Порядок разработки стандарта ИСО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:05, реферат

Описание работы

Стандарты ИСО: - делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективной, богатой и чистой. - способствуют торговле между странами и делают ее более справедливой. - обеспечивают правительства технической базой для законодательства в области здравоохранения, безопасности и экологии, а также оценки соответствия. - делятся технологическими достижениями и принятой практикой менеджмента. - распространяют нововведения. - дают гарантии потребителям и пользователям вообще относительно изделий. - делают жизнь легче, предоставляя решения общих проблем.

Содержание работы

Введение
ИСО
Стандарты
Разработка стандартов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Порядок разработки стандартов.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

  СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. ИСО
  3. Стандарты
  4. Разработка стандартов
  5. Заключение
  6. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

Стандарты ИСО:                                                                                                                           - делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективной,  богатой и чистой.                                                                                     - способствуют торговле между странами и делают ее более справедливой.     - обеспечивают правительства технической базой для законодательства в области здравоохранения, безопасности и экологии, а также оценки соответствия.                                                                                                              - делятся технологическими достижениями и принятой практикой менеджмента.                                                                                                                      - распространяют нововведения.                                                                             - дают гарантии потребителям и пользователям вообще относительно изделий.                                                                                                                           - делают жизнь легче, предоставляя решения общих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1. ИСО

      Международная  организация по стандартизации (ИСО)  – это крупнейший в мире  разработчик и издатель международных  стандартов. 
ИСО – это сеть национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов) 157 стран, в которой одну страну представляет один комитет-член. Центральным секретариатом в Женеве, Швейцария, координирующим всю систему.

ИСО – это неправительственная  организация, которая связывает  государственный и частный сектора. С одной стороны, многие организации (комитеты-члены) являются частью государственной  структуры своих стран или  имеют мандат от своих правительств. С другой стороны, другие комитеты-члены  всеми своими корнями вросли в  частный сектор, появившись на свет благодаря национальному партнерству  среди промышленных ассоциаций. 
Таким образом, ИСО способствует консенсусу, который должен быть достигнут на основе решений, отвечающих как требованиям бизнеса, так и более широким потребностям общества.

Так как название “Международная организация по стандартизации”  имело бы различные сокращения на разных языках (“МОС” на русском, “IOS”  на английском “OIN” на французском), ее основатели решили дать ей короткое название, удовлетворяющее всех. Они выбрали “ИСО” от греческого isos, что значит «равный». Независимо от страны и языка краткая форма названия организации всегда будет ИСО.

Демократичность. 
Каждый полноправный комитет-член может принять участие в разработке любого стандарта, который он сочтет важным для экономики своей страны. Независимо от величины или прочности этой экономики каждый комитет-член ИСО имеет один голос. Каждая страна имеет равное право влиять как на направление работ ИСО на стратегическом уровне, так и на содержание ее отдельных стандартов.

Добровольность 
Стандарты ИСО являются добровольными. Как организация неправительственная, ИСО не имеет юридического полномочия принуждать к внедрению стандартов. ИСО не занимается регулированием или законодательством. Однако страны могут вынести решение о принятии стандартов ИСО, - в основном, это те страны, которых заботят вопросы здравоохранения, безопасности или экологии, - в качестве регламентов или о том, чтобы давать ссылку на них в законах, для которых они обеспечивают техническую базу. К тому же, хотя стандарты ИСО добровольные, они могут стать рыночным требованием, как это случилось с ИСО 9001, Системы менеджмента качества, или с размерами грузовых контейнеров и банковских карточек. 
Стимулируется рынком

ИСО разрабатывает только стандарты, на которые есть рыночный спрос. Обычно работа ведется специалистами  из промышленных, технических и экономических  секторов, в которых появился спрос  на стандарты и которые потом  вводят их в действие.

Консенсус 
Стандарты ИСО основаны на международном консенсусе среди специалистов в данной области. Консенсус, как и технология, развивается, и ИСО принимает во внимание как развивающиеся технологии, так и развивающиеся интересы, требуя периодического пересмотра своих стандартов, как минимум, каждые пять лет с тем, чтобы решить, что с ними следует сделать, вести дальше, актуализировать или отменить. Так стандарты ИСО сохраняют свою позицию как отражение современного состояния науки и техники.

