Поведение потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей, в самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим и следуют за ними.

Содержание работы

Введение
1.Принципы поведения потребителей
1.1 Факторы поведения потребителей
1.2 Конечные потребители
1.3 Система личных потребностей
1.4 Сегментация рынка
2 Практическая часть
Заключение
Список использованных литератур

Файлы: 1 файл

поведение потребителей.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

Вполне очевидно, что мотивом  посещения является не только простое  желание утолить голод, существуют также и другие факторы, привлекающие людей в ресторан. Таким образом, возникает необходимость выяснить, что именно (кроме потребности утоления голода или нежелания готовить еду дома) приводит людей в ресторан.

Следовательно, проблема настоящего исследования заключается в неизвестности  мотивов и целей посещения  ресторана, а также критериев  его выбора, так как вполне очевидно, что потребители приходят в ресторан не только с целью удовлетворения потребности в еде или же из-за нежелания готовить ужин дома.

Для определения частоты посещений  и предпочтений потребителей ресторанных услуг составил анкету.

Анкета

Вопросы

Варианты ответа

  1. Ваш возраст?
  1. 18-25
  2. 26-30
  3. 31-40
  4. 41-45
  5. Больше 45
  1. Питаетесь ли Вы вне дома?
  1. Да
  2. нет
  1. Сколько раз Вы посещали кафе и рестораны за последний месяц?
  1. 1-3
  2. 4-7
  3. 8-12
  1. Проставьте частоту посещений данных кафе и ресторанов:
  1. Street-food (кафе без сидячих мест)
  2. Fast- food
  3. Кофейни
  4. Пивные рестораны
  5. Рестораны
  6. Другое
  1. Где вы обедаете в рабочие часы или учебное время?
  1. в кафе и ресторанах с официантами
  2. в кафе и ресторанах быстрого обслуживания
  3. покупаете еду в точках уличного питания
  4. доставка на дом\офис
  5. готовите сами
  1. Рестораны, какой кухни Вы хотели бы посещать постоянно
  1. Европейская
  2. Американская
  3. Украинская
  4. Русская
  5. Японская
  6. Китайская
  7. Итальянская
  8. Французская
  9. Грузинская
  1. Какой ассортимент меню Вас привлекает больше?
  1. Широкий
  2. Узкий
  3. Меню построено на основном продукте (мясо, курица, рыба)
  4. Затрудняюсь ответить
  1. Отказ от посещения ресторана Вы мотивируете:
  1. Недостаток времени
  2. Недостаток денег
  3. Неудовлетворенность уровнем обслуживания и цен

 

А дальше мы рассмотрим результаты анкетирования. (Выборка- 100 человек)

Вопросы

Варианты ответа

Ответили 

  1. Ваш возраст?
  1. 18-25
  2. 26-30
  3. 31-40
  4. 41-45
  5. Больше 45
  1. 76 человек
  2. 17 человек
  3. 8 человек
  4. 6 человек
  5. 4 человека
  1. Питаетесь ли Вы вне дома?
  1. Да
  2. нет
  1. 78
  2. 22
  1. Сколько раз Вы посещали кафе и рестораны за последний месяц?
  1. 1-3
  2. 4-7
  3. 8-12
  4. хотя бы один раз
  1. 15
  2. 8
  3. 4
  4. 73
  1. Проставьте частоту посещений данных кафе и ресторанов:
  1. Street-food
  2. Fast- food
  3. Кофейни
  4. Пивные рестораны
  5. Рестораны
  6. Другое
  1. 4,4 раза
  2. 3,5 раза
  3. 1,6 раза
  4. 6,8 раза
  5. 2,3 раз
  6. 5,2 раз

 

  1. Где вы обедаете в рабочие часы или учебное время?
  1. в кафе и ресторанах с официантами
  2. в кафе и ресторанах быстрого обслуживания
  3. покупаете еду в точках уличного питания
  4. доставка на дом\офис
  5. готовите сами
  1. 11
  2. 37
  3. 24

 

 

 

