они вытекают из ее сущности.

Поэтому можно лишь ослабить их действие и в основном с помощью  государственного вмешательства, так  как сам конкурентный механизм с  этими функциями не справляется, ярким примером чему служит массовое распространение недобросовестной конкуренции.

И все же мероприятия по защите от недобросовестной конкуренции  весьма важны, их воздействие на товарный и финансовый рынок существенно. При этом нельзя допускать, чтобы  борьба с вышеописанными отклонениями приводила к разрушению среды  товарного и финансового рынка, напротив, следует укреплять ее.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Галкин В.В. Методы недобросовестной конкуренции: экономическое содержание и правовое регулирование. Монография. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2010.
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2009.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) – Консультант ПЛЮС.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) КонсультантПлюс, 1992-2013
  5. Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» ((в ред. Федеральных законов от 22.05.2003 N 54-ФЗ, от 10.12.2003 N 173-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,от 13.03.2006 N 38-ФЗ, от 26.07.2006 N 135-ФЗ,от 26.04.2007 N 63-ФЗ) – Консультант ПЛЮС.
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) 
    © КонсультантПлюс, 1992-2013
  7. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О коммерческой тайне"
  8. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  9. http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  10. http://newasp.omskreg.ru/bekryash/ch2p2.htm#5
  11. http://www.akdi.ru/scripts/articles/smotri.php?z=3180
  12. http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0111/

Информация о работе Понятие недобросовестной конкуренции