Поведение потребителей в системе маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:02, реферат

Описание работы

Человек постоянно покупает различные товары и пользуется услугами для поддержания своего существования. Поэтому акт потребления – органичная и неотъемлемая часть ежедневного существования любого человека. Потребление настолько глубоко вошло в нашу жизнь, что зачастую мы просто не замечаем, какое влияние он оказывает на формирование образа жизни. Все возрастающий натиск высокоразвитого маркетингового окружения обязывает фирмы, желающие достичь конкурентного преимущества, принимать во внимание психологию потребителя, и в частности, понимать причины принятия потребителем того или иного решения. В конкурентной экономической системе для выживания и роста фирмы ее руководству требуется точное описание поведения потребителя: как он покупает, почему покупает, где покупает и, конечно, что именно покупает.

Содержание работы

1. Введение. Маркетинг, ориентированный на потребителя 3
2. Поведение потребителей в комплексе маркетинга 4
2.1. Принципы поведения потребителей 4
2.2. Факторы поведения потребителей 4
2.3. Система личных потребностей 5
2.4. Мотивация 6
3. Факторы, побуждающие потребителя при выборе товаров 7
4. Характеристика процесса принятия решения о покупке 7
5. Заключение 11
6. Используемая литература 12

Файлы: 1 файл

ermilov41.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

Процесс покупки начинается, когда  человек понимает, что у него есть неудовлетворенная потребность. Она возникает, когда желаемый уровень удовлетворения отличается от текущего уровня. Рассмотрим основные этапы процесса выбора покупателем магазина и покупки товара.

Процесс покупки начинается задолго  до совершения акта купли-продажи, а  ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта.

На рис.4. представлено пять этапов, через которые проходит потребитель: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

 

Рис.4. Процесс принятия решения о покупке

 

Осознание проблемы.

Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или  нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд - голод, жажда, секс - возрастает до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее понуждение. Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Женщина проходит мимо булочной, и вид свежеиспеченного хлеба побуждает у нее чувство голода. Все это может привести ее к осознанию проблемы или нужды.

Этап осознания проблемы в процессе принятия потребительского решения  ставит четыре задачи перед маркетологом:

• Выявить и изучить  проблемы, с которыми сталкивается потребитель;

• Разработать маркетинговую  смесь для разрешения проблем  потребителя;

• Побудить потребителя  осознать конкретные проблемы;

• Подавить осознание  других проблем.

 

Поиск информации.

Возбужденный потребитель может  заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.

При слабо выраженной активности потребитель  может просто усилить внимание. Потребитель станет в этом случае просто более восприимчивой к информации о товаре. Или же потребитель может заняться активным информационным поиском, для чего будет выискивать печатные материалы, звонить друзьям и собирать сведения о товаре какими-то другими способами.

С каким размахом будет он вести  поиск, зависит от интенсивности побуждения, объема имеющейся у него исходной информации, легкости сбора дополнительных сведений, ценностной значимости, которую он придает дополнительным сведениям, и удовлетворения, которое он получает от процесса поиска.

Источники информации:

  • Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые).
  • Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки).
  • Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).
  • Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).

Относительное влияние этих источников информации варьируется в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя. Вообще говоря, потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников, т. е. из источников, находящихся под сильным влиянием деятеля рынка. А вот самыми эффективными являются личные источники. Каждый вид источников может по-разному сказываться на принятии решения о покупке. Коммерческие источники обычно информируют, личные - узаконивают информацию и/или дают ей оценку.

До начала сбора информации потребитель  знает только несколько марок из полного комплекта доступных. Знакомые ему марки составляют его комплект осведомленности. Вновь поступающая информация расширила рамки этого комплекта, а дополнительная информация помогла отсеять ряд марок из числа рассматриваемых. Оставшиеся марки, которые отвечали покупательским критериям, составили комплект выбора. Из этого комплекта потребитель и сделает свой окончательный выбор.

В практическом смысле фирма должна разработать такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если марке не удастся проникнуть в эти комплекты, фирма упустит возможность продажи своего товара. Необходимо, кроме того, выяснить, какие еще марки входят в состав комплекта выбора, чтобы знать своих конкурентов и разработать соответствующую аргументацию.