  1. 16
  2. 12
  1. Рестораны, какой кухни Вы хотели бы посещать постоянно
  1. Европейская
  2. Американская
  3. Украинская
  4. Русская
  5. Японская
  6. Китайская
  7. Итальянская
  8. Французская
  9. Грузинская
  1. 38ч
  2. 49ч
  3. 36ч
  4. 52ч
  5. 64ч
  6. 40ч
  7. 38ч
  8. 30ч
  9. 24ч
  1. Какой ассортимент меню Вас привлекает больше?
  1. Широкий
  2. Узкий
  3. Меню построено на основном продукте (мясо, курица, рыба)
  4. Затрудняюсь ответить
  1. 71
  2. 21
  3. 11
  4. 7
  1. Отказ от посещения ресторана Вы мотивируете:
  1. Недостаток времени
  2. Недостаток денег
  3. Неудовлетворенность уровнем обслуживания и цен
  1. 52
  2. 27
  3. 21

 

Мотив – внутренне побуждение к  действию. В рамках настоящей работы планируется выяснить мотивы посещения  ресторанов – что именно побуждает  людей выбрать посещение ресторана  вместо домашнего ужина.

Цель  посещения – ситуация, которая  приводит потребителя в ресторан.

Демонстративное потребление - покупка наиболее дорогих  предметов или приобретение благ, количество которых явно превышает  личные потребности, с целью публичного доказательства платежеспособности и  демонстрации более высокого статуса  индивида; средство достижения уважения.

Модель поведения при совершении покупки

1.         осознание потребности

2.         поиск информации и обработка полученных данных;

3.         предпокупочная оценка вариантов

4.         покупка

Ценовая категория ресторана –  оценивается по среднему чеку заведения.

С точки зрения экспертов, рынок ресторанов в Барнауле можно разделить на 3 ценовые категории:

  1. Fast-food – средний чек заведения около 10-15 $
  2. Рестораны средней ценовой категории – средний чек – заведения 20-30$
  3. Рестораны «премиум» класса – средний чек заведения составляет около 50 $

Критерии выбора ресторана - основные характеристики, которые влияют на выбор потребителем именно этого  ресторана.

К ним относятся:

1.         Близость расположения от основных пешеходных маршрутов

2.         Наличие станции метрополитена рядом с рестораном

3.         Наличие парковки возле ресторана

4.         Высокие вкусовые качества блюд

5.         Тип кухни (французская, итальянская и пр.)

6.         Широкий выбор блюд

7.         Широкий выбор алкогольных напитков

8.         Стоимость блюд (средний чек заведения)

9.         Способ обслуживания гостей (официантское обслуживание, самообслуживание и пр.)

10.      Качество обслуживания (быстрота обслуживания, обращение персонала с гостями, сервировка стола и пр.)

11.      Контингент посетителей (наличие «звезд», публичных персон, просто приличной публики и пр.)

12.      Интерьер

13.      Размер ресторана

14.      Наличие хорошей системы вентиляции помещения

15.      Уровень шума в помещении (уровень громкости музыки, шум с улицы, шум с кухни ресторана)

16.      Реклама ресторана в СМИ (отзывы ресторанных критиков)

17.      Престижность ресторана

18.      Новизна ресторана.

Существует такое понятие, под  названием «частота посещения». Всегда интересно знать, сколько раз  в месяц среднестатистический барнаулец ходит в ресторан. Как считалось раньше, минимум два раза в жизни: на собственной свадьбе и на собственных похоронах (заочно). Еще, возможно, на свадьбе детей. Сейчас ситуация в корне изменилась.

Среднестатистический  барнаулец  по-прежнему ходит в ресторан два раза, но только в месяц.

Всего же в ответ на вопрос: «Сколько раз Вы посещали кафе и рестораны  за последний месяц?» положительно ответили «хотя бы один раз» 73% опрошенных. Чаще других питаются вне дома 18-25 летние юноши и девушки, каковых более 70%.

Частота посещений ресторанов разных сегментов представлена ниже: (средние  показатели)

  1. Street-food – 4,4 раза в месяц.
  2. Fast-food – 3,5 раза в месяц.
  3. Рестораны– 2,3 раз в месяц.
  4. Кофейни – 1,6 раза в месяц.
  5. Пивные рестораны – 6,8 раза в месяц.
  6. Другое – 5,2 раз в месяц.