Релевантность в глобальном смысле

Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения, которые  обеспечивают структуру для совместимой  в международном масштабе технологии. Они разработаны как глобально релевантные – полезные для всего мира. Cтандарты ИСО приносят пользу всему миру. На сегодняшний день результат работы ИСО измеряется 16 000 международных стандартов, представляющих более 620 000 страниц на английском и французском языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТАНДАРТЫ

Стандарты вносят огромный положительный вклад в большинство аспектов нашей жизни. Стандарты обеспечивают желательные характеристики изделий и услуг, например, качество, дружественную окружающую среду, безопасность, надежность, эффективность и взаимозаменяемость, и, что не маловажно, за экономически разумную стоимость. Когда изделия и услуги отвечают нашим желаниям, мы принимаем это как должное и не задумываемся над тем, какую роль в этом сыграли стандарты. Однако если стандартов нет, мы скоро это замечаем. Мы сразу проявляем беспокойство, когда изделия оказываются некачественными, не подходят, несовместимы с уже приобретенным оборудованием, которое мы уже приобрели, ненадежны или опасны.

Если изделия, системы, машины и приборы работают хорошо и безопасно, то это происходит часто потому, что они удовлетворяют требованиям  стандартов. И организацией, ответственной за тысячи стандартов, приносящих пользу всему миру, является ИСО. Когда стандартов нет, мы скоро это замечаем.

      Виды стандартов

Стандарты основополагающие. Разрабатываются с целью содействия взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи деятельности в  различных областях науки, техники  и производства. Этот вид стандартов устанавливает такие организационные  принципы и положения, требования, правила  и нормы, которые рассматриваются  как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих  как для науки, так и для  производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта или  услуг таким образом, чтобы выполнялись  требования по охране окружающей среды,  безопасности продукта или процесса для жизни, здоровья, имущества человека, а также ресурсосбережению и  другим общетехническим нормам, предусмотренными государственными стандартами на продукцию. Примером основополагающих стандартов могут быть комплексные стандарты (ЕСКД, ЕСТД, ЕСДП, нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России и др.)

Стандарты на продукцию, услуги. Устанавливают требования к группам  однородной продукции (услуг) или к  конкретной продукции (услугам).

Примером стандартов на продукцию, услуги могут быть:

  • стандарты общих технических требований  регламентируют общие для группы однородной продукции нормы и требования, обеспечивающий оптимальный уровень качества, который должен быть заложен при проектировании и задан при изготовлении конкретных видов продукции, входящие в данную группу.
  • Стандарты параметров и размеров.Устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским характеристикам, на базе которых должна проектироваться продукция конкретных типов, моделей, марок, подлежащих изготовлению соответствующими отраслями.
  • стандарты типов конструкции, размера, марки, сортамента. Определяют конструктивные исполнения и основные размеры для определения группы изделий, унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т.д. Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья). Стандарты сортамента регламентируют геометрические формы и размеры продукции.
  • стандарты правил приёмки. Регламентируют правила приёмки определённой группы или вида продукции для обеспечения единства требований при приёмке продукции по качеству и количеству.

Стандарты на процессы. Устанавливают  требования к конкретным процессам, которые осуществляются на разных стадиях  жизненного цикла продукции.

Стандарты на процессы включают следующие нормативы:

    • требования к методам автоматизированного проектирования продукции, модульного конструирования;
    • схемы технологического процесса изготовления продукции;
    • требования к технологическим режимам и влияющим на них факторам;
    • правила потребления (эксплуатации);
    • общие требования к хранению, транспортированию, ремонту и утилизации;
    • требования безопасности для жизни и здоровья людей и т.д.

Стандарты на методы контроля устанавливают порядок отбора проб для испытаний, методы испытаний потребительских характеристик определённой группы продукции с целью обеспечения единства оценки показателей качества. Стандарты на методы контроля рекомендуют применять методы контроля, испытаний, измерений, анализа, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции,  содержатся в стандарте.

