Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа
Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей, в самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим и следуют за ними.
Введение
1.Принципы поведения потребителей
1.1 Факторы поведения потребителей
1.2 Конечные потребители
1.3 Система личных потребностей
1.4 Сегментация рынка
2 Практическая часть
Заключение
Список использованных литератур
Введение
1.Принципы поведения
1.1 Факторы поведения
1.2 Конечные потребители
1.3 Система личных потребностей
1.4 Сегментация
рынка
2 Практическая часть
Заключение
Список использованных
литератур
Введение
«Главным объектом в системе маркетинга является покупатель (или потребитель) товаров. Это может быть индивидуальное лицо или целая организация. Важно знать степень вовлеченности отдельных групп потребителей в принятие решений о покупке тех или иных товаров.
В системе
маркетинга ключевым моментом является
понимание механизма
Предприятие
(фирма) не может добиться успеха, если
оно игнорирует запросы потребителей.
Поэтому не случайно, что в рамках
маркетинга проводятся исследования,
посвященные поведению
О различиях
нужд и потребностей очень образно
говорил И.М.Сеченов: «Голод способен
поднять животное на ноги, способен
придать поискам более или
менее страстный характер, но в
чем нет никаких элементов, чтобы
направить движение в ту или иную
сторону и видоизменить его сообразно
требованиям местности и
А вот
что сказал о потребности А.Н.Леонтьев:
«Под потребностью же понимается нужда,
принявшая специфическую, конкретную,
предметную форму в соответствии
с культурным уровнем и личность
индивида. Предмет потребности
Цель курсовой работы - это рассмотреть весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров.
1.Принципы поведения
Существует четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей:
1.Потребитель независим
2.Мотивация и поведение
потребителя постигаются с
3.Поведение потребителей поддается воздействию
4.Потребительское поведение социально законно
Потребители
принимают свои решения не в вакууме.
На совершаемые ими покупки
Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя являются весьма важными требованиями в условиях конкуренции.
Исследования мотивации и поведения потребителей осуществляться с помощью моделирования этих процессов. Тут важно отметить, что поведение различных потребителей на рынке отличается по потребностям и целям, характеру спроса, покупок и действий на рынке, мотивациям и т.п., но имеет и некоторое сходство, на рынке оно может быть выражено через систему экономических, социальных и психологических факторов, характеризующих потребности и способы их удовлетворения.
Независимость представляет собой сложную задачу, но маркетинг может оказывать влияние на мотивацию и поведение потребителей, если предполагаемый товар или услуга действительно являются средством для удовлетворения их потребностей.
1.1.Факторы поведения потребителей
На поведение потребителей влияют различные факторы, и, прежде всего факторы внешней среды, а также индивидуальные различия: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения, стиль жизни, демографические характеристики и др. особое место при формировании поведения потребителя на рынке имеет так называемый психологический процесс, характеризующий их ответные реакции.
Побудительные факторы маркетинга
включают в себя четыре элемента: товар,
цену, методы распространения и
Задача деятеля рынка – понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая – характеристики покупателя, оказывающие влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть – процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.
Вместе с тем свобода потребителя основывается на ряде его прав, соблюдение которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией всестороннего удовлетворения их потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия представляют собой не что иное, как попрание законных прав, и должны быть наказуемы.
1.2.Конечные потребители.
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия) - потребители. Первые-это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства; вторые-производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения» .
«Индивидуальные потребители, т.е. такие, которые приобретают товары исключительно для своего личного пользования. Так поступают одинокие и живущие отдельно от семьи граждане. Их доля составляет в России около 1/5 всего взрослого населения. До половины» индивидуалов-это пожилые женщины, треть-молодые люди, преимущественно мужчины, до 30 лет. Также индивидуально, как правило, приобретается одежда, обувь, личные вещи. Прежде всего, индивидуальные потребители интересуются потребительскими качествами товара: полезностью, относительной ценой, внешними данными, внутренней упаковкой.