Предположим, что странное, на первый взгляд, соотношение обусловлено  уровнем дохода и спецификой наиболее посещаемых форматов. Street-food – из-за своей доступности в прямом и переносном смысле (близко и недорого). Сравнительно частое посещение ресторанов – благодаря узкому, но стабильному кругу постоянных высокодоходных Гостей.

Около 47% бывают в ресторанах значительно  реже 1 раза в месяц.

Всего по отношению к питанию вне  дома мы выявили четыре группы потребителей:

  1. Практически не питаются вне дома — 47%.
  2. Посещают кафе и рестораны быстрого питания — 33%.
  3. Посещают рестораны с официантами — 8%.
  4. Потребители услуг всех категорий — 12%.

Есть ли специфика четырех выявленных групп? Скорее «да», чем «нет». Позволю  себе несколько скучных цифр.

  1. По полу особенностей нет. Мужчины и женщины одинаково посещают или не посещают рестораны разных сегментов.
  2. По возрасту отличия более очевидные: чем человек старше, тем реже он питается вне дома. Ядро питающихся в fast-food и street-food – 25-30-летние. Рестораны посещают те, кто старше 25-и, но моложе 50-и. Я получила интересное разделение: среди самых старших посетителей ресторанов выявлены две основные группы – или не посещают вообще, или посещают рестораны «дорогого» сегмента.
  3. Образование. Нужно обратить внимание, редко питаются вне дома люди со средним и ниже образованием – во всех группах потребления. Совсем другое дело – высшее и среднее специальное – это и есть основная часть посетителей ресторанов.
  4. По профессиональному статусу констатируем очевидный факт: руководители, владельцы, менеджеры чаще посещают рестораны с официантами. Среди менеджеров также больше всего тех, кто ходит в разные концепции. Рабочие, неработающие и служащие рестораны не посещают, студенты предпочитают быстрое питание.
  5. По уровню доходов (даже принимая во внимание субъективность ответов на эти вопросы), это было ясно всегда: чем выше доход, тем выше ценовая и сервисная категория посещаемого ресторана.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Список литературы

1. Алёшина И. В. Поведение потребителей/И. В. Алёшина. - М., 2000.

2. Аристархова М., Крахмалёва А. Маркетинговое исследование потребителей//Маркетинг, 2001. №6.

3. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей/ Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - "Питер", 2006.

4. Гарри Б. Типы потребителей: введение в психографику/ Б. Гарри. - Спб, 2001

5. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе/ В. Г. Зазыкин. - М., 1992.

6. Ильин В. И. Поведение потребителей/В.  И. Ильин. - Спб, 2000.

7. Картер Г. Эффективная реклама/  Г. Картер. - М., 1991.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1991.

9. Лебедев - Любимов А. Н. Психология  рекламы/ А. Н. Лебедев - Любимов. - Спб., 2002.

10. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы/Р. И. Мокшанцев. - М., 2000.

11. Музыкант В. Л. Теория и  практика современной рекламы/  В. Л.Музыкант. - М.,1998.

12. Мухина М. К. Изучение стиля  жизни и сегментирование рынка  на основе психографических типов//Маркетинг в России и за рубежом, 2000. №3.

13. Песоцкий Е. Реклама и психология потребителя/ Е. Песоцкий. - Ростов - на - Дону, 2004.

14. Ромат Е. В. Реклама: История. Теория. Практика. СПб., 2001

15. Росситер Дж. Реклама и продвижение товаров/ Дж. Росситер, Л. Перли. - Спб.: Питер, 2001.

16. Сергеев А. М. Поведение  потребителей/ А. М. Сергеев. - М., 2006.

17. Статт Д. Поведение потребителя/ Д. Статт. - М., 2003.

18. Фоксол Г. Психология потребителей в маркетинге/Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун. - Спб, "Питер - Пресс", 2000.

19. Шуванов В. И. Психология рекламы/ В. И. Шуванов. - М., 2003.

20. Энджел Д. Ф. Поведение потребителей/ Д. Ф. Энджел. - Спб, 1999.


Информация о работе Поведение потребителей