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ

ИСО начинает разрабатывать  стандарты в ответ на определенную и четко выраженную секторами  промышленности и другими заинтересованными  сторонами необходимость в таковых. Промышленный сектор или другая группа заинтересованных лиц обычно направляет свое требование относительно стандарта  одному из национальных членов ИСО. Эта  организация предлагает новую рабочую  тему соответствующему техническому комитету ИСО, разрабатывающему стандарты в  данной области. Новые рабочие темы могут также предлагать и другие сотрудничающие организации (см. ниже). Если рабочие темы не связаны с  действующими техническими комитетами, то члены ИСО могут предложить создать новые технические комитеты, чтобы охватить новые области  деятельности. Чтобы новую тему приняли  к разработке, она должна получить поддержку большинства членов технического комитета ИСО, который, помимо других критериев, подтверждает “глобальную релевантность” предложенной темы. Это значит, что  тема действительно отвечает международной  потребности и будет со временем готова к реализации на самой широкой  международной основе. В дополнение к техническим комитетам, которые  занимаются стандартизацией в конкретных областях, в состав ИСО входят также  комитеты по разработке политики, рассматривающие  вопросы, касающиеся потребности в  стандартизации в развивающихся  странах (DEVCO), потребителей (COPOLCO) и оценки соответствия (CASCO). Они могут рекомендовать  разработку новых стандартов, которые  потом подлежат процессу утверждения, описанному выше, для своих групп  заинтересованных сторон, или, в случае CASCO, сами разрабатывают новые стандарты.

Стандарты ИСО разрабатываются  техническими комитетами (подкомитетами  или комитетами по проектам), включающими  в себя специалистов из производственных, технических и экономических  секторов, которые просили о разработке стандартов и которые впоследствии введут их в действие. К этим специалистам могут присоединиться представители правительственных органов, испытательных лабораторий, потребительских ассоциаций, неправительственных организаций и академических кругов. 
Предложения о создании новых технических комитетов рассылаются всем национальным комитетам-членам ИСО, которые могут либо стать постоянным (P) членом комитета, наблюдателем (О), либо вовсе не становиться  членом комитета. Ведение Секретариата (то есть, органа, обеспечивающий административную поддержку работе комитета) поручается Техническим руководящим бюро (которое само подотчетно Совету ИСО) комитету-члену ИСО, выдвинувшему данное предложение. Секретариат несет ответственность за выдвижение лица на пост председателя технического комитета. Официальное назначение председателя осуществляет Техническое руководящее бюро.

Специалисты участвуют в  разработке стандарта как члены  делегации, которую формирует национальный комитет-член ИСО от заинтересованной страны. От национальных делегаций  требуется представлять не только мнения организаций, в которых работают специалисты, но и мнения других заинтересованных сторон. Национальные делегации обычно опираются на поддерживающие их национальные зеркальные комитеты, перед которыми они подотчетны.

Согласно правилам ИСО  национальному комитету-члену следует  учесть точки зрения всех сторон, заинтересованных в разрабатываемом стандарте. Это  позволяет ему представить техническому комитету консолидированную, согласованную  в национальном масштабе, позицию.

Международные и региональные организации частного и государственного секторов могут обратиться с просьбой о предоставлении им статуса сотрудничающей организации, чтобы участвовать  в разработке стандарта или быть информированными о ходе работы над  ним. Статус “сотрудничающей организации” присваивается путем голосования  соответствующими комитетами ИСО. Такие организации могут представлять замечания по последовательным проектам стандартов, предлагать новые рабочие темы или даже документы для “быстрого прохождения”, но не имеют права голоса.

Национальные делегации  специалистов комитета встречаются  на заседаниях для того, чтобы обсуждать  поставленный вопрос и даже спорить  о нем до тех пор, пока они не достигнут консенсуса по проекту. “Сотрудничающие организации” тоже принимают участие в работе комитета. В некоторых случаях углубленная работа в этих организациях означает, что значительная часть разработки уже выполнена и обсуждена, и даже получила некоторое международное признание. Тогда документ можно представить для принятия путем “быстрого прохождения”. В обоих случаях полученный в результате проведенной работы документ рассылается для замечаний и на голосование в качестве Проекта Международного Стандарта – ПМС - (DIS) всем комитетам-членам ИСО.

Информация о работе Порядок разработки стандарта ИСО