Семьи или домохозяйства-основной тип потребителя, продуктов питания и непродовольственных потребительских товаров, за исключением одежды и личных вещей. Решения принимаются либо супругами совместно, либо главой семьи. В России, как правило, мужчины формально считаются главой семьи, женщины же часто являются ими фактически».
Конечные потребители и промышленные предприятия приобретают товары и услуги для личного пользования. Промышленные предприятия и различные организации закупают товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. Предприятия розничной торговли приобретают товары у предприятий-производителей и оптовиков для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров. Что касается государственных предприятий, то они приобретают множество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики, а также для формирования материально- технической базы министерств и ведомств, правительственных и муниципальных учреждений.
1.3.Система личных потребностей
Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребителей, которую можно рассматривать на различных уровнях.
а) Абсолютные потребности (первый уровень) абстрактны по отношению к конкретным потребительским стоимостям, выражают потенциальную потребительскую силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.
б) Действительные потребности
(второй уровень) имеют относительный
характер и отражают потребности
в реальных предметах, которыми общество
располагает или может
в) Платежеспособные потребности (третий уровень) ограничены не только имеющей товарной массой, но также уровнем денежных доходов и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительскую силу общества, т.е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.
Поведение конечных потребителей находится под постоянным влиянием следующих факторов: демографических, социально-экономических, географических.
1.4 Сегментация рынка
«Для того чтобы добиться успеха в маркетинге продукта, менеджер должен хорошо представлять себе, кому он пытается его продать. Более того, он должен уметь наладить контакт с этими людьми. Есть много возможностей повысить конкурентоспособность предприятия и увеличить его долю на рынке, но, прежде всего, следует изучить рынок, т. е произвести его сегментацию.Сегментация проводится с использованием различных критериев. Первый их них - географический (район, плотность населения, особенности национальных и исторических традиций). Покупатели из города и сельской местности имеют разные предпочтения при выборе товаров, а размещение большого магазина в малонаселенном районе может сказаться на раскупаемости, а в конечном итоге на прибыли.
Второй критерий - демографический
(возраст, пол, состав семьи). Возраст
во многом определяет привычки людей
и характер покупок. Когда человек
молод, ему нужны не такие продукты,
которые покупают люди пожилого возраста.
Молодая семья предпочтет приобрести
мебель, в то время как супружеская
пара старшего возраста захочет купить
путевку в туристическую
«С точки зрения анатомии деление на мужчин и женщин вполне однозначно, а вот в психологии оно уже не столь строгое. Немногие товары обладают четкой половой принадлежностью: бюстгалтеры, гигиенические пакеты, платья, электробритвы, курительные трубки. Многие товары вовсе не имеют половой принадлежности: автомобили, видекамеры, электроплиты и т.п. Тем не менее, пол потребителя исключительно важен, поскольку даже на одни и те же товары, и уж тем более на отдельные их характеристики, мужчины и женщины реагируют по-разному».
Третий критерий социально-экономический (общность социальной и профессиональной принадлежности, уровня образования и доходов).
Практическая часть
Поведение потребителей ресторанных услуг: мотивы посещения ресторана и критерии его выбора (на примере г.Барнаул)
Вполне возможно, что развитию ресторанного бизнеса способствовали изменения в образе жизни самих потребителей.
Во первых, сформировалась особая прослойка населения, способная оплатить посещение ресторана. Вероятно, это связано с ростом доходов населения.
Во вторых, произошли изменения в самом восприятии ресторанных услуг – от отношения к ресторану как к заведению «для избранных» к восприятию его как места, в котором можно не только пообедать, но и приятно провести время.
В третьих, произошло сокращение доли домашнего труда в общем объеме занятости человека, в результате чего люди стали все чаще обедать и ужинают вне дома.
В четвертых, возрос уровень дифференциации доходов населения, что способствовало проявлению эффекта демонстративного потребления – стремления быть не хуже, а во многих случаях даже и лучше других, выражающегося в приобретении дорогих товаров известных марок, потреблении дорогостоящих услуг и т.п. в целях подтверждения своего статуса. Посещение ресторанов становится «модным» и связывается с приятным времяпровождением досуга.
На первый взгляд, поведение потребителей
ресторанных услуг может