Таким образом, на стадии «поиск информации»  необходимо выявить:

  • какая информация, относящаяся к продукту или марке храниться в памяти;
  • если у потребителя мотивация обратится к внешним источникам для поиска информации об имеющихся вариантах и их характеристиках;
  • какие специфические источники информации используются чаще всего, когда предпринимается поиск;
  • на какие особенности или свойства нацелен поиск.

 

Оценка вариантов.

Потребитель использует информацию для  того, чтобы составить для себя комплект  марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается  в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.

Факторы, влияющие на оценку вариантов:

  • свойства товара;
  • значимость свойств;
  • убеждение о марке;
  • полезность свойств;
  • оценка марочных альтернатив.

 

 

 

Решение о покупке.

Оценка вариантов ведет к  ранжированию объектов в комплекте  выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора – отношение людей и непредвиденные факторы обстановки.

Поэтому розничные торговцы должны делать все, чтобы превратить положительную  оценку товара в реальную покупку.

Намерение совершить покупку оказывается  также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже готов к действию.

Не рассматривая факторов макросреды, отметим значимость таких факторов выбора источника покупки, как характеристики покупателей и характеристики самого магазина.

 

Реакция на покупку.

С приобретением товара процесс покупки отнюдь не заканчивается. Покупатель потребляет или использует товар, а затем оценивает его как удовлетворительный или неудовлетворительный. Удовлетворение - это оценка того, насколько магазин или продукт соответствует или превосходит ожидания покупателя.

Выводы, которые делает человек  после покупки и использования  товара, становятся частью его внутренней информации и влияют на будущие решения  относительно выбора магазина и продукта. Неудачный опыт приводит к тому, что покупатель либо предъявит претензии розничному торговцу, либо отдаст предпочтение другим магазинам.

Удовлетворение или неудовлетворение товаром отразится на последующем  поведении потребителя. В поведении покупателя после покупки деятеля рынка должен интересовать еще один шаг, а именно: что потребитель в конце концов сделает с его товаром?

Понимание нужд потребителя и процесса покупки является основой успешного маркетинга. Выяснив, каким образом потребители преодолевают этапы осознания проблемы, поиска информации, оценки вариантов и принятия решения о покупке, а также их реакции на покупку, деятель рынка может собрать немало сведений о том, как лучше удовлетворить нужды своих покупателей. Разобравшись с различными участниками процесса покупки и поняв, что оказывает основное влияние на их покупательское поведение, деятель рынка сможет разработать эффективную программу маркетинга в поддержку своего привлекательного предложения, обращенного к целевому рынку.

 

Заключение.

 

Прежде чем разрабатывать маркетинговые  планы, необходимо разобраться с рынках. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множество субрынков.

На поведение покупателя оказывает  влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура, и социальное положение), факторы личного порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка ( мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.

До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияние на покупательское поведение. Подобное внимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.

 

 

Литература.

1. Аленькова О. К вопросу о проникновении в «черный ящик» сознания покупателя// Маркетинг, реклама и сбыт. - №6. – 2005. – с.20-21,23

2. Борушко Н. Подходы к анализу  профессионального покупателя// Маркетинг, реклама и сбыт. - №10. – 2004. – с.28-30

3. В. Тамберг, А.Бадьин. Горькая правда маркетинга// Организационное консультирование. - №4. – 2006. – с.39-42

4. Герус А. Маркетинговые исследования  в системе аудита брэнда// Маркетинг, реклама и сбыт. - №12. – 2004. – с.27-32

5. Гузелевич Н. Десять шагов  для создания успешного брэнда// Маркетинг, реклама и сбыт. - №12. – 2008. – с.45

6. Долгополова Е. Маркетинг и  информация: системно-функциональный  анализ// Маркетинг, реклама и сбыт. – №11. – 2008. – с.4

 

 

 

 

 




Информация о работе Поведение потребителей в системе маркетинга